УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ Российский патент 2007 года по МПК B64D5/00 B64D25/00 

Описание патента на изобретение RU2312043C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для аварийной посадки в случае отказа шасси.

Известен способ стыковки самолетов в полете (патент РФ № 2034746 C1, B64C 1/00, 10.05.1995), заключающийся в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения.

Недостатком этого способа является невозможность спасения аварийного самолета.

Известно устройство для приземления самолета (патент РФ № 2093429 C1, B64F 1/02, 20.10.1997), содержащее платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами.

Недостатком ближайшего аналога является его невозможность крепления на фюзеляже самолета для обеспечения стыковки в воздухе.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности полета за счет жесткой стыковки аварийного самолета с устройством для стыковки самолетов в воздухе, закрепленным на большегрузном самолете-спасателе.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащем приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, в отличие от прототипа на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 представлен способ стыковки самолетов в воздухе при отказе шасси аварийного самолета.

Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе 1, платформу 2, установленные на ней подпружиненные резиновые захваты 3, малоинерционные электродинамические демпферы 4, датчики положения 5.

Устройство для стыковки самолетов в воздухе работает следующим образом. При опускании аварийного самолета на устройство для стыковки самолетов в воздухе происходит фиксация аварийного самолета с помощью подпружиненных резиновых захватов 3, которые могут регулироваться в соответствии с размерами аварийного самолета. Скорость и положение большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета регулируется с помощью датчиков положения, стыковка происходит в воздухе. Торможение осуществляется за счет тормозной системы большегрузного самолета-спасателя.

Рассмотрим случай, когда самолет типа ТУ-154 М (Б) совершает аварийную посадку при отказе шасси. Технические характеристики самолета приведены в таблице 1. В соответствии с габаритами этого самолета устройство для аварийной посадки имеет платформу 2 длиной 40 м. Захваты 3 необходимо отрегулировать в соответствии с диаметром фюзеляжа самолета (3,8 м.).

При подлете аварийного самолета производят запуск большегрузного самолета-спасателя с устройством для аварийной посадки, закрепленным на нем. Самолет-спасатель подводят под аварийный самолет. Когда датчики положения показывают, что аварийный самолет находится строго над самолетом-спасателем, происходит их стыковка и фиксация с помощью подпружиненных резиновых захватов 3. Одновременно срабатывают малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки. Посадку и торможение этой конструкции реализуют с помощью тормозной системы самолета-спасателя.

Таблица 1Технические характеристики ТУ-154 М (Б)Максимальная коммерческая нагрузка, т:18- при макс.запасе топлива:6,0 (8,0)Практическая дальность полета при макс. комм. загрузке, км:3900 (4670)- при макс.запасе топлива:6330 (6320)Крейсерская скорость, км/ч:850Длина ВПП, взлет, м:2200 (2400)Длина самолета, м:48,0Размах крыла, м:37,5Высота самолета, м:11,4Диаметр фюзеляжа, м:3,8Кол-во пассажиров, чел:164-180Шаг кресел, мм:750

Итак, заявленное изобретение позволяет обеспечить сохранность аварийного самолета.

Похожие патенты RU2312043C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ШАССИ 2004
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Сыромятников Владимир Сергеевич
  • Гумерова Марина Булатовна
  • Намазгулова Лира Рафаэлевна
  • Папернюк Владислав Александрович
RU2272756C1
Способ посадки орбитального самолета без колесного шасси с помощью экраноплана и устройство для его реализации 2022
  • Княжский Александр Юрьевич
  • Небылов Александр Владимирович
  • Небылов Владимир Александрович
RU2795630C1
АЭРОБУС "ЛЮСИ" 1990
  • Цыганков Евгений Евгеньевич
RU2021164C1
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ОБЪЕКТА ИХ БОЛЬШОГО СКОПЛЕНИЯ 2004
RU2270787C2
СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Григорьев Юрий Константинович
RU2093429C1
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Очкин Игорь Васильевич
  • Кулик Сергей Васильевич
RU2443604C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171210C1
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171209C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2003
  • Редников В.В.
RU2235045C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 312 043 C2

Реферат патента 2007 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ

Изобретение относится к авиации. Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе (1) и платформу (2) с подпружиненными резиновыми захватами (3), обеспечивающими фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения (5) для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы (4), предназначенные для амортизации процесса стыковки. Изобретение обеспечивает безопасность полета. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 312 043 C2

Устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащее приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, отличающееся тем, что на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2312043C2

Способ формирования износостойкого самоприрабатывающегося покрытия на рабочих элементах спирального детандера из алюминиевого сплава 2020
  • Сергеев Сергей Валерьевич
  • Аль-Бдейри Махмуд Шакир
  • Баранов Сергей Олегович
RU2741039C1
СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Григорьев Юрий Константинович
RU2093429C1
СПОСОБ СТЫКОВКИ САМОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ 1991
  • Мунц Геннадий Иосифович
RU2034746C1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В ЗАКРЫТЫХПОМЕЩЕНИЯХ 0
SU293610A1
US 3003117 A, 10.10.1961.

RU 2 312 043 C2

Авторы

Хайруллин Ирек Ханифович

Исмагилов Флюр Рашитович

Сыромятников Владимир Сергеевич

Гумерова Марина Булатовна

Намазгулова Лира Рафаэлевна

Папернюк Владислав Александрович

Даты

2007-12-10Публикация

2006-01-10Подача