Предлагаемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к ходовым системам гусеничных транспортных машин.
Известно ведущее колесо гусеничной машины, содержащее съемный венец, жестко установленный посредством болтового соединения со ступицей, выполненной заодно с ведомым валом бортового редуктора (Минченко М.Е., Любельский Г.Г. Трактор ТТ-4. М., 1987, с. 53, рис. 32).
Недостаток известного устройства заключается в том, что динамические нагрузки, возникающие при перематывании ведущим колесом гусеничной цепи, передаются через ведомый вал на детали и узлы трансмиссии, а через звенья гусеницы - на детали ходовой и несущей систем, снижая долговечность деталей и узлов трактора.
Известно также ведущее колесо гусеничного транспортного средства, содержащее ступицу с запрессованными в нем пальцами, охватывающие их упругие элементы из эластичного материала, венец с отверстиями для размещения упругих элементов, крепежные и стопорные элементы, фиксирующие зубчатый венец в осевом направлении относительно ступицы.
Однако и упомянутое устройство не лишено недостатков.
Поскольку в известном устройстве упругие элементы установлены в отверстиях зубчатого венца без предварительного натяга, в процессе эксплуатации имеет место проворачивание их в этих отверстиях. В результате происходит деформация и износ упругого элемента.
Кроме того, в процессе работы между внутренней поверхностью упругого элемента и пальцем от смятия появляются зазоры, в которые попадает абразив. Происходит преждевременный износ упругих элементов.
В результате быстрого износа упругих элементов на узлы и детали трансмиссии и ходовой системы от ведущего колеса и гусеницы передаются большие динамические нагрузки, снижая их надежность и долговечность.
Другой недостаток известного устройства заключается в том, что в ведущем колесе имеет место смещение осей пальцев ступиц и отверстий в зубчатых венцах. В результате усложняется монтаж и демонтаж упругих элементов в эксплуатации и при сборке на заводе-изготовителе.
Цель предлагаемого изобретения - увеличение долговечности и надежности деталей трансмиссии и ходовой системы гусеничной машины за счет увеличения срока службы упругого элемента, а также упрощение монтажа и демонтажа ведущего колеса.
Поставленная цель достигается тем, что в ведущем колесе гусеничного транспортного средства, включающем ступицу с запрессованными в нее пальцами, охватывающие их упругие элементы из эластичного материала, размещенные в отверстиях зубчатого венца, крепежные и стопорные элементы, упругий элемент установлен с предварительным натягом в отверстии венца и снабжен неподвижно закрепленной внутри него втулкой из твердого материала, а сопрягаемые поверхности втулок и пальцев выполнены конусными.
Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения и прототипа позволяет выявить следующие отличительные признаки:
1. Упругий элемент снабжен неподвижно закрепленной внутри него втулкой из твердого материала.
2. Упругий элемент установлен в отверстии венца с предварительным натягом.
3. Сопрягаемые поверхности пальца и втулки выполнены конусными.
Следовательно предлагаемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Сравнение с другими техническими решениями позволило установить, что в машиностроении широко применяются амортизаторы и муфты из упругого материала, внутри которых установлены втулки из твердого материала (например, на тракторе ТДТ-55А подобные амортизаторы использованы в установке двигателя). Следовательно признак 1 не является новым. Однако остальные признаки в других технических решениях выявлены не были.
Благодаря тому, что упругие элементы установлены в отверстии зубчатого венца с большим предварительным натягом, а втулки из твердого материала, охватывая наружную поверхность пальца ступицы, неподвижно закреплены относительно упругого элемента, исключается появление зазоров между наружной поверхностью упругих элементов и венца, пальцем ступицы и внутренней поверхностью упругого элемента, в результате повышается долговечность упругого элемента, увеличивается срок его службы и, следовательно, возрастает надежность и долговечность деталей и узлов трансмиссии ходовой и несущей систем.
Следовательно предлагаемое техническое решение соответствует критерию изобретения "существенные отличия".
Один из возможных вариантов предлагаемого устройства изображен на чертеже: на фиг. 1 - ведущее колесо в разрезе; на фиг. 2 дано графическое изображение положения упругого элемента перед запрессовкой.
Ведущее колесо содержит ступицу 1 со шлицевым отверстием и зубчатый венец 2, в отверстиях которого установлены упругие элементы 3 из эластичного материала, например из резины. Наружный диаметр D2 упругого элемента 3 в 1,15. . . 1,25 раза превышает диаметр D1 отверстий зубчатого венца 2. Для более полного заполнения по объему последнего объем упругого элемента 3 равен или же несколько меньше объема полости, образованной поверхностью отверстия в зубчатом венце 2 и наружной поверхностью установленной внутри упругого элемента 3 втулки 4. Это достигается за счет выполнения наружной поверхности упругого элемента 3 в форме трапеции с углублением в средней части. Втулка 4 выполнена из твердого материала, например металла, а ее внутренняя поверхность имеет форму усеченного конуса. Кроме того, втулка 4 неподвижна относительно упругого элемента 3. Это достигается за счет привулканизации внутренней поверхности упругого элемента 3 к наружной поверхности втулки 4. Пальцы 5 обеспечивают соосное центрирование зубчатого венца 2 и ступицы 1 и также имеют форму усеченного конуса.
За счет установки упругого элемента 3 в отверстии венца 2 с большим предварительным натягом, а также за счет исключения попадания абразива из-за отсутствия зазоров между наружной поверхностью металлической втулки 4 и внутренней поверхностью упругого элемента 3, достигаемой путем привулканизации последней, исключается проворачивание упругого элемента 3 в отверстии венца 2 и его преждевременный износ. Таким образом достигается увеличение срока службы упругого элемента 3, что в свою очередь влияет на повышение долговечности и надежности деталей и узлов трактора. Выполнение сопрягаемых поверхностей втулки 4 и пальца 5 в виде усеченного конуса позволяет произвести установку венца 2 на ступице 1 даже при несовпадении осей втулки 4 и пальца 5. В результате повышается технологичность сборки и ремонта ведущего колеса в эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ведущее колесо гусеничного транспортного средства | 1987 |
|
SU1581643A1 |
Ведущее колесо гусеничного транспортного средства | 1987 |
|
SU1468812A1 |
ВЕДУЩЕЕ ЛИТОЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2022858C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1482831A1 |
Зубчатое колесо | 1976 |
|
SU696225A1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2049011C1 |
Привод ходовой тележки гусеничного экскаватора | 1989 |
|
SU1652465A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1986 |
|
SU1391977A1 |
ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2035340C1 |
Привод колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1306753A1 |
Использование: в области транспортного машиностроения, в частности в ходовых системах гусеничного транспортного средства. Сущность изобретения: ведущее колесо гусеничного транспортного средства выполнено с зубчатым венцом, в отверстиях которого установлены упругие элементы с предварительным натягом, а внутреняя поверхность упругого элемента привулканизирована к наружной поверхности металлической втулки, установленной внутри упругого элемента. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Механизация и автоматизация лесохозяйственного производства | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Отечественные и зарубежные болотоходные тракторы | |||
М.: ЦБНТИ Гослесхоза СССР, 1982, с.7-9. |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1991-07-05—Подача