СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА Российский патент 1995 года по МПК E21C41/26 E21C47/00 

Описание патента на изобретение RU2039267C1

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано на перегрузке горной массы при комбинированном автомобильно-железнодорожном транспорте на открытых горных работах.

Известны способы формирования карьерных перегрузочных пунктов в виде эстакад для прямой перегрузки горной массы из автосамосвалов в железнодорожные вагоны. При этом сокращается продолжительность погрузки поезда по сравнению с экскаваторным способом. Однако такие перегрузочные пункты носят стационарный характер, сооружаются на поверхности или в устье выездной траншеи и допускают применение в качестве сборочного транспорта автосамосвалов грузоподъемностью до 40-42 т (при грузоподъемности серийных думпкаров 105 т).

Известен также карьерный перегрузочный пункт с приемным бункером, питателем, опорной рамой, нижней и верхней приемными площадками. Такой перегрузочный пункт обеспечивает безэкскаваторную погрузку горной массы из автосамосвалов через приемный бункер в думпкары. Недостатком его является стационарность, капитальные затраты, строительно-монтажные работы, длительный срок строительства и эксплуатации.

Известен способ формирования перегрузочных пунктов в карьере путем отсыпки горной массы под откос уступа. При этом на вышележащем горизонте вдоль верхней бровки уступа укладывают железнодорожные пути и разгружают горную массу из думпкаров на нижележащий горизонт, формируя первичную насыпь. Когда верхняя (разгрузочная) площадка достигнет ширины 35-40 м, пути снимают и транспортирование горной массы осуществляют автосамосвалами.

Такой способ формирования карьерных перегрузочных пунктов прост, сравнительно быстро реализуем, не требует существенных капитальных вложений.

Недостатками этого способа формирования карьерных перегрузочных пунктов являются:
ограниченность рабочего уступа при формировании перегрузочного пункта высотой 10-12 м,
необходимость наличия в откосе уступа крепких, устойчивых, малотрещиноватых горных пород, а также крутой заоткоски уступа и тщательной подборки подошвы,
наличие на вышележащей рабочей площадке железнодорожного транспорта с переукладкой ж. д. путей по мере образования первичной насыпи и последующей их уборкой.

Перенос карьерных перегрузочных пунктов с экскаваторной погрузкой обычно производят не чаще, чем через 1,5-2 года. Это сдерживает равномерное подвигание фронта работ, ведет к консервации участков борта карьера ниже перегрузочного пункта, сокращает величину активного фронта ведения горных работ.

Известен также способ формирования карьерного перегрузочного пункта с расположением железнодорожных поездов в траншее и прямой разгрузкой автосамосвалов в думпкары. При этом возможна параллельная экскаваторная загрузка четырех последних думпкаров в составе.

Недостатками таких перегрузочных пунктов и способов их формирования являются:
стационарность и длительный срок существования перегрузочного пункта, связанные с необходимостью сооружения перекрытия через траншею (по существу это мост с соответствующими опорами),
ограничение грузоподъемности автосамосвалов, разгружающихся в думпкары, величиной 27-42 т, или обязательное сооружение передаточных устройств (питателей) для горной массы от автосамосвала в думпкар,
необходимость содержания на перегрузочном пункте мощного экскаватора (ЭКГ-8И) при низком коэффициенте его использования во времени (т.к. основной грузопоток идет через перекрытие).

На фиг. 1 показано исходное положение рабочего уступа перед массовым взрывом; на фиг. 2 карьерный перегрузочный пункт с автомобильным съездом от вышележащего рабочего горизонта на разгрузочную площадку; на фиг. 3 то же, с приемной площадки на разгрузочную.

Карьерный перегрузочный пункт включает разгрузочную площадку 1, приемную площадку 2, первичную насыпь 3, автомобильный съезд 4, экскаватор 5, железнодорожный путь 6, предохранительный вал 7, рабочий уступ 8. На рабочем уступе бурят взрывные скважины вертикальные 9, наклонные 10 и дополнительные 11. Наклонные скважины 10 заряжают повышенным зарядом взрывчатого вещества. Взрывание короткозамедленное. После взрыва высота и ширина развала взорванной горной массы примерно соответствуют заданным параметрам перегрузочного пункта для принятого типа экскаватора 5 и марки автосамосвалов 12.

Затем с помощью автосамосвалов 12 и бульдозера 13 планируют автомобильный съезд 4 и приемную площадку 2 с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до необходимой длины и ширины площадки 2. Вдоль развала на приемной площадке 2 прокладывают железнодорожный путь 6 и начинают перегрузку горной массы в железнодорожные думпкары 14. При этом экскаватор 5 отгружает горную массу продольными заходками 15, оставляя предохранительный вал 7. Разгрузку автосамосвалов 13 производят в торцевую часть развала, а также сзади экскаватора 5 по мере отгрузки им заходки. Для переноса перегрузочного пункта на другое место готовят следующий соответствующий массовый взрыв, с помощью которого формируют новый перегрузочный пункт. После чего экскаватором 5 полностью отгружают всю горную массу с перегрузочного пункта на базе первичной насыпи 3, переукладывая железнодорожный путь 6. Автосамосвалы 12 и бульдозер 13 переключают для формирования и работы на новом перегрузочном пункте по выше описанной схеме.

При скорости подвигания фронта работ 50 м/год срок существования предлагаемого перегрузочного пункта, включая время подготовки и проведения массового взрыва, планировку разгрузочной площадки и работу по перегрузке, отгрузку первичной насыпи и прочее составит 2-6 мес.

Применение предлагаемого способа формирования карьерного перегрузочного пункта позволяет:
исключить капитальные вложения на строительство внутрикарьерных перегрузочных пунктов;
увеличить длину активного фронта горных работ в карьере;
увеличить угол наклона рабочего борта карьера и этим уменьшить текущий объем вскрышных работ;
сократить расстояния транспортирования горной массы в карьере автосамосвалами;
ликвидировать хроническое отставание скорости понижения перегрузочных пунктов от скорости углубки карьера с постоянным увеличением высоты подъема горной массы автосамосвалами;
снизить потребность в автосамосвалах;
улучшить качество воздуха в карьере за счет снижения содержания в нем отработанных выхлопных газов от сборочного автотранспорта;
сократить потребное количество экскаваторов в карьере;
повысить общую экономическую эффективность применения на карьерах автомобильно-железнодорожного транспорта по сравнению с чисто железнодорожным или только автомобильным видом транспорта.

Похожие патенты RU2039267C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕГРУЗКИ ГОРНОЙ МАССЫ ПРИ КОМБИНИРОВАННОМ АВТОМОБИЛЬНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2009
  • Холодняков Генрих Александрович
  • Лигоцкий Дмитрий Николаевич
  • Якубовский Матвей Матвеевич
RU2395443C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ЭКСКАВАТОРНО-БУНКЕРНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Норри В.К.
  • Ческидов В.И.
  • Власов В.Н.
RU2204720C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КУСКОВАТЫХ И ПЕСЧАНО-ГЛИНИСТЫХ ПОРОД 1992
  • Шарин Владимир Васильевич
RU2039268C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ 1992
  • Шарин Владимир Васильевич
RU2046951C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Васильев Е.И.
  • Норри В.К.
  • Власов В.Н.
RU2186982C1
Способ построения и расконсервации временно нерабочих бортов карьеров 1982
  • Калугин Анатолий Федорович
SU1027391A1
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА 1991
  • Шарин В.В.
RU2012810C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 1993
  • Шарин В.В.
RU2066760C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМБИНИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Косолапов Александр Иннокентьевич
  • Кадеров Михаил Юрьевич
  • Ромашкин Юрий Викторович
  • Черепанов Евгений Викторович
RU2559262C1
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1990
  • Шарин Владимир Васильевич
SU1794191A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 039 267 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА

Сущность изобретения: на приемной площадке вдоль железнодорожного полотна при отгрузке горной массы первой заходки оставляют предохранительный вал, бурят на рабочем уступе взрывные наклонные скважины в наиболее удаленном от откоса ряду, дополнительные и вертикальные скважины, производят массовый взрыв рабочего уступа и образуют первичную насыпь перегрузочного пункта и автомобильного съезда, планируют разгрузочную и приемную площадки с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до заданных параметров. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 039 267 C1

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА, включающий формирование разгрузочной и приемной площадок, первичной насыпи и автомобильного съезда, отличающийся тем, что на приемной площадке вдоль железнодорожного полотна при отгрузке горной массы первой заходки оставляют предохранительный вал, бурят на рабочем уступе взрывные наклонные скважины в наиболее удаленном от откоса ряду, дополнительные и вертикальные скважины, производят массовый взрыв рабочего уступа и образуют первичную насыпь перегрузочного пункта и автомобильного съезда, планируют разгрузочную и приемную площадки с подсыпкой мелкокусковатой горной массы до заданных параметров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2039267C1

Способ формирования перегрузочного пункта карьера 1987
  • Прокопенко Василий Иванович
SU1463918A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 039 267 C1

Авторы

Шарин Владимир Васильевич

Даты

1995-07-09Публикация

1992-01-03Подача