СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ Российский патент 1994 года по МПК H02K5/24 B61C9/38 

Описание патента на изобретение RU2025868C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в локомотивах с электрической передачей.

Известна система передачи локомотива с электрической передачей, содержащая двигатель постоянного тока с вращающимся якорем и неподвижным индуктором и зубчатую шестерню, установленную на валу колесной пары [1].

В такой системе за счет совпадения собственной частоты колебаний ротора и вынужденной частоты, возникающей за счет периодического изменения магнитного потока в воздушном зазоре, возможен резонанс поперечных колебаний якоря.

Известна также система, в которой для устранения резонанса поперечных колебаний воздушный зазор под нижними главными полюсами уменьшен по сравнению с таковыми под верхними полюсами, при этом одностороннее магнитное тяжение действует как пружина с отрицательной жесткостью и уменьшает собственную частоту колебаний [2].

В этой системе используются двигатели постоянного тока с ослаблением магнитного поля и на ослабленном поле эффект пружины с отрицательной жесткостью уменьшается при ослаблении поля более чем на 50%. Таким образом, такая система недостаточно эффективна.

Цель изобретения - повышение надежности.

Цель достигается тем, что зубчатая шестерня установлена на валу колесной пары локомотива так, что угол между ее зубцами и зубцами якоря двигателя составляет β = ± , где Zя - число зубцов якоря.

Существенным отличием предлагаемой системы от прототипа является то, что благодаря проделанным операциям частота совместного возмущающего воздействия на якорь близка к сумме частот периодической составляющей магнитного тяжения и механического усилия зубьев шестерни и оказывается выше собственной частоты колебаний якоря.

Сущность изобретения заключается в следующем. Зубчатое строение якоря электрической машины (фиг. 1) обуславливает неравномерное распределение магнитной индукции В в воздушном зазоре под главными полюсами. Поскольку воздушные зазоры практически разные, то появляется периодическое возмущающее воздействие на якорь со стороны магнитных сил Fм (фиг.2) с частотой
fя = Zя ˙n (n - частота вращения якоря, об/c).

На фиг. 2 изображена система передачи локомотива с электрической передачей, где 1 - статор, 2 - главный полюс, 3 - якорь, 4 - зубчатая шестерня (ведущая), 5 - другая зубчатая шестерня (ведомое колесо). Периодическое возмущающее воздействие Pn со стороны тягового редуктора воздействует на якорь с частотой fш = Zш ˙n, шестерня на коническом хвостике вала якоря может занимать различные положения относительно зубцов якоря (фиг.3 и 4). Если периодические усилия Fм и Pn действуют в фазе, как показано на фиг.2, а это реализуется при установке шестерни по фиг.3, то частота возмущающего воздействия на якорь близка к частоте fм, поскольку число зубцов якоря в несколько раз больше числа зубьев шестерни. Обычно отношение Zя/Zш выбирается не равным и не кратным, например для тягового редуктора тепловоза
= = 3,17647.

При сдвиге зубьев шестерни по окружности на валу якоря (фиг.4) на угол β = ± частота возмущающего воздействия со стороны Fм и Pn близка к сумме их частот f = fя + fш. Собственная частота поперечных колебаний вала якоря в подшипниках на жестком основании определяется по формуле
fс = , Гц где g - ускорение свободного падения 9,81 м/c2;
δ - радиальный зазор в якорном подшипнике, обычно δ = 0,03-0,3 мм.

При указанных δ частота собственных колебаний вала якоря в подшипниках fc = 29-91 Гц. При скорости движения тепловоза, например, v = 5 км/ч частота вращения якоря может быть определена по формуле
n = 5,3 , об/мин где i - передаточное число тягового редуктора (i = 4,41);
Dк - диаметр круга катания колеса (Dк = 1,05 м),
n = 5,3 · = 1,855 об/с
При этом fм = n Zя = 1,855 54 = 100,17 Гц;
fш = n ˙Zш = 1,855 ˙17 = 31,53 Гц;
f = fм + fш = 100,17 + 31,53 = 131,7 Гц.

Следовательно, уже при скорости 5 км/ч частота возмущающего воздействия на якорь превышает максимально возможную собственную частоту колебаний якоря и резонанс поперечных колебаний якоря исключается.

Похожие патенты RU2025868C1

название год авторы номер документа
Тяговый привод локомотива 1986
  • Березовский Владимир Иванович
SU1438995A1
Способ виброакустической диагнос-ТиКи узлОВ КОлЕСНО-МОТОРНОгО блОКАлОКОМОТиВА 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Вавилов Владимир Федорович
  • Дрынкин Владимир Федорович
SU817506A1
Электрическая машина постоянного тока 1985
  • Вавилов Владимир Федорович
  • Верхогляд Василий Ефремович
  • Жидков Владимир Николаевич
  • Каримов Абдугаппар Азизович
  • Козлов Юрий Константинович
  • Муракаев Фердоуси Аминович
  • Тарасов Николай Григорьевич
  • Подгородецкий Анатолий Эдуардович
  • Усенко Всеволод Васильевич
SU1339774A1
Статор электрической машины постоянного тока 1984
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Верхогляд Василий Ефремович
  • Козлов Юрий Константинович
  • Тульчинская Нина Николаевна
SU1226571A1
Привод локомотива с опорно-рамным подвешиванием тягового электродвигателя 1982
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселев Валентин Иванович
  • Блат Виталий Леонидович
SU1066862A1
Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин 1985
  • Федотов Александр Павлович
  • Домбровский Валерий Вацлавович
SU1261035A2
Статор электрической машины постоянного тока 1985
  • Киселев Валентин Иванович
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Фальковский Евгений Абрамович
  • Тульчинская Нина Николаевна
SU1332465A1
Способ контроля контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения 1983
  • Юшко Владимир Иванович
SU1137415A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МАНЕВРОВОГО ЛОКОМОТИВА 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Шумаков Владимир Митрофанович[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2026223C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТИ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2022854C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 025 868 C1

Реферат патента 1994 года СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ

Использование: в тяговых электрических машинах, локомотивах с электрической передачей. Сущность изобретения: при сборке машины зубья шестерни на валу якоря устанавливаются так, чтобы угол между ними и зубцами якоря составлял При этом частота возмущающего воздействия равна сумме частот электромеханического и механического воздействий, что позволяет уже при скорости 5 км/ч сделать его выше собственной частоты колебаний якоря и исключить резонанс. Устройство состоит из статора 1, главного полюса 2, зубчатого якоря 3, ведущей шестерни 4, ведомого зубчатого колеса 5 колесной пары и вала якоря. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 025 868 C1

СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, содержащая двигатель постоянного тока с вращающимся якорем и неподвижным индуктором, зубчатую шестерню, установленную на валу двигателя, и находящуюся в зацеплении с ним другую зубчатую шестерню, установленную на валу колесной пары локомотива с электрической передачей, отличающаяся тем, что зубчатая шестерня установлена на валу двигателя так, что угол между ее зубцами и зубцами якоря двигателя составляет
± ,
где Zя - число зубцов якоря.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2025868C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Электрическая машина постоянного тока 1985
  • Вавилов Владимир Федорович
  • Верхогляд Василий Ефремович
  • Жидков Владимир Николаевич
  • Каримов Абдугаппар Азизович
  • Козлов Юрий Константинович
  • Муракаев Фердоуси Аминович
  • Тарасов Николай Григорьевич
  • Подгородецкий Анатолий Эдуардович
  • Усенко Всеволод Васильевич
SU1339774A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 025 868 C1

Авторы

Бейсакулов Т.Т.

Вавилов В.Ф.

Валиев Б.В.

Жидков В.Н.

Красильников В.А.

Вислополов Г.Ю.

Бирюков В.А.

Гнездилов Б.В.

Кулабухов А.С.

Даты

1994-12-30Публикация

1991-06-10Подача