Изобретение относится к медицинской технике, касается безрельсового транспорта, конкретно транспортных средств для инвалидов.
Близкими аналогами устройства являются инвалидные коляски и самоходные инвалидные кресла, содержащие складное сиденье со спинкой и подлокотниками, конструкции которых позволяют уменьшать габариты в нерабочем положении (1,2).
Известно также самоходное кресло-коляска, содержащее сиденье со спинкой и подлокотниками, шасси с электроприводом и органом его управления, расположенным на подлокотнике (3).
Однако ему, как и указанным выше аналогам, свойственны следующие недостатки. Во-первых, в режиме "коляска" человек, толкающий перед собой кресло-коляску с инвалидом, выполняет физическую работу, в то время, как целесообразно и в этом режиме использовать имеющийся электромеханический привод. Пользоваться же органом управления, расположенным на подлокотнике (тем более в передней части подлокотника) ему неудобно и опасно, равно как и двигаться сбоку от кресла. Во-вторых, даже при наличии дублирующего органа управления сопровождающему лицу негде разместиться на управляемом им самоходном кресле. Не полностью используются также грузовые возможности самоходного кресла в смысле обеспечения возможности перевозки инвалидом члена семьи (ребенка, например), другого инвалида, небольших грузов и т.д. Все это обусловливает суженные функциональные (технико-эксплуатационные) возможности самоходного инвалидного кресла, вызывает некоторое неудобство для его пользователей.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение функциональных возможностей самоходного инвалидного кресла и повышение удобства его эксплуатации.
Решение указанной выше задачи обеспечивается тем, что самоходное инвалидное кресло-коляска, содержащее сиденье со спинкой и подлокотниками, шасси с электроприводом и органом его управления, расположенным по крайней мере на одном подлокотнике, снабжено откидным, на шарнире элементом задней стенки спинки, а подлокотники выполнены составными, из верхней подвижной и нижней неподвижной частей. При этом подвижная часть соединена с неподвижной около спинки посредством шарнира с возможностью поворота на 180о и фиксации.
Решение поставленной задачи обеспечивается также тем, что в указанном самоходном инвалидном кресле-коляске откидной элемент задней стенки спинки сиденья выполнен плоским, в виде дополнительного сиденья, при этом в откинутом положении оно расположено на уровне основного сиденья, а также тем, что откидной элемент задней стенки спинки сиденья снабжен бортами, высота которых в откинутом положении элемента соответствует разности уровней расположения подвижной части подлокотника и дополнительного сиденья.
За счет первого признака появляется возможность размещения груза, пассажира или сопровождающего лица при минимальных габаритах в нерабочем положении. И именно за счет второго признака существенно улучшаются условия управления креслом с инвалидом сопровождающим лицом в самоходном режиме (т.е. за счет электропривода), а также в режиме "коляска".
Остальные отличительные признаки не обязательны и характеризуют изобретение лишь в частных случаях, в конкретных, предпочтительных формах выполнения. Выполнение откидного элемента в виде плоского дополнительного сиденья приводит к улучшению условий размещения пассажиров или сопровождающего лица, равенство уровней основного и дополнительного сидений облегчают, в частности, дублирование управления шасси, длительное движение задним ходом. Наличие болтов у откидного элемента повышает вместимость дополнительного грузового объема (площадки), а при использовании в качестве дополнительного сиденья устойчивость, безопасность пассажира или сопровождающего лица. Признак, касающийся размеров бортов, обусловлен необходимостью компоновки бортов дополнительного сиденья (в его рабочем положении) под повернутыми назад подлокотниками.
На фиг.1 показано инвалидное кресло-коляска, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид в плане; на фиг.3 показан подлокотник с шарниром и фиксатором в увеличенном масштабе; на фиг.4 изображено устройство в одном из режимов эксплуатации (самоходный режим с управлением инвалидом); на фиг.5 то же, в другом режиме эксплуатации (самоходный режим с управлением идущим сопровождающим лицом); на фиг.6 спинка кресла с вариантами откидных элементов.
Самоходное инвалидное кресло-коляска содержит сиденье 1 со спинкой 2 и подлокотниками 3, шасси с электроприводом 4 и органом 5 его управления, расположенным по крайней мере на одном подлокотнике 3 (левом или правом).
К задней (тыльной) стороне спинки 2 прилегает откидной, на шарнире 6 с поперечной горизонтальной осью, плоский (или близкий к плоскому) элемент 7. В откинутом положении (повернутом в горизонтальное положение) он образует дополнительное сиденье или грузовую площадку (см. фиг.6). В первом случае оно может быть снабжено подушкой (показано пунктирно на фиг.1) со стороны, обращенной к спинке 2. В откинутом положении элемент 7, являющийся дополнительным сиденьем, расположен на уровне основного сиденья 1 (с точностью до толщины элемента 7).
В рекомендуемом варианте выполнения устройства элемент 7 снабжен бортами 8 (см. фиг.6) слева и справа по борту, высота Н которых (см. фиг.6б) в откинутом положении элемента 7 соответствует разности уровней расположения верхней части подлокотника 3 и дополнительного элемента 7 в откинутом положении.
Подлокотники 3 выполнены составными, из верхней подвижной части 9 и нижней неподвижной части 10, при этом части 9 и 10 соединены между собой около спинки 3 посредством шарнира 11 с вертикальной осью и фиксатора 12. Фиксатор 12 выполнен, например, в виде цилиндрического пальца с головкой и с фиксирующим штифтом под соответствующий паз в части 9, с возвратной пружиной и буртиком (см. фиг.3). Шарнир 11 и фиксатор 12 обеспечивают возможность поворота части 10 на 180о и фиксации в исходном и указанном противоположном положениях.
Сиденье 1 с задней (тыльной) стороны может быть снабжено выступом (выступами) 13, являющимся (являющимися) опорой для элемента 7 в откинутом его положении. Для фиксации в обоих своих положениях элемент 7 может быть снабжен фиксаторами 14 и 15 (см. фиг.6).
Устройство работает следующим образом.
В одном (основном) из режимов эксплуатации (самоходный режим с управлением инвалидом, см. фиг.4) инвалид расположен на сиденье 1, положив руки на части 9 подлокотников, и управляет электроприводом 4 посредством органа 5. При этом элемент 7 находится либо в убранном положении (не используется) с включенным фиксатором 14, либо откинут (фиксатор 15 включен) и используется для транспортировки грузов или пассажира (ребенка, другого инвалида и т.д.).
Во втором режиме эксплуатации (самоходный режим с управлением идущим сопровождающим лицом, см. фиг.5) инвалид расположен также на сиденьи 1, положив руки на части 10 подлокотников, а части 9 зафиксированы фиксаторами 12 в повернутом на 180о положении. Сопровождающее лицо перемещается пешком между частями 9 (левой и правой) за спинкой 2 с убранным элементом 7 (фиксатор 14 включен), держась за части 9 и управляя электроприводом 4 посредством органа 5.
В третьем режиме эксплуатации (режим "коляска") положение частей 9, 10 устройства и расположение инвалида и сопровождающего лица те же, см. фиг.5), но электропривод 4 с органом 5 не используется: сопровождающее лицо толкает кресло-коляску перед собой посредством частей 9 левого и правого подлокотников.
В четвертом режиме эксплуатации (самоходный режим с управлением сидящим сопровождающим лицом на чертежах не показано) положение частей 9, 10 устройства и расположение инвалида те же (см. фиг.5), но сопровождающее лицо расположено на дополнительном сиденьи, образованном откинутым элементом 7 (фиксатор 14 выключен, фиксатор 15 включен). При этом его руки покоятся на частях 9 подлокотников, а управление электроприводом 4 (движение шасси задним ходом) осуществляется им посредством органа 5.
При выполнении фиксатора 12 по варианту фиг.3 перевод части 9 подлокотника 3 осуществляют следующим образом: оттягивают палец за головку (с показанным на фиг.3 кольцом) вверх, преодолевая усилие пружины, до выхода штифта из паза, поворачивают часть 9 в горизонтальной плоскости на 180о, опускают (отпускают) палец, который возвращается в исходное положение под действием пружины. При этом штифт входит в паз в новом положении.
Описанные примеры конструктивного выполнения устройства не исключают иных его вариантов в рамках формулы изобретения.
Из описания работы предложенного устройства следует, что использование изобретения позволяет расширить функцио- нальные возможности самоходного инвалидного кресла и повысить удобство его эксплуатации.
Технический результат обусловлен главным образом двухпозиционным положением подлокотников 3 с органом 5 управления и заключается в возможности и удобстве управления сопровождающим в самоходном режиме. Наличие же откидного элемента 7 (особенно с бортами 8) в еще большей степени расширяет технико-эксплуатационные возможности устройства и удобство его эксплуатации в самоходном режиме и в режиме "коляска".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОХОДНОЕ ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО | 1992 |
|
RU2033778C1 |
САМОХОДНОЕ КРЕСЛО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1991 |
|
RU2033125C1 |
АМФИБИЯ-ТРАНСФОРМЕР "АКВА" | 2010 |
|
RU2448844C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПАНДУС ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЯСКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2478362C2 |
МОТОКОЛЯСКА | 2013 |
|
RU2562009C2 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2452451C1 |
ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ | 1991 |
|
RU2038064C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ИЗМЕНЯЕМОЙ БАЗОЙ | 2013 |
|
RU2542557C1 |
КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА | 2013 |
|
RU2542220C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1993 |
|
RU2088184C1 |
Использование: в качестве транспортного средства для инвалидов. Сущность изобретения: кресло содержит сиденье со спинкой и подлокотниками, шасси с электроприводом и органом его управления, расположенным на подлокотнике. К задней стенке спинки прилегает откидной на шарнире элемент, образующий в откинутом своем положении дополнительное сиденье или грузовую площадку. При этом элемент расположен на уровне сиденья. Элемент может быть снабжен бортами, высота которых в откинутом положении элемента соответствует разности уровней расположения верхней части подлокотника и дополнительного сиденья. Подлокотники выполнены составными, из верхней подвижной части и нижней неподвижной части, которые соединены около спинки шарниром с вертикальной осью и фиксатором с возможностью поворота подлокотника на 180° и фиксации в исходном и указанном противоположном положениях. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Заявка Японии N 6234583, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1992-12-09—Подача