Изобретение относится к горному делу и может быть использовано на перегрузке горной массы при комбинированном автомобильно-железнодорожном транспорте на открытых горных работах.
Известны способы формирования карьерных перегрузочных пунктов в виде эстакад для прямой перегрузки горной массы из автосамосвалов в железнодорожные вагоны. При этом сокращается продолжительность погрузки поезда по сравнению с экскаваторным способом. Однако такие перегрузочные пункты носят стационарный характер, сооружаются на поверхности или в устье выездной траншеи и допускают применение в качестве сборочного транспорта автосамосвалов грузоподъемностью до 40-42 т (при грузоподъемности серийных думпкаров 105 т).
Известен также карьерный перегрузочный пункт с приемным бункером, питателем, опорной рамой, нижней и верхней приемными площадками. Такой перегрузочный пункт обеспечивает безэкскаваторную погрузку горной массы из автосамосвалов через приемный бункер в думпкары. Недостатком его является стационарность, капитальные затраты, строительно-монтажные работы, длительный срок строительства и эксплуатации.
Известен способ формирования перегрузочных пунктов в карьере путем отсыпки горной массы под откос уступа. При этом на вышележащем горизонте вдоль верхней бровки уступа укладывают железнодорожные пути и разгружают горную массу из думпкаров на нижележащий горизонт, формируя первичную насыпь. Когда верхняя (разгрузочная) площадка достигнет ширины 35-40 м, пути снимают и транспортирование горной массы осуществляют автосамосвалами.
Такой способ формирования карьерных перегрузочных пунктов прост, сравнительно быстро реализуем, не требует существенных капитальных вложений.
Недостатками этого способа формирования карьерных перегрузочных пунктов являются:
ограниченность рабочего уступа при формировании перегрузочного пункта высотой 10-12 м,
необходимость наличия в откосе уступа крепких, устойчивых, малотрещиноватых горных пород, а также крутой заоткоски уступа и тщательной подборки подошвы,
наличие на вышележащей рабочей площадке железнодорожного транспорта с переукладкой ж. д. путей по мере образования первичной насыпи и последующей их уборкой.
Перенос карьерных перегрузочных пунктов с экскаваторной погрузкой обычно производят не чаще, чем через 1,5-2 года. Это сдерживает равномерное подвигание фронта работ, ведет к консервации участков борта карьера ниже перегрузочного пункта, сокращает величину активного фронта ведения горных работ.
Известен также способ формирования карьерного перегрузочного пункта с расположением железнодорожных поездов в траншее и прямой разгрузкой автосамосвалов в думпкары. При этом возможна параллельная экскаваторная загрузка четырех последних думпкаров в составе.
Недостатками таких перегрузочных пунктов и способов их формирования являются:
стационарность и длительный срок существования перегрузочного пункта, связанные с необходимостью сооружения перекрытия через траншею (по существу это мост с соответствующими опорами),
ограничение грузоподъемности автосамосвалов, разгружающихся в думпкары, величиной 27-42 т, или обязательное сооружение передаточных устройств (питателей) для горной массы от автосамосвала в думпкар,
необходимость содержания на перегрузочном пункте мощного экскаватора (ЭКГ-8И) при низком коэффициенте его использования во времени (т.к. основной грузопоток идет через перекрытие).
На фиг. 1 показано исходное положение рабочего уступа перед массовым взрывом; на фиг. 2 карьерный перегрузочный пункт с автомобильным съездом от вышележащего рабочего горизонта на разгрузочную площадку; на фиг. 3 то же, с приемной площадки на разгрузочную.
Карьерный перегрузочный пункт включает разгрузочную площадку 1, приемную площадку 2, первичную насыпь 3, автомобильный съезд 4, экскаватор 5, железнодорожный путь 6, предохранительный вал 7, рабочий уступ 8. На рабочем уступе бурят взрывные скважины вертикальные 9, наклонные 10 и дополнительные 11. Наклонные скважины 10 заряжают повышенным зарядом взрывчатого вещества. Взрывание короткозамедленное. После взрыва высота и ширина развала взорванной горной массы примерно соответствуют заданным параметрам перегрузочного пункта для принятого типа экскаватора 5 и марки автосамосвалов 12.
Затем с помощью автосамосвалов 12 и бульдозера 13 планируют автомобильный съезд 4 и приемную площадку 2 с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до необходимой длины и ширины площадки 2. Вдоль развала на приемной площадке 2 прокладывают железнодорожный путь 6 и начинают перегрузку горной массы в железнодорожные думпкары 14. При этом экскаватор 5 отгружает горную массу продольными заходками 15, оставляя предохранительный вал 7. Разгрузку автосамосвалов 13 производят в торцевую часть развала, а также сзади экскаватора 5 по мере отгрузки им заходки. Для переноса перегрузочного пункта на другое место готовят следующий соответствующий массовый взрыв, с помощью которого формируют новый перегрузочный пункт. После чего экскаватором 5 полностью отгружают всю горную массу с перегрузочного пункта на базе первичной насыпи 3, переукладывая железнодорожный путь 6. Автосамосвалы 12 и бульдозер 13 переключают для формирования и работы на новом перегрузочном пункте по выше описанной схеме.
При скорости подвигания фронта работ 50 м/год срок существования предлагаемого перегрузочного пункта, включая время подготовки и проведения массового взрыва, планировку разгрузочной площадки и работу по перегрузке, отгрузку первичной насыпи и прочее составит 2-6 мес.
Применение предлагаемого способа формирования карьерного перегрузочного пункта позволяет:
исключить капитальные вложения на строительство внутрикарьерных перегрузочных пунктов;
увеличить длину активного фронта горных работ в карьере;
увеличить угол наклона рабочего борта карьера и этим уменьшить текущий объем вскрышных работ;
сократить расстояния транспортирования горной массы в карьере автосамосвалами;
ликвидировать хроническое отставание скорости понижения перегрузочных пунктов от скорости углубки карьера с постоянным увеличением высоты подъема горной массы автосамосвалами;
снизить потребность в автосамосвалах;
улучшить качество воздуха в карьере за счет снижения содержания в нем отработанных выхлопных газов от сборочного автотранспорта;
сократить потребное количество экскаваторов в карьере;
повысить общую экономическую эффективность применения на карьерах автомобильно-железнодорожного транспорта по сравнению с чисто железнодорожным или только автомобильным видом транспорта.
Сущность изобретения: на приемной площадке вдоль железнодорожного полотна при отгрузке горной массы первой заходки оставляют предохранительный вал, бурят на рабочем уступе взрывные наклонные скважины в наиболее удаленном от откоса ряду, дополнительные и вертикальные скважины, производят массовый взрыв рабочего уступа и образуют первичную насыпь перегрузочного пункта и автомобильного съезда, планируют разгрузочную и приемную площадки с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до заданных параметров. 3 ил.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА, включающий формирование разгрузочной и приемной площадок, первичной насыпи и автомобильного съезда, отличающийся тем, что на приемной площадке вдоль железнодорожного полотна при отгрузке горной массы первой заходки оставляют предохранительный вал, бурят на рабочем уступе взрывные наклонные скважины в наиболее удаленном от откоса ряду, дополнительные и вертикальные скважины, производят массовый взрыв рабочего уступа и образуют первичную насыпь перегрузочного пункта и автомобильного съезда, планируют разгрузочную и приемную площадки с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до заданных параметров.
Способ формирования перегрузочного пункта карьера | 1987 |
|
SU1463918A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1995-07-09—Публикация
1992-01-03—Подача