СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1995 года по МПК B64C13/00 

Описание патента на изобретение RU2040433C1

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для повышения точности управления пилотируемыми летательными аппаратами.

Одним из путей повышения работоспособности летчика и улучшения точности пилотирования летательным аппаратом, особенно при больших перегрузках, является использование на летательном аппарате боковой ручки управления вместо традиционных рычагов управления.

Известна система дистанционного управления летательного аппарата, содержащая боковую ручку, связанную с датчиками управляющих воздействий (усилий или перемещений ручки) по каналам тангажа и крена, блок датчиков параметров движения летательного аппарата, блок формирования законов управления и рулевые приводы, кинематически связанные с органами управления летательного аппарата, причем выходы датчиков управляющих воздействий в каждом канале и выходы блока датчиков параметров движения летательного аппарата подключены к соответствующим входам блока формирования законов управления, выходы которых подключены к входам соответствующих электрогидравлических рулевых приводов [1]
Недостатком такой системы является потеря точности управления из-за характерных для боковой ручки пониженной помехозащищенности управления и повышенного взаимовлияния управляющих воздействий летчика по тангажу и крену, особенно при больших балансировочных усилиях в продольном канале, которые необходимо прикладывать летчику к боковой ручке управления для выполнения маневров с большим углами атаки и/или большими перегрузками.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система дистанционного управления летательного аппарата, содержащая боковую ручку с датчиками управляющих воздействий (усилий или перемещений) по каналам тангажа и крена, выходы которого в каждом канале подключены к входам соответствующих нелинейных блоков с характеристикой, имеющей зону нечувствительности, блок датчиков параметров движения летательного аппарата, блок формирования законов управления и рулевые приводы, кинематически связанные с органами управления летательного аппарата, причем выходы нелинейного блока в каждом канале и выходы блока датчиков параметров движения летательного аппарата подключены к соответствующим входам блока формирования законом управления, выходы которого соединены с входами соответствующих рулевых приводов [2]
Однако в случае выбора небольшой по величине ( ≈ 0,3 кгс) зоны нечувствительности по сигналу с датчика управляющего воздействия в канале крена существенно теряется точность управления при больших балансировочных усилиях на боковой ручке управления в канале тангажа из-за повышенного взаимовлияния управляющих действий летчика по тангажу и крену.

Целью изобретения является повышение точности пилотирования при одновременном управлении по крену и тангажу.

Цель достигается тем, что в систему дистанционного управления летательного аппарата, содержащую боковую ручку, связанную с датчиками управляющих воздействий (усилий или перемещений) по каналам тангажа и крена, выходы которых в каждом канале подключены к входам соответствующего нелинейного блока типа "зона нечувствительности", блок датчиков параметров движения летательного аппарата, блок формирования сигналов управления, силовые приводы органов управление летательного аппарата, кинематически связанные с органами управления летательного аппарата, причем выходы нелинейного блока в каждом канале и блока датчиков параметров движения летательного аппарата подключены к соответствующим входам блока формирования законов управления, выходы которого соединены с входами соответствующих силовых приводов, дополнительно включен функциональный блок, включающий последовательно соединенные нелинейный блок выделения модуля, масштабный блок и сумматор, а также задатчик постоянного сигнала, вход которого соединен с выходом датчика управляющих воздействий канала тангажа, а нелинейный блок в канале крена выполнен регулируемым и имеет дополнительный управляющий вход для регулирования величины зоны нечувствительности, который соединен с выходом сумматора функционального блока.

На чертеже представлена структурная схема системы дистанционного управления летательного аппарата с боковой ручкой управления.

Система дистанционного управления летательного аппарата содержит боковую ручку 1 управления, механически связанную с датчиками 2 и 3 управляющих воздействий (усилий или перемещений) по крену и тангажу соответственно, нелинейный блок 4 типа "зона нечувствительности" в канале тангажа, нелинейный блок 5 типа "зона нечувствительности" в канале крена, блок 6 датчиков параметров движения летательного аппарата, блок 7 формирования сигналов управления, функциональный блок 8, включающий последовательно соединенные нелинейный блок выделения модуля, масштабный блок и сумматор, а также задатчик постоянного сигнала, силовые приводы 9, кинематически связанные с органами 10 управления. Выход датчика 3 управляющих воздействий в канале тангажа соединен с входом нелинейного блока 4 и с входом функционального блока 8. Выход нелинейного блока 4 соединен с первым входом блока 7 формирования сигналов управления.

Выход датчика 2 управляющих воздействий соединен с первым входом нелинейного блока 5, дополнительный управляющий вход которого соединен с выходом сумматора функционального блока 8, а выход подключен к второму входу блока 7 формирования сигналов управления, выход задатчика постоянного сигнала блока 8 подключен к второму входу сумматора блока 8. Выход блока 6 датчиков параметров движения летательного аппарата соединен с третьим входом блока 7 формирования законов управления, выходы которого соединены с соответствующими входами силовых приводов 9, кинематически связанных с органами 10 управления. В качестве датчиков 2 и 3 управляющих воздействий могут быть использованы, например, датчики усилий или датчики перемещений.

Система дистанционного управления работает следующим образом.

Сигнал с датчика 2 управляющих воздействий поступает на вход нелинейного блока 5 типа "зона нечувствительности", имеющего регулируемую по величине зону нечувствительности, и далее на блок 7 формирования сигналов управления, с выходов которого он поступает на силовые приводы 9, кинематически связанные с органами 10 управления. На другой дополнительный управляющий вход нелинейного блока 5 подается управляющий сигнал, вырабатывающий функциональным блоком 8 и изменяющийся в зависимости от усилия PB, прикладываемого к боковой ручке в канале тангажа, по закону
ΔРэ 0,3 + 0,1 /Pв/кгс.

На вход функционального блока 8 поступает сигнал датчика 3 управляющих воздействий в канале тангажа. При нулевом усилии на боковой ручке управления в продольном канале зона нечувствительности по сигналу с датчика управляющих воздействий в канале крена составляет величину, соответствующую усилию на боковой ручке управления в канале крена Рэ 0,3 кгс.

При изменении прикладываемого к боковой ручке управления усилия в продольном канале на величину ΔPв сигнал на выходе функционального блока 8 увеличивается на величину 0,1/ ΔPв/, кгс, и в результате на эту же величину 0,1 /ΔPв/, кгс, увеличивается регулируемая зона нечувствительности по сигналу с датчика управляющих воздействий в канале крена. После снятия усилия с боковой ручки управления в канале тангажа регулируемая зона нечувствительности нелинейного блока 5 в канале крена снова уменьшается до величины, соответствующей управляющему по крену Рэ 0,3 кгс.

Система дистанционного управления летательного аппарата с боковой ручкой управления позволяет существенно повысить точность пилотирования при выполнении установившихся маневров с перегрузкой за счет устранения влияния на динамику управляемого движения летательного аппарата взаимодействия управляющих воздействий по тангажу и крену при больших усилиях на боковой ручке управления в продольном канале.

Похожие патенты RU2040433C1

название год авторы номер документа
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Рогожкин Ю.М.
RU2028251C1
РУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С ОСЕВОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ 1997
  • Фролищев Б.Н.
RU2116222C1
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ 1991
  • Калинин А.И.
RU2046058C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Михайлин Денис Александрович
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
RU2618652C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА СХЕМЫ "УТКА" С КРЫЛОМ ОБРАТНОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1984
  • Загайнов Г.И.
  • Суханов В.Л.
  • Тарасов А.З.
  • Костенко Н.И.
  • Наумов В.А.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Власов В.П.
SU1830843A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Кехваянц В.Г.
RU2084851C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ПРИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ НА ПРОЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Ильин Ю.С.
  • Перунина О.А.
RU2085876C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УГЛОВЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ 1994
  • Мерлис В.П.
RU2102714C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ 1996
  • Казарян А.А.
  • Миодушевский П.В.
RU2104506C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДАПТИВНОЙ ПЕРЕКРЕСТНОЙ СВЯЗЬЮ 2019
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
RU2736400C1

Реферат патента 1995 года СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к авиационной технике. Цель повышение точности пилотирования при одновременном управлении по крену и тангажу. Система дистанционного управления летательного аппарата содержит боковую ручку 1 управления, датчики 2 и 3 управляющих воздействий по крену и по тангажу соответственно, нелинейные блоки 4 и 5 типа "зона нечувствительности" в канале тангажа и в канале крена соответственно, блок 6 датчиков параметров движения летательного аппарата, блок 7 формирования сигналов управления, силовые приводы 9 органов 10 управления, а также функциональный блок 8, включающий нелинейный блок выделения модуля, масштабный блок, сумматор и задатчик постоянного сигнала. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 040 433 C1

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая боковую ручку управления, связанную с датчиками управляющих воздействий по каналам тангажа и крена, выходы которых в каждом канале подключены к входам соответствующих нелинейных блоков типа "зона нечувствительности", блок датчиков параметров движения летательного аппарата, блок формирования сигналов управления и силовые приводы органов управления летательного аппарата, причем выходы нелинейных блоков каждого канала, блока датчиков параметров движения летательного аппарата подключены к соответствующим входам блока формирования сигналов управления, выходы которого соединены с входами соответствующих силовых приводов органов управления летательного аппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности пилотирования при одновременном управлении по крену и тангажу, в нее введены последовательно соединенные нелинейный блок выделения модуля, масштабный блок и сумматор, а также задатчик постоянного сигнала, причем вход нелинейного блока выделения модуля подключен к выходу датчика управляющих воздействий по каналу тангажа, задатчик постоянного сигнала подключен к второму входу сумматора, а нелинейный блок типа "зона нечувствительности" в канале крена выполнен с управляемой величиной зоны нечувствительности и его управляющий вход связан с выходом сумматора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040433C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Автоматизация управления перспективных истребителей
ПРИБОР ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ НЕФТЬЮ 1923
  • Козимянец И.М.
SU641A1

RU 2 040 433 C1

Авторы

Загайнов Г.И.

Шибаев В.М.

Яшин Ю.П.

Даты

1995-07-25Публикация

1987-02-16Подача