Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в частности к приводу вентилятора системы охлаждения.
Известен привод вентилятора системы охлаждения двигателя [1], содержащий вал привода, гидромуфту и вентилятор.
Привод вентилятора системы охлаждения двигателя содержит также гибкую резиновую муфту для связи вала привода с редуктором привода агрегатов. Гидромуфта расположена в ступице направляющего аппарата вентилятора.
Недостатком данной конструкции привода вентилятора является необходимость периодической замены резиновых элементов гибкой муфты. Кроме того гибкая муфта может компенсировать лишь незначительную величину несоосности соединяемых валов.
Другим недостатком привода вентилятора является необходимость тщательной герметизации масляной полости ступицы направляющего аппарата, т.е. усложняется организация подвода и отвода масла гидромуфты из-за расположения последней в ступице направляющего аппарата вентилятора.
Известно устройство для охлаждения двигателя [2], содержащее вал привода, соединенный одним концом с гидромуфтой, а другим с валом вентилятора.
Шкив привода насоса с крыльчаткой насажен на полый вал привода, установленного в подшипниках качения, закрепленных в корпусе. Через полый вал проходит другой вал вентилятора, который установлен в подшипнике качения. На другом конце в зоне крыльчатки насоса на вал насажено турбинное колесо, а другой конец вала соединен с вентилятором.
При воздушной системе охлаждения двигателя и вынужденной компоновке вентилятора и коробки привода агрегатов по разные стороны двигателя для обеспечения оптимальных условий работы, это устройство не обеспечивает компенсации несоосности вала вентилятора и опоры вала привода и между опорой вала привода и гидромуфтой.
Цель изобретения - создание привода вентилятора воздушной системы охлаждения двигателя с оптимальными условиями работы и сроком службы, простота в изготовлении, удобство монтажа.
Сущность изобретения заключается в том, что привод вентилятора системы охлаждения двигателя содержит вал привода, соединенный одним концом с гидромуфтой, а другим с валом вентилятора.
Вал привода соединен с гидромуфтой через торсионный валик, а с валом вентилятора - посредством шарнирного соединения. Шарнирное соединение выполнено в виде равномерно расположенных в диаметральной плоскости сферической поверхности конца вала привода углублений, в которых установлены шарики, контактирующие с цилиндрическими поверхностями пазов вала вентилятора.
На фиг.1 изображен привод; на фиг.2 - шарнирное соединение вала привода с валом вентилятора; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2.
Привод вентилятора системы охлаждения двигателя содержит вал 1 привода, связанный с торсионным валиком 2, шлицевой конец которого через муфту 3 и кожух 4 гидромуфты 5 связан с турбинным колесом 6, которое через масло связано с насосным колесом 7, расположенным на валу-шестерне привода агрегатов (на чертежах не показан). Вал 1 привода связан с валом 8 вентилятора посредством шарнирного соединения. Шарнирное соединение выполнено в виде равномерно расположенных в диаметральной плоскости сферической поверхности конца вала 1 привода углублений 9, в которых установлены шарики 10, контактирующие с цилиндрическими поверхностями пазов 11 вала 8 вентилятора, на котором установлено колесо 12. Шарнирное соединение (фиг.2) выполнено в виде вилок полумуфт 13 и 14, насаженных соответственно на концы валов 8 и 1. Полумуфты 13 и 14 зафиксированы штифтами 15 и соединены между собой с помощью крестовины 16, пальца 17, втулок 18 и стержня 19.
Устройство работает следующим образом.
Крутящий момент вала-шестерни коробки привода агрегатов (на чертежах не показано) передается на насосное колесо 7 гидромуфты 5. По мере заполнения маслом гидромуфты 5 момент передается на турбинное колесо 6, жестко связанное с кожухом 4 гидромуфты 5 и муфтой 3, и далее на торсионный валик 2. Несоосность, возникающая между опорой вала 1 привода и гидромуфтой 5, компенсируется, частично, скручиванием торсионного валика 2. Вращение от вала 1 привода передается через шарнирное соединение на вал 8 и колесо 12 вентилятора. Несоосность вала 8 вентилятора и опоры вала 1 привода компенсирует шарнирное соединение вала 1 привода с валом 8 вентилятора за счет проворота шариков 10 в сферических углублениях 9, т.е. такое выполнение шарнира позволяет компенсировать практически любую несоосность. Выполнение пазов 11 в валу 8 вентилятора позволяет путем осевого перемещения шариков 10 в них легко осуществить монтаж и демонтаж вала 1 привода вентилятора.
Несоосность вала 8 вентилятора и опоры вала 1 привода компенсирует шарнирное соединение вала 1 привода с валом 8 вентилятора (фиг.2) за счет проворота вилок полумуфт 13 и 14 вокруг втулок 18. Демонтаж вала 1 привода вентилятора осуществляется с помощью удаления штифтов 15.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
СТЕНД ДЛЯ ОБКАТКИ И КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1988 |
|
SU1828256A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1537852A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА | 2007 |
|
RU2374525C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЕПЛОВОЙ АГРЕГАТ | 1972 |
|
SU339673A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Регулятор температуры двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1166077A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОБКАТКИ И ИСПЬ[ТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1966 |
|
SU180387A1 |
КОНУСНАЯ ИНЕРЦИОННАЯ ДРОБИЛКА С МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ ПРИВОДОМ | 2015 |
|
RU2587704C1 |
Использование: двигателестроение, в частности приводы вентиляторов систем охлаждения. Сущность изобретения: вал привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания соединен одним концом с гидромуфтой через торсионный валик, а другим концом с валом вентилятора при помощи шарнирного соединения.1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
УСТРОЙСТВО для ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯВСЕСОЮЗНАЯ | 0 |
|
SU355372A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-01-27—Публикация
1992-02-04—Подача