Изобретение относится к строительству и касается выполнения наземных анкеров, используемых при монтажных и такелажных работах.
Известен наземный якорь для монтажных работ, включающий размещенную на грунте платформу, нижняя поверхность которой выполнена с ребрами, расположенными под углом 20-22о к вертикали и имеющими ломаное очертание, симметричное продольной оси платформы и составляющее с ней угол 60-63о, и балластные грузы.
Однако в этом якоре для полного погружения ребер в грунт требуется большая масса балластного груза. Применение ребер в качестве анкерного элемента нерационально на рыхлых грунтах.
Наиболее близким к изобретению является монтажный грунтовой анкер, включающий расположенную на грунте раму, снабженную ребрами, опускающимися посредством системы рычагов в зависимости от величины внешней нагрузки и физико-механических свойств грунтов на определенную глубину, и балластные грузы.
Ввиду относительно небольших глубины погружения и площади ребер, анкер такой конструкции имеет ограниченную несущую способность, особенно на рыхлых грунтах, требует приложения значительного усилия для извлечения ребер из грунта и достаточно сложен в изготовлении.
Цель изобретения - уменьшение массы анкера, необходимой для полного заглубления шипов в грунт, уменьшение усилия для извлечения шипов из грунта, а также сокращение затрат труда и времени при установке анкера в рабочее положение и перевода его в транспортное состояние.
На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого инвентарного грунтового полуавтоматического анкера в транспортном состоянии; на фиг. 2 - анкер в рабочем положении; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Инвентарный грунтовой полуавтоматический анкер состоит из размещенной на грунте платформы 1, снабженной устpойством 2 для стропования монтажного блока грузового полиспаста и откидными аппарелями 3 для въезда транспортного средства (тягового) на нее, которое одновременно выполняет роль балластного пригруза, шипов 4 криволинейной формы в вертикальной плоскости, обращенных выпуклостью в сторону откидных аппарелей, объединенных рамой 5 в единое анкерное поле, снабженных стопорным рычагом 6 и расположенных шарнирно на горизонтальных осях 7. Рама 5 платформы имеет устройство, состоящее из ограничителей 8, установленных шарнирно, и тяги 9, соединяющей ограничители 8 между собой; тяга 9 имеет возможность перемещаться вдоль ее продольной оси.
Инвентарный грунтовой полуавтоматический анкер работает следующим образом. В нерабочем положении шипы 4 установлены и зафиксированы при помощи стопорного рычага 6 и ограничителя 8 в раме платформы, откидные аппарели 3 сложены и находятся на платформе. Для приведения анкера в рабочее положение платформа 1 устанавливается на грунт, откидные аппарели путем вращения вокруг оси 10 устанавливаются в рабочее положение. При этом выступ 11 на аппарели перемещает, сжимая пружину 12, тягу 9 и выводит ограничитель 8 из зацепления со стопорным рычагом 6 шипа 4. В результате этого шип проворачивается вокруг горизонтальной оси 7 и его острие свободно ложится на поверхность грунта. К строповочному устройству 2 крепится тяговый трос или блок грузового полиспаста, а на платформу устанавливается транспортное или тяговое средство. Под действием прикладываемой нагрузки (после того, как она станет больше силы сцепления платформы с грунтом) происходит перемещение платформы по поверхности грунта. Ввиду того, что шипы 4 крепятся к раме платформы шарнирно на оси 7 под действием сначала их собственного веса, а с увеличением угла α и веса пригруза, они заглубляются в грунт. По мере увеличения нагрузки заглубление шипов увеличивается, что увеличивает несущую способность анкера. Максимальная несущая способность анкера обеспечивается при полном заглублении шипов, что соответствует благодаря наличию стопорного рычага 6 и упорного элемента 13 на раме платформы углу поворота шипов вокруг оси на 63о от горизонтальной плоскости.
После окончания монтажных работ снимается тяговый канат, транспортное средство съезжает с платформы, откидные аппарели укладываются на платформу 1. При этом тяга 9, перемещаясь под действием разжимающейся пружины 12, переводит ограничитель 8 в первоначальное положение. Транспортное средство стропуется за отверстие 14 в раме платформы и сдвигает ее в направлении, противоположном прикладываемой ранее нагрузки. В процессе перемещения платформы по поверхности грунта шипы извлекаются из него. При этом стопорный рычаг 6 шипа отклоняет ограничитель 8 и после того, как нижние грани шипа приобретут горизонтальное положение, срабатывает замок 15 ограничителя 8, фиксируя шип в транспортном положении. Таким образом, анкер готов к перевозке на новое место установки.
Существенное отличие предлагаемого инвентарного грунтового полуавтоматического анкера от известных монтажных наземных якорей состоит в том, что погружение шипов в грунт происходит не только в результате действия на них вертикальной нагрузки от веса платформы и транспортного средства (или балластных грузов) на ней, но и в большей степени в результате взаимодействия шипов с грунтом при перемещении платформы по грунту от горизонтальной составляющей внешней нагрузки.
Вместе с тем принцип заглубления якорных элементов при совместном действии на них веса якоря и сил, возникающих при взаимодействии якорных элементов с грунтом при перемещении якоря по грунту, известен и широко используется в конструкциях якорей моpских и речных судов. Однако якоря морских (речных) судов имеют две криволинейные лапы, расположенные симметрично по обе стороны веретена якоря с возможностью поворота на определенный угол в одну или другую сторону от продольной оси веретена.
В изобретении одиночные криволинейные шипы имеют возможность поворота только в одну сторону, упором служит рама платформы. Это позволяет применять большее число шипов на одной раме (более двух), что по сути является анкерным полем и отвечает критерию "новизна".
Использование предлагаемого инвентарного грунтового полуавтоматического анкера позволит значительно уменьшить его массу, необходимую для полного заглубления шипов в грунт, усилие извлечения шипов анкера из грунта, а также сократить время и трудоемкость работ при установке анкера в рабочее и переводе его в транспортное положение, обеспечив при этом высокую мобильность и надежность монтажных работ на любых грунтах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Монтажный грунтовой анкер | 1982 |
|
SU1201405A1 |
Способ монтажа моста-эстакады железнодорожного ИМЖ-500 сборно-разборным железнодорожным консольным краном для установки опоры и пролётного строения за один технологический цикл | 2020 |
|
RU2740595C1 |
БЫСТРОМОНТИРУЕМАЯ МОБИЛЬНАЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА | 2022 |
|
RU2780877C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ПЛАТФОРМУ | 2006 |
|
RU2312779C1 |
Устройство для выгрузки крупногабаритного оборудования | 1982 |
|
SU1111968A1 |
Аппарель | 2023 |
|
RU2814702C1 |
Подвеска поворотной секции судовой конструкции | 1987 |
|
SU1416371A1 |
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2014389C1 |
ПУТЕУКЛАДЧИК ТРАКТОРНЫЙ | 2023 |
|
RU2808047C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2011 |
|
RU2518683C2 |
Использование: при монтажных и такелажных работах. Сущность изобретения: анкер представляет собой платформу в виде рамы с шипами. Рама оснащена упорами для фиксации шипов в рабочем положении, балластными грузами, приспособлением для стропования монтажного блока грузового полиспаста, откидными аппарелями. Шипы шарнирно прикреплены к раме, выполнены криволинейной формы в вертикальной плоскости и обращены своей выпуклостью в сторону откидных аппаралей. Анкер снабжен также приспособлением для фиксации шипов в рабочем положении, срабатывающим при переводе откидной аппарели рамы из транспортного в рабочее положение. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Монтажный грунтовой анкер | 1982 |
|
SU1201405A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-02-20—Публикация
1992-04-30—Подача