Изобретение относится к прогрессивным методам обучения, предназначенным для изучения и запоминания терминологических, тематических блоков, математических, физических формул, формул химических реакций и т.п.
Известны способы обучения, заключающиеся в воздействии на обучаемого информационным блоком, выполненным, как правило, в виде учебника с разрозненно расположенными среди поясняющего текста буквенными или символическими обозначениями [1].
Известные способы обучения обладают общим основным недостатком, заключающимся в том, что усвояемость изучаемого материала зиждется, в основном, на зрительной памяти, при этом, как правило, учебный материал разрознен, а при его комплектовании, например, в виде таблиц, формул, словарей, понятий или иностранных слов значительно повышается утомляемость обучаемого при работе с таким информационным блоком, причем процесс обучения носит длительный характер.
Технический результат, достигаемый в результате применения способа, согласно изобретению заключается в ускорении процесса обучения, повышении усвояемости учебного материала и тем самым повышении эффективности обучения при одновременном снижении утомляемости обучаемого.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что информационный блок формируют в виде набора информационных граф, служащих для заполнения соответственно буквенными и/или символьными и/или цифровыми изображениями, придают информационному блоку игровую форму путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений, предоставляют обучаемому комплект вопросов. По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями проводят проверку по комплекту ответов и повторяют цикл обучения до полного заполнения информационного блока.
Указанный результат также достигается за счет того, что информационный блок выполняют в виде тренировочного и контрольного наборов.
Формирование информационного блока в виде набора информационных граф, служащих для заполнения соответственно буквенными и/или символьными и/или цифровыми изображениями, позволяет сконцентрировать учебный материал по конкретной тематике, охватывающей определенную область науки или техники, что способствует более эффективному усвоению материала.
Придание информационному блоку игровой формы путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений, позволяет прежде всего подключить у обучаемого, кроме зрительной памяти, двигательную память, что повышает эффективность обучения, причем эффект еще более усиливается за счет образования в информационном блоке мнемонических групп изображений, пересекающихся между собой на совпадающих элементах изображений. У обучаемого при этом возникают положительные эмоции, усиливающие восприятие и запоминание, благодаря чему происходит более быстрое и эффективное обучение.
Предоставление обучаемому комплекта вопросов обеспечивает возможность произвести фазу заполнения части информационного блока, при этом его заполнение подобным образом в отличие от одновременного заполнения всего его объема в целом способствует лучшему запоминанию и снижению утомляемости вследствие замены механического запоминания игровой формой обучения.
По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями проводят проверку по комплекту ответов, которая может осуществляться как самим обучаемым, так и обучающим, что расширяет функциональные возможности способа, который при необходимости может стать процессом самообучения.
Повторение цикла обучения до полного заполнения информационного блока обеспечивает прочное ускоренное эффективное усвоение учебного материала во всем объеме изображений, из которых составлен данный информационный блок.
Выполнение информационного блока в виде тренировочного и контрольного наборов также обеспечивает за счет дополнительного повторения учебного материала в игровой форме лучшую усвояемость изучаемого материала.
Предлагаемый способ обучения осуществляется следующим образом.
По теме, требующей изучения, определяется объем изображений, знание которых необходимо и достаточно для полного усвоения данного учебного материала, т.п. производят формирование информационного блока в виде набора информационных граф, служащих для заполнения соответственно буквенными и/или символьными и/или цифровыми изображениями, которые в зависимости от изучаемой тематики (иностранный язык, химия, математика, физика, гуманитарные науки и т. п.) выполняют в виде слов, цифровых или буквенных формул, символов или их сочетаний. Затем придают информационному блоку игровую форму путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений, при этом информационный блок может иметь любую произвольную форму, вытекающую из количества совпадающих элементов изображений, может быть также смешанным, т.е. буквенно-символьным, символьно-цифровым и т.п., либо выполненным в виде учебного пособия, например, из пересекающихся полос, установленных с возможностью взаимного перемещения.
Затем предоставляют обучаемому комплект вопросов, являющихся определениями данных, входящих в набор изображений, после чего обучаемый заполняет часть информационного блока известными ему изображениями. По завершении обучаемым фаз заполнения информационного блока соответствующими изображениями производят проверку по комплекту ответов, что также способствует обучению и позволяет закончить его определенную фазу. После этого повторяют цикл обучения до полного заполнения информационного блока.
Для лучшего усвоения учебного материала информационный блок может быть выполнен в виде тренировочного и контрольного наборов, повторяющих друг друга, что усиливает эффективность обучения.
На фиг.1-3 приведены примеры реализации способа обучения.
Пример 1 (фиг.1).
По теме "химия" формируют информационный блок в виде набора информационных граф, служащих для заполнения буквенными и цифровыми изображениями химических формул и придают информационному блоку игровую форму путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений. Затем предоставляют обучаемому комплект вопросов. Обучаемый заполняет столбцы и строки известными ему изображениями. При этом на некоторых столбцах и строках, например, в местах их пересечения в качестве подсказки уже могут быть изображены отдельные необходимые буквы или цифры. По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями проводят проверку по комплекту ответов и повторяют цикл обучения до полного заполнения информационного блока. Затем обучаемому может быть представлен контрольный информационный блок (не показан). При его заполнении число обращений к комплекту ответов сводится к минимуму.
П р и м е р 2 (фиг.2).
По свободной теме формируют информационный блок в виде набора информационных граф, служащих для заполнения цифровыми изображениями. Информационному блоку придают игровую форму, располагая информационные графы в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений. Предоставляют обучаемому комплект вопросов. По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями обучаемому предоставляют комплект ответов и проводят проверку. Цикл обучения повторяется до полного заполнения информационного блока.
П р и м е р 3 (фиг.3).
По теме "коммерция" формируют информационный блок в виде набора информационных граф, служащих для заполнения буквенными изображениями и придают информационному блоку игровую форму путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах соответствующих изображений. Затем предоставляют обучаемому комплект вопросов на английском языке. По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями производят проверку по комплекту ответов и повторяют цикл обучения до полного заполнения информационного блока. Затем обучаемому может быть предоставлен контрольный информационный блок (не показан). При его заполнении число обращений к комплекту ответов становится минимальным.
Таким образом, информационный блок может быть составлен из любого количества подобных наборов информационных граф, служащих для заполнения соответственно буквенными и/или символьными и/или цифровыми изображениями, необходимых для полного охвата и усвоения определенного объема знаний по определенному разделу какой-либо тематики из любой области науки и техники.
Обучение с помощью предлагаемого способа позволяет, сконцентрировав учебный материал по конкретной тематике, охватывающей определенную область науки или техники, обеспечить более эффективное и ускоренное усвоение учебного материала при одновременном снижении утомляемости обучаемого.
Игровая форма осуществления способа позволяет исключить механическое заучивание и монотонность обучения, что также снижает утомляемость и облегчает усвоение учебного материала.
Способ может быть очень широко использован для любых возрастных групп обучаемых от детского сада и школы до вузов, применен для самообучения и может быть реализован с помощью компьютерной графики, посредством выпуска учебных пособий, настольных игр и т.п.
Использование: предназначено для изучения и запоминания терминологических, тематических, языковых блоков, математических, физических формул, формул химических реакций и т.п. и может найти применение при обучении в широком спектре тематик науки и техники. Сущность изобретения: на обучаемого воздействуют информационным блоком, который формируют в виде набора информационных граф, служащих для заполнения соответственно буквенными и/или символьными, и/или цифровыми изображениями, придают информационному блоку игровую форму путем расположения информационных граф в виде столбцов и строк, пересекающихся между собой на совпадающих элементах, соответствующих изображений, представляют обучаемому комплект вопросов. По завершении обучаемым фазы заполнения информационного блока соответствующими изображениями производят проверку по комплекту ответов и повторяют цикл обучения до полного заполнения информационного блока. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Шестаков А.А | |||
Курс высшей математики | |||
М.: Высшая школа, 1982. |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1992-12-23—Подача