СПОСОБ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ Российский патент 1995 года по МПК B64C5/00 

Описание патента на изобретение RU2034746C1

Изобретение относится к авиастроению.

Известен способ стыковки космических летательных аппаратов (ЛА), заключающийся в сближении стыкуемых ЛА с выпущенными первичными и вторичными узлами стыковки, осуществлении первичной механической связи между ЛА, подтягивании их друг к другу до соприкосновения люков, осуществлении вторичной механической связи между ЛА, герметизации стыка и открытие люков. Разделение ЛА производится в обратном порядке.

Недостатком данного способа применительно к самолетам является необходимость наличия у самолетов узлов их стыковки, усложняющих конструкцию самолетов и их вес.

Задачей изобретения является обеспечение жесткой стыковки самолетов в воздухе, используя в качестве первичного стыковочного узла шасси самолета.

Задача решается тем, что в способе стыковки самолетов в полете, заключающемся в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными первичными и вторичными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения люков, осуществлении вторичной механической связи, герметизации стыка и открытии люков, причем разделение самолетов производится в обратном порядке, первичную связь осуществляют путем захвата первичным стыковочным узлом пассивного самолета шасси активного самолета.

Способ стыковки самолетов в воздухе осуществляется следующим образом.

Пассивный самолет совершает прямолинейный полет с одинаковой скоростью по траектории в то время как активный самолет, взлетая со своего аэродрома, совершает встречный маневр с набором высоты так, чтобы к моменту встречи иметь преимущество в высоте и одинаковый с пассивным самолетом курс. Активный самолет, находясь выше первого, постепенно снижаясь, уравнивая горизонтальную и вертикальную скорости, касается определенной поверхности пассивного самолета своими шасси. Пассивный самолет, захватывая шасси, зацепляется, центрирует (устанавливает активный самолет так, чтобы стыковочные люки самолетов расположились один против другого) и подтягивает активный самолет к себе. После соприкосновения стыковочными люками срабатывают замки вторичных соединительных устройств. Жесткая стыковка осуществлена. Далее после герметизации стыка открывают стыковочные люки и осуществляют пересадку пассажиров и перевалку грузов. По окончании такеллажных работ люки закрываются, стык разгерметизируется и после отпирания замков пассивный самолет отталкивает активный и после освобождения шасси последний уходит, возвращаясь домой со снижением и посадкой на своем аэродроме.

Использование предлагаемого способа стыковки самолетов в воздухе позволяет осуществить пересадку пассажиров и перевалку грузов в полете, сократить время полета транзитных пассажиров. Появляется возможность не только дозаправки топливом в воздухе, но и смены экипажа в пассивном самолете, так как пассивный самолет не перегружается топливом прозапас, появляется возможность более полной загрузки самолета дополнительным количеством пассажиров и груза.

Похожие патенты RU2034746C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ 2006
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Сыромятников Владимир Сергеевич
  • Гумерова Марина Булатовна
  • Намазгулова Лира Рафаэлевна
  • Папернюк Владислав Александрович
RU2312043C2
СПОСОБ СТЫКОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, СТЫКОВОЧНАЯ СИСТЕМА И СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 2022
  • Морозов Андрей Юрьевич
RU2791625C1
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2736657C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
АГРЕГАТ СТЫКОВОЧНЫЙ ПАССИВНЫЙ 2007
  • Земцов Геннадий Александрович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Пучков Андрей Евгеньевич
  • Фролов Леонид Иванович
RU2349517C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
АКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО К КОРПУСУ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 2014
  • Тихонов Владимир Иванович
  • Градусова Ольга Викторовна
  • Наумова Татьяна Владимировна
  • Поливода Александр Владимирович
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Банных Людмила Николаевна
  • Клабукова Наталья Владимировна
RU2583993C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2730700C1
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Киселев Владимир Владимирович
RU2436715C2
Многоразовый модульный трансатмосферный аппарат 2022
  • Котов Андрей Евгеньевич
  • Ратников Дмитрий Владимирович
  • Марин Игорь Николаевич
  • Ратников Кирилл Владимирович
  • Карауланов Антон Александрович
  • Замуруев Алексей Романович
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Харченко Николай Анатольевич
  • Шнырёв Андрей Геннадьевич
RU2787063C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ

Изобретение относится к авиастроению и позволяет осуществлять пересадку пассажиров и перевалку грузов в полете путем обеспечения жесткой стыковки самолетов в воздухе. Способ стыковки самолетов в полете заключается в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными первичными и вторичными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения люков, осуществлении вторичной механической связи, герметезации стыка и открытии люков, причем первичную механическую связь осуществляют путем захвата первичным стыковочным узлом пассивного самолета шасси активного самолета.

Формула изобретения RU 2 034 746 C1

СПОСОБ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ, заключающийся в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными первичными и вторичными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения люков, осуществлении вторичной механической связи, герметизации стыка и открытии люков, причем разделение самолетов производится в обратном порядке, отличающийся тем, что первичную механическую связь осуществляют путем захвата первичным стыковочным узлом пассивного самолета шасси активного самолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2034746C1

Елисеев А.С
Техника космических полетов, М., 1983, с.241-345.

RU 2 034 746 C1

Авторы

Мунц Геннадий Иосифович

Даты

1995-05-10Публикация

1991-04-30Подача