ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1995 года по МПК B64C9/04 

Описание патента на изобретение RU2028251C1

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов, выполненных в виде элеронов с сервокомпенсаторами.

Известен орган управления летательного аппарата, выполненный в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами.

Недостатком такого органа управления является то, что при зажатом положении рычага управления и больших углах атаки, элероны и сервокомпенсаторы под действием шарнирных моментов имеют возможность самопроизвольно отклоняться, что снижает эффективность сервокомпенсаторов при отклонении рычага управления по крену. Особенно значительное "всплывание" элеронов и вызванное этим ограничение максимальных углов отклонения сервокомпенсаторов по углу σэ возникает при выходе самолета на большие углы атаки, когда шарнирные моменты элеронов по α резко возрастают. В ряде случаев при больших углах атаки шарнирные моменты элеронов при фиксированном положении рычага управления по крену могут достигнуть таких величин, под действием которых упругие элементы сдеформируются (обожмутся) до предела, и сервокомпенсаторы при этом отклонятся на максимально заданный угол τскмакс (до упора). В этом случае при управлении по крену на одном из элеронов сервокомпенсатор, достигший упора, полностью утратит свою эффективность, что приведет к резкому росту шарнирных моментов этого элерона и соответственно к увеличению усилий на рычаге управления.

Целью изобретения является уменьшения шарнирных моментов органов управления путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки.

Это достигается тем, что в известных органах управления, выполненных в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами, система управления элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью. Эта связь предотвращает деформацию упругих элементов от воздействия на них шарнирных моментов элеронов по углу атаки и устраняет самопроизвольное отклонение сервокомпенсаторов при фиксированном положении рычага управления по кракрену.

На чертеже изображена схема предлагаемого органа управления.

Правый 1 и левый, имеющий аналогичную схему и являющийся зеркальным отображением правого (не показан) элероны соединены с системой управления, включающей рычаг 2 управления по крену, тягу 3, состоящую из упругой части 4, в которую включена пружина 5, и жесткой части 6, которая соединена с сервокомпенсатором 7. При этом система управления правым и левым элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью 8, не имеющей непосредственной связи с рычагом 2 управления.

Орган управления работает следующим образом.

При отклонении рычага 2 на элеронах 1 возникают шарнирные моменты разного знака, под действием которых упругие элементы 4 (пружины) сдеформированы, а сервокомпенсаторы 7 отклоняются в сторону, противоположную отклонению элеронов 1, что приводит к уменьшению их шарнирных моментов.

При фиксированном (неотклоненном) положении рычага 2 и увеличении угла атаки на элеронах возникают шарнирные моменты одного знака, которые воспринимаются дополнительной жесткой тягой 8 и на упругий элемент 5 не передаются, а следовательно, и сервокомпенсаторы 7 не отклоняются.

Данный орган управления позволяет значительно уменьшить шарнирные моменты при больших углах атаки путем сохранения заданного максимального диапазона углов отклонения сервокомпенсатора по углу отклонения элерона вне зависимости от угла атаки.

Похожие патенты RU2028251C1

название год авторы номер документа
РУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С ОСЕВОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ 1997
  • Фролищев Б.Н.
RU2116222C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ 1991
  • Рогожкин Ю.М.
RU2040431C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫМ МАНЕВРЕННЫМ САМОЛЕТОМ 1996
  • Власов А.Н.
  • Григорьев Ю.Л.
  • Суханов В.Л.
  • Тарасов А.З.
RU2099244C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Павленко Ольга Викторовна
  • Пигусов Евгений Александрович
RU2792369C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УГЛОВЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ 1994
  • Мерлис В.П.
RU2102714C1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Загайнов Г.И.
  • Шибаев В.М.
  • Яшин Ю.П.
RU2040433C1
Поверхность управления 2018
  • Павленко Ольга Викторовна
  • Баринов Владимир Акиндинович
RU2702480C2
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Амирьянц Геннадий Ашотович
RU2299834C2
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ 1991
  • Калинин А.И.
RU2046058C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1994
  • Амирьянц Г.А.
RU2083967C1

Реферат патента 1995 года ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов, в частности к элеронам с пружинными сервокомпенсаторами. Цель изобретения - уменьшение шарнирных моментов элеронов путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки. система управления элеронами 1 снабжена дополнительной жесткой кинематической связью 8, предотвращающей самопроизвольное отклонение элеронов и сервокомпенсаторов 7 по углу атаки при фиксированном положении рычага 2 управления. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 028 251 C1

ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, выполненный в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами, отличающийся тем, что, с целью уменьшения шарнирных моментов элеронов путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки, система управления элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2028251C1

Микеладзе В.Г., В.М.Титов Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет, М.: Машиностроение, 1974, с.30.

RU 2 028 251 C1

Авторы

Рогожкин Ю.М.

Даты

1995-02-09Публикация

1991-06-24Подача