Изобретение относится к точному приборостроению, а также к приборостроению, связанному с разработкой и изготовлением акселерометров, датчиков угловой скорости компенсационного типа.
Известны схемы построения акселерометров компенсационного типа, которые включают в себя воспринимающий элемент, преобразователь перемещений, усилитель-преобразователь, магнитоэлектрический преобразователь. В таких акселерометрах, а особенно в акселерометрах с опорами вязкого трения, коэффициент демпфирования при изменении температуры изменяется в силу изменения вязкости газа или жидкости. Как показала практика отработки акселерометров компенсационного типа температурное изменение окружающей среды оказывает влияние на амплитудно-фазовые частотные характеристики (АФЧХ) акселерометра.
Целью изобретения является увеличение стабильности АФЧХ акселерометров при широком изменении температуры окружающей среды, например от 0 до 50оС.
Поставленная цель достигается тем, что в состав акселерометра компенсационного типа, содержащего чувствительный элемент с жидкостным демпфированием подвижной части, элементы системы обратной связи, в том числе датчик перемещений (ДП), усилитель-преобразователь (УП), дополнительно вводится управляемый по коэффициенту усиления усилитель, который включается последовательно в цепь между ДП и УП. Управление коэффициентом усиления дополнительного усилителя производится подключением к управляемому входу усилителя терморезистора, устанавливаемого в общем объеме с чувствительным элементом, а лучше всего в корпусе чувствительного элемента. Передаточная функция акселерометра в этом случае будет иметь вид
W(P) × где h коэффициент демпфирования подвижной части акселерометра;
Кду коэффициент усиления дополнительного усилителя;
Куп коэффициент передачи усилителя преобразователя;
Кдп коэффициент передачи датчика перемещения;
Кдс коэффициент передачи датчика силы (магнитоэлектрический преобразователь).
На чертеже показан предлагаемый акселерометр.
Датчик 1 перемещения, дополнительный усилитель 2 и усилитель-преобразователь 3 расположены в прямой цепи акселерометра, а датчик силы воспринимающий элемент 4 в обратной цепи.
Так как вязкость жидкости при изменении температуры изменяется по экспоненте, то и коэффициент демпфирования изменяется по экспоненте. Температурное изменение сопротивления полупроводникового терморезистора 5 тоже происходит по экспоненте. Подбором характеристики дополнительного усилителя 2 можно добиться того, чтобы отношение Х/КдуКОНСТ при любой рабочей температуре. При обеспечении этого условия амплитудно-фазовые частотные характеристики будут индифферентны к изменению рабочей температуры акселерометра.
Дополнительный усилитель выполняется на операционном усилителе, например серии 140, при этом резистором R является полупроводниковый терморезистор, например СТ4-16.
Использование усилителя с управлением по температуре выгодно отличает предлагаемый акселерометр от прототипа, так как существенно уменьшается влияние на его динамические характеристики изменения рабочей температуры его. В результате этого снижаются требования к стабильности рабочей температуры акселерометра и устраняется необходимость включения в состав акселерометра системы регулирования его рабочей температуры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АКСЕЛЕРОМЕТР КОМПЕНСАЦИОННОГО ТИПА | 1987 |
|
RU2050549C1 |
ДАТЧИК ЛИНЕЙНЫХ УСКОРЕНИЙ | 1992 |
|
RU2066863C1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР КОМПЕНСАЦИОННОГО ТИПА | 1986 |
|
RU2042955C1 |
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АКСЕЛЕРОМЕТРА | 1988 |
|
RU2039354C1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1979 |
|
RU2041464C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДАТЧИК УГЛА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ РОТОРА ГИРОСКОПА | 1979 |
|
RU2107261C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМОГО ГИРОСКОПА | 1988 |
|
RU2065575C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВРАЩАЮЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ РОТОРНОГО ВИБРАЦИОННОГО ГИРОСКОПА | 1985 |
|
RU2120107C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТИЗНЫ ВЫХОДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИРОСКОПА | 1983 |
|
RU2062986C1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1983 |
|
RU2046345C1 |
Акселерометр компенсационного типа содержит чувствительный элемент с жидкостным демпфированием, элементы в системы обратной связи, включающей 1 датчик перемещений, усилитель-преобразователь 3 и датчик момента. В цепь между датчиком перемещения и усилителем-преобразователем введен управляемый по коэффициенту усиления от полупроводникового терморезистора усилитель 2, при этом терморезистор 5 устанавливается в общем объеме с акселерометром. 1 ил.
АКСЕЛЕРОМЕТР КОМПЕНСАЦИОННОГО ТИПА, содержащий чувствительный элемент с жидкостным демпфированием, элементы системы обратной связи, включающей датчик перемещения, усилитель-преобразователь и датчик момента, отличающийся тем, что, с целью повышения температурной стабильности динамических характеристик акселерометра, в цепь между датчиком перемещения и усилителем-преобразователем дополнительно введен управляемый по коэффициенту усиления от полупроводникового терморезистора усилитель, при этом терморезистор установлен в общем объеме с акселерометром.
Навигационные и гироскопические устройства | |||
Труды МАИ, выпуск 147, 1962, с.81-106. |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1988-01-04—Подача