Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для аварийной посадки в случае отказа шасси.
Известен способ стыковки самолетов в полете (патент РФ № 2034746 C1, B64C 1/00, 10.05.1995), заключающийся в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения.
Недостатком этого способа является невозможность спасения аварийного самолета.
Известно устройство для приземления самолета (патент РФ № 2093429 C1, B64F 1/02, 20.10.1997), содержащее платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами.
Недостатком ближайшего аналога является его невозможность крепления на фюзеляже самолета для обеспечения стыковки в воздухе.
Задачей изобретения является обеспечение безопасности полета за счет жесткой стыковки аварийного самолета с устройством для стыковки самолетов в воздухе, закрепленным на большегрузном самолете-спасателе.
Поставленная задача достигается тем, что в устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащем приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, в отличие от прототипа на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.
Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 представлен способ стыковки самолетов в воздухе при отказе шасси аварийного самолета.
Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе 1, платформу 2, установленные на ней подпружиненные резиновые захваты 3, малоинерционные электродинамические демпферы 4, датчики положения 5.
Устройство для стыковки самолетов в воздухе работает следующим образом. При опускании аварийного самолета на устройство для стыковки самолетов в воздухе происходит фиксация аварийного самолета с помощью подпружиненных резиновых захватов 3, которые могут регулироваться в соответствии с размерами аварийного самолета. Скорость и положение большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета регулируется с помощью датчиков положения, стыковка происходит в воздухе. Торможение осуществляется за счет тормозной системы большегрузного самолета-спасателя.
Рассмотрим случай, когда самолет типа ТУ-154 М (Б) совершает аварийную посадку при отказе шасси. Технические характеристики самолета приведены в таблице 1. В соответствии с габаритами этого самолета устройство для аварийной посадки имеет платформу 2 длиной 40 м. Захваты 3 необходимо отрегулировать в соответствии с диаметром фюзеляжа самолета (3,8 м.).
При подлете аварийного самолета производят запуск большегрузного самолета-спасателя с устройством для аварийной посадки, закрепленным на нем. Самолет-спасатель подводят под аварийный самолет. Когда датчики положения показывают, что аварийный самолет находится строго над самолетом-спасателем, происходит их стыковка и фиксация с помощью подпружиненных резиновых захватов 3. Одновременно срабатывают малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки. Посадку и торможение этой конструкции реализуют с помощью тормозной системы самолета-спасателя.
Итак, заявленное изобретение позволяет обеспечить сохранность аварийного самолета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ШАССИ | 2004 |
|
RU2272756C1 |
Способ посадки орбитального самолета без колесного шасси с помощью экраноплана и устройство для его реализации | 2022 |
|
RU2795630C1 |
АЭРОБУС "ЛЮСИ" | 1990 |
|
RU2021164C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ОБЪЕКТА ИХ БОЛЬШОГО СКОПЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2270787C2 |
СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2093429C1 |
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2443604C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171210C1 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171209C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2003 |
|
RU2235045C1 |
Изобретение относится к авиации. Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе (1) и платформу (2) с подпружиненными резиновыми захватами (3), обеспечивающими фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения (5) для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы (4), предназначенные для амортизации процесса стыковки. Изобретение обеспечивает безопасность полета. 2 ил., 1 табл.
Устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащее приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, отличающееся тем, что на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.
Способ формирования износостойкого самоприрабатывающегося покрытия на рабочих элементах спирального детандера из алюминиевого сплава | 2020 |
|
RU2741039C1 |
СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2093429C1 |
СПОСОБ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ | 1991 |
|
RU2034746C1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В ЗАКРЫТЫХПОМЕЩЕНИЯХ | 0 |
|
SU293610A1 |
US 3003117 A, 10.10.1961. |
Авторы
Даты
2007-12-10—Публикация
2006-01-10—Подача