Изобретение относится к вяжущим материалам, которые могут быть использованы в дорожном, гражданском и промышленном строительстве.
Целью изобретения является повышение прочности и морозостойкости вяжущего.
Это достигается тем. что вяжущее, включающее молотый гранулированный доменный шлак, молотую горелую породу с коэффициентом гидрофильности 6-18. изве- стьсодержащий и гипсосодержащий компоненты, содержит в качестве известьсодержащего компонента цементную пыль уноса, а в качестве гипсосодержащего компонента - фосфогипс дигидрат при следующем соотношении компонентов, мас.%: Молотый гранулированный доменный шлак15-25 Молотая горелая порода 20-25 Цементная пыль уноса 40-60 Фосфогипс дигидрат 5-10
Коэффициент гидрофильности горелой породы (А) определяют по формуле
A WT+lp,
где WT и Ip - соответственно граница текучести и число пластичности, определяемые по ГОСТ 5180-84.
Химический состав горелой породы, мас.%: 50-65; AlaOa 28-30: РегОз 5-15; остальное 5-10.
Фосфогипс-дигидрат представляет собой отход химической промышленности, содержащий до 90 мас.% дигидрата сульфата кальция.
Сущность изобретения заключается в следующем.
При гидратации клинкерных минералов, содержащихся в цементной пыли и двухкальциевого силиката -основного компонента гранулированного домпнно о шла00
а
СЛ N3 СЛ СП
ка выделяется значительное количество гидроокиси кальция, которая, вступая в реакцию с горелок породой высокой степени аморфизации, определяемой коэффициентом гидрофильное™ 6-18, образует значительное количество вяжущих компонентов пуццоланового типа. Высокий показатель .рН более 11 обеспечивает разложение ди- гидрата-фосфогипса на гидроокись кальция, полугидрат CaSCM 0,5 Н20 . и ряд сульфатов и сульфитов щелочных и щелочноземельных металлов, образовавшихся соединения в свою очередь, вступают в реакцию с пуццолановым компонентом смеси с образованием прочных и морозостойких соединений типа гидрогранатов, гидросиликатов и т.д.
Составы вяжущего и его физико-механические свойства приведены в таблице.
Вяжущее готовят путем совместного помола всехуказанных компонентов до удельной поверхности 350 м2/кг. В связи с тем. что вяжущее предполагается использовать в основном в дорожном строительстве методика испытаний привязывалась к инструкции СН 25-74 в плане вида, изготовления образцов на предел прочности при сжатии и морозостойкости после 28 сут твердения.
Количество воды в каждом конкретном случае подбиралось по принципу оптимальная влажность соответствует максимальной плотности скелета. Ввиду того, что принципиально все компоненты смеси примерно одинаковой гидрофильности влажность смеси колебалась в узком диапазоне (12- 14% сверх массы вяжущего).
Таким образом, применение в качестве гипсосодержащей добавки фосфогипсади- гидрага, а в качестве дополнительного ком0
5
0
5
0
5
понента пуццоланового типа - горепок по роды с коэффициентом гидрофильности 6 18 дает возможность получить вяжущее вещество с повышенными активностями и морозостойкости.
Предлагаемое вяжущее целесообразно использовать для получения прочного, во- до- и морозостойкого дорожно-строитель- ного материала из песчаных, супесчаных и глинистых грунтов, каменных материалов и отходов промышленности золошлаковых смесей, отвальных шахтных пород, вскрышных пород и т.д.
Применение такого вяжущего в дорожном строительстве для устройства конструктивных слоев дорожных одежд из укрепленных материалов позволит уменьшить сметную стоимость строительства за счет снижения расхода традиционных материалов, при сохранении и улучшении нормируемых показателей физико-механических свойств. Формула изобрете-ния Вяжущее, включающее молотый гранулированный доменный шлак, молотую горелую породу с коэффициентом гидрофильности 6-18, известьсодержащий и гипсосодержа- щий компоненты, отличающееся тем, что, с целью повышения прочности и морозостойкости вяжущего, оно содержит в качестве известьсодержащего компонента цементную пыль уноса, а в качестве гипсосо- держащего компонента - фосфогипс дигидрат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Молотый гранулированный доменный шлак15-25 Молотая горелая порода 20-25 Цементная пыль уноса 40-60 Фосфогипс дигидрат 5-10
Продолжение таблицы
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бетонная смесь | 2023 |
|
RU2813822C1 |
Смесь для устройства дорожной одежды | 1990 |
|
SU1766871A1 |
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ БЕЗАВТОКЛАВНОГО СИЛИКАТНОГО МАТЕРИАЛА | 1991 |
|
RU2024460C1 |
ГИБРИДНЫЙ ЦЕМЕНТ | 2019 |
|
RU2716661C1 |
Композиция для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог | 1981 |
|
SU990933A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2102354C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2010 |
|
RU2455414C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1991 |
|
RU2031875C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИПСОВОГО ВЯЖУЩЕГО СО СВОЙСТВАМИ САМООЧИЩЕНИЯ ИЗ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА ДИОКСИДА ТИТАНА | 2023 |
|
RU2812750C1 |
Регенерируемая грунтовая смесь | 2022 |
|
RU2792506C1 |
Использование: вяжущие материалы для дорожного, гражданского и промышленного строительства. Сущность изобретения: вяжущее содержит: молотый гранулированный доменный шлак 15-25%, молотая горелая порода 20-25%, цементная пыль уноса 40- 60%, фосфогипс дигидрат 5-10%. Молотую горелую породу используют с коэффициентом гидрофильности 6-18. Предел прочности при сжатии 19,8-20,8 МПа, коэффициент морозостойкости 0,91-0,92. 1 табл.
Баталии Б.С | |||
Местные вяжущие на осно- : ве пыли электрофильтров Ново-Пашийского .цементного завода | |||
Сб | |||
ВяжущиеМатериалы Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск, изд | |||
Наука, 1970, с | |||
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСАДКИ ВАЛОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН | 1917 |
|
SU283A1 |
Книгина Г.И | |||
Строительные материалы из горелых пород | |||
М.: Стройиздат, 1966, с | |||
Сепаратор-центрофуга с периодическим выпуском продуктов | 1922 |
|
SU128A1 |
Авторы
Даты
1993-05-15—Публикация
1990-12-29—Подача