УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 1995 года по МПК B60Q1/14 

Описание патента на изобретение RU2042546C1

Изобретение относится к транспортной электронике, в частности к системам управления головным освещением транспортных средств при их встречном разъезде в темное время суток.

Цель изобретения повышение надежности.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство содержит установленный в передней части транспортного средства фотоприемник 1, выходом подключенный к усилителю 2 фототока.

Выход усилителя 2 подключен к входу блока 3 переключения света фар, а его выход к разрешающему входу коммутатора 4, информационные входы последнего к последовательно соединенным переключателю 5 света и формирователю 6 импульсного питания фар. Выход коммутатора 4 подключен к цепи питания фар 7 и 8 соответственно ближнего и дальнего света.

Блок 3 переключения света фар содержит анализатор 9 периода импульсов, формирователь 10 сигнала переключения и счетчик 11 импульсов.

Входы счетчика 11 импульсов подключены к выходам анализатора 9 периода импульсов и формирователя 10 сигнала переключения, объединенные входы которых являются входом блока 3 переключения света фар. Выход счетчика 11 импульсов является выходом блока 3 переключения света фар.

Фотоприемник 1 установлен в фокусе приемной оптической системы 12 и перед его входным окном расположен светофильтр 13.

Питание всех электронных блоков, включая формирователь 6 импульсного питания фар, осуществляется от источника 14 питания.

Устройство работает следующим образом.

При включении ручного переключателя 5 в положение дальнего (Д) или ближнего (Б) света от источника 14 питания постоянное напряжение подается на все электронные схемы устройства, а также на формирователь 6 импульсного питания фар, с выхода которого снимается напряжение, которым запитываются нити накаливания ламп головного освещения транспорта. Частота этого напряжения выбрана с учетом отстройки от помех, создаваемых теплоконтрастными объектами. Фотоприемник 1 преобразует ИК-излучение фары от встречного транспорта в электрический сигнал. Это ИК-излучение состоит из постоянной составляющей (медленно меняющейся) и импульсной (переменной) составляющей, частота которой равна частоте формирователя 6 импульсного питания фар. Электрический сигнал, соответствующий импульсному ИК-излучению, усиливается в усилителе 2. Нормированные импульсы поступают на вход анализатора 9, который может быть реализован на элементах И, НЕ и одновибраторах, на выходе которого сигнал появляется в том случае, если период импульсов, поступающих на вход, совпадает с периодом сигналов света фар 7 и 8 встречного транспорта. Импульсы с выхода анализатора 9 поступают на вход счетчика 11. Счетчик 11 содержит непосредственно счетчик, узел начальной установки, триггер, на выход которого подключен индикатор. При заполнении счетчика 11 импульсами анализатора 9 (число импульсов может быть выбрано в пределах емкости счетчика, например 16) на его выходе образуется сигнал, поступающий на управляющий вход коммутатора 4, который осуществляет переключение дальнего света фар на ближний, а также контролируется с помощью индикатора счетчика 11. Такое состояние будет поддерживаться до тех пор, пока на вход устройства будут поступать сигналы света фаp встречного транспортного средства.

Как только прекращаются сигналы с выхода фотоприемника 1, включается формирователь 10, который выполнен на элементах И, ИЛИ, триггере, одновибраторах и счетчике.

Формирователь 10 формирует сигнал на выходе только в том случае, если на его вход в течение определенного времени не поступают импульсы с выхода фотоприемника 1. Сигнал с выхода формирователя 10 поступает на установочный вход счетчика 11, устанавливая его в исходное положение. При этом гаснет индикатор счетчика 11 и ближний свет переключается на дальний свет фар. По управляющим входам анализатора 9 происходит разрешение прохождения входного сигнала и установка формирователя 10.

Автоматическое переключение света фар с дальнего на ближний происходит только в том случае, когда переключатель 5 находится в положении дальнего света. В этом случае напряжение от источника 14 через формирователь 6 импульсного питания фар подается на нити накала дальнего света фар. При срабатывании коммутатора 4 напряжение от источника 14 через формирователь 6 импульсного питания фар будет подаваться на обе нити накала дальнего и ближнего света фар, причем на нить дальнего света подается уменьшенное переменное напряжение, которое не ослепляет водителей встречного транспорта, в то время как ИК-поток от нити накала дальнего света достаточен, чтобы воздействовать на фотоприемник 1 встречного транспорта и удерживать его на ближнем свете до разъезда автомашин.

Питание нити накала лампы ближнего света фар переменным напpяжением от формирователя импульсного питания фар создает дополнительный модулированный ИК-поток, что увеличивает мощность ИК-излучения на входе приемного устройства встречного транспорта.

При езде в темное время суток устройство допускает переход на ручное управление переключением света с дальнего на ближний. При этом переключатель 5 необходимо перевести в положение ближнего света. Чтобы полностью исключить случайное ослепляющее воздействие света фар встречного транспорта (проезд по малоосвещенной части улицы, недисциплинированность водителя, случайное включение дальнего света фар), фары должны быть включенными, они заставят автоматически переключить дальний свет на ближний у встречного транспорта.

Таким образом, при движении транспортных средств навстречу друг другу на расстоянии не менее 150 м свет фар у обеих машин автоматически переключится на ближний и при разъезде снова переключится на дальний.

Похожие патенты RU2042546C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1988
  • Горев В.В.
  • Орлов В.М.
  • Горева Р.В.
RU2041084C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Горев В.В.
  • Орлов В.М.
  • Горева Р.В.
RU2048316C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2097223C1
Устройство для освещения дороги транспортным средством 1989
  • Гуртовой Виктор Иванович
SU1717436A1
ФАРА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДОРОГИ 2010
  • Титков Сергей Иванович
  • Тарасов Дмитрий Геннадьевич
RU2446963C1
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства 1986
  • Кокотов Борис Семенович
  • Любарщук Андрей Валентинович
SU1409491A1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2578828C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ ОСВЕЩЕНИЯ 2011
  • Пронюшкин Сергей Анатольевич
  • Салтан Виталий Валентинович
  • Николаенко Виктор Андреевич
  • Латахина Елена Викторовна
RU2555376C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2364528C2
Адаптивная система головного освещения автомобиля 2016
  • Ашанин Василий Николаевич
  • Ларкин Сергей Евгеньевич
  • Мосин Владимир Петрович
RU2656976C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 042 546 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления головным освещением транспортных средств при встречном разъезде в темное время суток, и может использоваться на всех видах транспорта, оборудованных фарами, оказывающими ослепляющее воздействие на водителей от встречного транспорта. Цель изобретения повышение надежности устройства в работе. Устройство содержит фотоприемник с усилителем, блок переключения света фар, коммутатор и формирователь импульсного питания фар. Устройство для переключения света фар автоматически переключает свет фар с дальнего на ближний при встречном движении у обоих транспортов и создает условия для предотвращения аварий, обусловленных ослеплением водителей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 042 546 C1

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащее установленный в передней части транспортного средства фотоприемник, выходом связанный с блоком переключения света фар, и переключатель света, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено формирователем импульсного питания фар и коммутатором, разрешающий вход которого подключен к выходу блока переключения света фар, информационные входы к последовательно соединенным переключателю света и формирователю импульсного питания фар, а выход к цепи питания фар ближнего и дальнего света. 2. Устройство по п.1 отличающееся тем, что блок переключения света фар содержит анализатор периода импульсов, формирователь сигнала переключения и счетчик импульсов, выход которого является выходом блока переключения света фар, а входы подключены к выходам анализатора периода импульсов и формирователя сигнала переключения, объединенные входы которых являются входом блока переключения света фар.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2042546C1

Приспособление для синхронной работы распределительных механизмов паровых машин, обслуживающих механические колосниковые решетки топок, снабженных ртутными катарактами 1929
  • Бинеман В.Ф.
SU14277A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 042 546 C1

Авторы

Горев В.В.

Орлов В.М.

Горева Р.В.

Даты

1995-08-27Публикация

1990-09-19Подача