Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов -ч;слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных или кодирующих аппаратов.
Целью изобретения является распшре- ни ;и1дактических возможностей тренажера за счет формирования у операторов на начальном этапе двигательных навыков, с получением обратной информации после выполнения каждого движения о его результатах, при наборе текстов «сленым десятипальцевым способом.
На фиг. 1 представлена структура предлагаемого тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока сравнения.
Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков для формирования кодовой (цифровой) информации, блок 4 счетчиков для формирования символьной (буквенной) информации, первый и второй дешифраторы 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок 9 динамического (случайного) формирования вопросов и блок 10 регистрации.
Блок 1 имеет клавиши со съемными шиль- диками, кнопки «Пуск и «Сброс (не показа ) .
Блок 3 включает первый и второй кольцевые счетчики 11 и 12 (с предварительной установкой), первый, второй, третий и четвертый переключатели 13, 14, 15 и 16 соответственно (правая-левая) и «Вкл-Выкл (включено-выключено) правой части, левой части и всего цифрового ряда.
Блок 4 включает первый и второй кольце- вые счетчики 17 и 18 (с предварительной установкой), первый, второй, третий, четвертый и пятый переключатели 19, 20, 21, 22 и 23 (спаренный) соответственно «П-Л, «Вкл - Выкл, правой части, левой части и всего горизонтального ряда клавиатуры и «ГР- -В (горизонтальный ряд - вся клавиатура).
Блок 9 содержит генератор 24 имнуль- сов (с высокой частотой следования), одно- вибратор 25 и элемент И 26.
Блок 10 включает счетчик 27 числа ответов ( с регулируемым числом счета), счетчик 28 числа прави/1ьных ответов, элемент ИЛИ 29 и индикатор 30 «Стоп.
Блок 2 содержит элементы И 31, первый и второй элементы ИЛИ 32 и 33, элемент 34 задержки и элемент 35 запрета. Блок 7 на своем табло копирует размещение кла- клавиатуры блока 1.
Устройство работает следуюпдим образом. Предварительно переключатель 8 устанавливают в положение «Цифры, а на блоке 3 переключатели 13 в положение «П, 14 - 15 положение «Вкл, 16 - в положение «Выкл Положение переключателя 15 любое. В блоке
3 подключились для работы счетчик 11 и первая половина де1пифратора 5. Переключатель на счетчике 27 устанавливают в положение «150.
Включают ni- T;iiiHi Запускается генератор 24. На :абло б. ижа 7 .-чмваются индикаторы «Н,ифры и «Правая, предпи- сываюн1,ие обучаемому работать на правой части цифрового чядя клавиатуры блока 1 правой рукой.
Обучаемый нажимает кнопку «Сброс, устанавливая счетчики в исходное состояние, а затем кнопку «Пуск, обеспечив подачу импульса на одновибра-ор 25 блока 9. Импульс с выхода одновибратора 25 поступит на вход элемента И 26, обеспечив прохождение через него импульсов с выхода генератора 24. Длительность импульсов генератора 24 в сотни раз меньше длительности импу;1ьса одновиб)атора 25, а число импульсов, поступающих в блоки 3 и 4 за время действия импульса с одновибратора 25, превышает в несколько раз разрядность счетчиков 11, 12 и 17, 18 вместе взятых.
Импульсы с выхода элемента И 26 через переключатель 8 подаются на вход блока 3 и через переключатель 13 - на вход счетчика 11, обеспечивая его случайное состояние. На одно.м из выходов дешифратора 5, соответствующем данному случайному состоянию счетчика 11, появится единичный потенциал, который поступит на соответствующий вход блока 7, высветив на табло его цифрового ряда моторную характеристику, например, П 2 (правая вторым) и на соответствующий данной .моторной характеристике один из входов блока 2.
Обучаемый по высвеченной моторной характеристике (П2) выполняет движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, т.е. производит удар воторым пальцем правой руки по клавише. При ударе по клавинге происходит замыкание контакта микровыключателем, обеспечивающего появление импульса. Этот импульс поступает па вход элемента ИЛИ 32 б.лока 2, соответствующего данной клавиатуре, и через элемент ИЛИ 33 - на вход эле.мента 34, длительность задержки которого равна длительности срабатывания элемента И 31.
Если обучаемый правильно выполнил движение, то на выходе элемента И 31 появится импульс (так как на втором входе данного элемента 31 имеется единичный потенциал с выхода дешифратора 5), который поступит через элемент ИЛИ 32 на вход блока 10, зафиксировав в счетчике 27 первый ответ (отработку одного движения) и на запрещающий вход элемента 35, на информационный вход которого в данный мо.мент подается импульс с выхода элемента 34, предотвратив появление импульса на синхронизирующем выходе блока 2. Одновременно импульс с выхода результата блока 2 поступит на вход одновибратора 25, импульс с
выхода которого обеспечит кратковременное noraiijeuHe моторной характеристики, перевод в ifOBoe случайное состояние счетчика 11 и пос;1едуюп 1,ее высвечивание на цифровом ряду табло блока 7 следующей моторной характеристики.
Если обучаемый неправильно выполнил движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, то импульс появится только на выходе элемента 33 и через элементы 34 и 35 поступит на вход блока 10, зафиксировав в счетчике 27 ответ (произведенное обучаемым движение). На цифровом ряду табло блока 7 продолжает высвечиваться неправильно отработанная моторная характеристика, она будет высвечиваться до правильного выполнения движения обучаемым.
При выполнении обучаемым 150-го удара по клавишам цифрового ряда блока 1, на выходе счетчика 27 появится импульс (переполнения), который засветит индикатор 30 «Стоп, предупреждающий обучаемого (преподавателя) о снятии показаний со счетчика 28. По числу правильных движений судят о степени выработки навыка ориентировки на цифровом ряду клавиатуры правой руки обучае.мого.
Затем переходят к упражнению левой руки. Для этого в блоке 3 устанавливают переключатели 13 в положение «Л (левая), 15 - в положение «Вкл, 16 - в положение «Выкл, а положение переключателя 14 любое. В работу подключается счетчик 12 и вто ая половина дешифратора 5.
На табло блока 7 высвечиваются индикаторы «Цифры и «Левая, предписываю- П1ие обучаемому работать на левой части цифрового ряда блока 1 левой рукой.
Работа блоков и элементов тренажера происходит аналогично описанному для правой части клавиатуры.
При загорании индикатора «Стоп (после 150 ответов) снимают показания со счетчика 28, по которым судят о степени выработки навыка ориентировки на цифровом ряду клавиатуры левой руки обучаемого. После этого переходят к упражнению на всей клавиатуре цифрового ряда обеими руками. Для этого, на блоке 3 устанавливают переключатели 13 в положение «П, 14 - в положение «Выкл, 15 и 16 - в положение «Вкл. На табло блока 7 высвечивается индикатор «Цифры.
Работа блоков и элементов тренажера происходит аналогично описанному, счетчики 11 и 12 включаются последовательно, образуя единый кольцевой счетчик, дешифратор 5 используется полностью.
Аналогично производится выработка навыка ориентирования на клавиатуре символов (букв). Для этого переключатель 8 устанавливают в положение «Буквы, а на блоке 4 переключатели 19 в положение «П, 20 и 23 - в положение «Вкл, 22 -
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
в положение «Выкл, а Ю.-южение переключателя 21 . тюбое. В работу вк.чмчается первая часть счетчика 17 и част1 дсши(()р; тора 6 На табло блока 7 BLiicPeMiiiiaioicH индикаторы: «Букв|)1, «ГР, (горязоцтальпый pn.i из символьных рядов) и «11равая, предии- сывающие обучаемому работать па npanoii части горизонтального ряда клавиатуры блока I правой рукой.
Обучаемый наж}1мает кнопку «Сброс, а затем «Пуск, обеспечив подачу с выхода генератора 24 на нход счетчика 17 импульсов, которые приводят счетчик 17 в случайное состояние. На одном из выходов дешифратора 6, соответствующих данному случ:п ь ному состоянию счетчика 17, ноявится eu - ничный потенциал, KOTcipbiii поступит на вход блока 7, высветив в пмкольном горизоп тальном ряду MOT( .характеристику, например, П4 (правым четвертым) и па соответствующей данной моторной характеристике один из входов блока 2.
Действия обучаемого и работа тов и блоков тренажера происходят aiia.ir;- гпчно описан)1ому (для по. южения «Цифры переключателя 8|.
Последующая отработка навьп а ориентирования по моторным характеристикам осуществляется в такой г10с.1едовате. 1Ы()- сти: левая часть клавиатуры горизонтального ряда, вся к.1авиатура горизонта. П)- ного ряда, вся правая част1 к.павиатуры символов, вся .1евая часть клавиатуры сим- во. юв и вся к.1ав1 атура символов.
На каждой стадии отработки навыка ориентирования снимают показа1 .ия со счетчика 28, определяя тренируел ость об чае- мого.
Испо;1ьзование пред, 1а асмо1-о строй- ства для тренировки Te/ierpaijincTOB pacnin- ряет дидактические возможносгп тренажеров за счет формирования у с)нерато|1ои па нача.лыюм этапе обучения дв1 1 ате. 1ьных навыков ориентирования, путем вьптолнения движений но задаваемым в случ.айиом порядке моторным характеристикам, с no.iy- чением обратной информации о рсзу. тах движения. При этом обучение набору текстов осуществляют слепым дссятп- пальцевым способом.
Формирование двигательных ориентирования вк.чючает в себя iipeo6|}a- зование информации из BHenniei o сигна.ча во внутренн1 лю оперативную форму плана действия по полученному сигналу, нутсу предварительного анализа предметно1-о содержания действия по набору каждого символа (знака). При этом обучаемые поэтапно осваивают приемы ориентирования в споеобе исполнения, т.е. в выборе соответствующего пальца на левой и правой руке и задания маршрута его движения.
Применеппе новой методики выработки навыка ориентирования позво.пяет на
начальном этапе обучения достичь правильной постановки пальцев рук операторов на клавиатуре телеграфного аппарата и четкого выполнения ими удара по клавишам, повысить качество передачи текста и сокра- тить сроки подготовки телеграфистов.
Формула изобретения
Тренажер телеграфиста, содержащий блок ввода ответов, выходы которого соеди- нены с соответствующими входами первой группы блока сравнения, выходы результата и синхронизации которого подключены к информационному и управляющему входам соответственно блока регистрации, блок динамического формирования вопросов, вход которого соединен с выходом результата
фиг. г
блока сравнения и блока предъявления учебной информации, отличающийся тем, что,с с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены первый и второй блоки счетчиков, первый и второй дешифраторы и переключатель, вход которого соединен с выходом блока динамического формирования вопросов, а первый и второй выходы соединены с входами соответственно первого и второго блоков счетчиков, выходы которых подключены к входам соответственно первого и второго дешифраторов, выходы которых соединены с соответствующими входами первой и второй групп блока предъявления учебной информации и с соответствующими входами второй и третьей групп блока сравнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1418800A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1479953A2 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1259327A1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1649590A1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для формирования и контроля двигательных навыков, и может быть использовано для тренировки телеграфистов на первом этапе обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет формирования двигательных навыков с получением обратной информации после выполнения каждого движения о его результатах. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов (клавиатуру), блок 2 сравнения (анализа ответов), блок 3 счетчиков для формирования цифровой информации, блок 4 счетчиков для формирования символьной (буквенной) информации, два дешифратора 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок 9 динамического (случайного) формирования вопросов и блок 10 регистрации. Применение новой методики выработки навыка ориентирования позволяет на начальном этапе обучения достичь правильной постановки пальцев рук операторов на клавиатуре телеграфного аппарата и четкого выполнения ими удара по клавишам, повысить качество передачи текста и сократить сроки подготовки телеграфистов. 2 ил. i (Л со со 05 О5 сриг.7
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ | 0 |
|
SU297207A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Обучающее устройство | 1975 |
|
SU579653A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-05-30—Публикация
1985-10-24—Подача