Изобретение относится к транспортному приборостроению и используется для управления освещением и сигнализацией транспортных средств.
Цель изобретения - повыщение надежности.
На чертеже 1 приведена функциональная cxeiva предлагаемого устройства.
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства содержит установленный в передней части транспортного средства датчик 1 освещенности, выход которого подключен к входу блока 2 сравнения. Выход блока 2 подключен через развязывающий диод 3 к входу формирователя 4 команды переключения све- та, выходы которого подключены соответственно к лампам 5 фар ближнего света и лампам 6 фар дальнего света. В цепи питания ламп 5 и 6 включен переключатель 7 света фар. К датчику 1 подключен также дополнительный блок 8 сравнения, выход которого подключен к управляющему входу управляющего ключа 9, вход которого через развязывающий диод 10 подключен к цепи питания ламп 5, а выход - через развязывающий диод 11 к цепи питания формирователя 4. Генератор 12 импульсов входом подключен к выходу блока 2, а выходом - в цепь питания ламп 6. При этом во времязадающую цепь генератора 12 подключен датчик 13 скорости транспортного средства. Блок 2 сравнения выполнен с двумя порогами сравнения на компараторах 13 и 14, резисторах 15-17 и элементе И 18. Блок 8 выполнен на компараторе 19 и резисторах 20 и 21. В сигнальную цепь датчика 1 включен режимный резистор 22. Устройство подключается к источнику 23 питания выключателем 24.
чений Е,
Величина Е соответствует
освещенности, создаваемой фарами в режиме дальнего света с дистанции, равной минимальной дистанции переключения света фар при встречном разъезде (согласно действующим Правилам дорожного движения оно равно 200 м). Величина Е соответствует освещенности, создаваемой фарами в режиме дальнего света с дистанции, отвечающей оптимальному режиму начала переключения света фар с дальнего на ближний, которая равна 300 м. Дополнительный блок 8 настроен так, что сигнал на его выходе появляется только тогда, когда освещенность достигает величины Е, соответствующей освещенности, создаваемой фарами ближнего
Устройство работает следующим образом.
Датчик 1 освещенности воспринимает световой поток, создаваемый фарами встречных транспортных средств. Блок 2 настроен таким образом, что сигнал на его выходе появляется тогда, когда величина датчика 1 освещенности находится в интервале зна0
с
0
5
0
5
0
5
0
5
света на расстоянии 300 м. Включение питания осуществляется выключателем 24, переключение света фар с ближнего на дальний осуществляется переключателем 7; при этом питание на лампы 5 фар ближнего света подается от источника 23 питания через выключатель 24 и переключатель 7, а на лампы 6 фар дальнего света - через выключатель 24, переключатель 7 и размыкающие контакты 41 формирователя 4.
При разъезде двух автомобилей, движущихся с включенными фарами дальнего света, по мере их сближения растет уровень освещенности на датчиках 1 каждого из них, достигая вначале значения Е, что вызывает срабатывание дополнительного блока 8, сигнал с выхода которого подается на управ- лящий ход ключа 9. При достижении на датчике 1 первого автомобиля уровня освещенности EJ появляется сигнал на выходе блока 2, подаваемый на вход формирователя 4, контакты 4.1 которого в цепи ламп 6 раз.мы- каются, а контакты 4. 2 в цепи ла.мп 5 замыкаются, тем самым происходит переключение с дальнего на ближний свет. На встречном транспортном средстве при этом также может произойти переключение света фар с дальнего на ближний свет (автоматически или при ручном управлении). В этом случае освещенность на датчике 1 первого автомобиля резко уменьщается, но не ниже уровня ЕЗ, поэтому сигнал на выходе блока 2 исчезает, а сигнал на вы.ходе блока 8 сох- раняется, ключ 9 остается открыт и питание от источника 23 через выключатель 24. переключатель 7, контакты 4.2 ключ 9, диод 11 подается на формирователь 4, вследствие чего происходит самоблокировка формирователя и питание подается на лампы 5 ближнего света. Если переключения на ближний свет одновременно с первы.м автомобилем на встречном автомобиле не происходит (па- пример, вследствие различий в силе света фар, настройки датчиков 1 освещенности или блоков 2), та при наличии на первом автомобиле известного устройства управления освещение.м, автоматическое переключение света фар на встречном автомобиле может произойти только тогда, когда уровень освещенности, создаваемый ближним светом фар первого автомобиля (воспринимаемый датчико.м 1 встречного авто.моби.чя), достигает уровня освещенности, создавае.мой дальним светом фар, т.е. уровня Е. и это происходит только на расстоянии порядка 50 м. т.е. в этой ситуации при использовании известного устройства происходит сильное ослепление водителя первого автомобиля. В предлагаемо.м устройстве в этом случае на датчике 1 первого автомобиля по мере умень- шейия дистанции от 300 м до 200 м освещенность Е превыщает пороговое значение Е (т.е. ) и соответственно поддерживается сигнал на выходе блока 2, поступающий
10
15
на вход генератора 12, формирующего импульсы напряжения. На выходе генератора 12 при этом появляются один или несколько импульсов напряжения, которые вызывают импульсное включение ламп 6 дальнего света (мигание дальним светом). Если встречный автомобиль оснащен предлагаемым устройством, вспышка дальнего света с расстояния, меньше 300 м, воздействуя на датчик 1 освещенности встречного автомобиля, вызывает указанный процесс переключения света фар. Если встречный автомобиль таким устройством не оснащен, то мигание дальним светом является обычным в этих случаях сигналом к ручному переключению на ближний свет. Подача импульса напряжения генераторо.м 12 происходит не одновременно с подачей сигнала на вход генератора 12, а через некоторое время задержки. Величина времени задержки выбирается из условия обеспечения гарантированного срабатывания устройства при импульсном вклю- чении дальнего света на минимальной скорости разъезда и обеспечения отсутствия слепяпдего эффекта при импульсном включении дальнего света на максимальной скорости разъезда (т.е. чтобы импульсное включение дальнего света не, происходило с дистанции, меньше 200 м). Несложный расчет показывает, что прие.млемой величиной времени задержки является время, равное 1,0- 1,2 с. После того, как оба встречных автомобиля переходят на ближний свет, они продолжают сближаться и уровень освещенности на датчиках 1 вновь достигает значения Е (примерно на дистанции 40-45 м). Для того, чтобы исключить возможность при этом и.мпульсного включения дальнего света введен уровень срабатывания блока 2 при освещенности Е, при достижении которого на выходе блока 2 сигнал исчезает. Очевидно что максимальное время, в течение которого освещенность датчика 1 находится в пределах Е -Ь Е, , должно быть
1 г1Т у з
к мчи
где УН -минимальная скорость сближения двух автомобилей при встречном разъезде;
,S.J-расстояния, при которых обеспечиваются уровни освещенности Ег и Ei ближним светом фар.
25
30
35
40
45
жет вообще блокироваться с помощью этой цепи. После окончания разъезда освещенность на датчике 1 падает ниже уровня Е, сигнал на выходе блока 2 и выходе дополнительного блока 8 исчезает, ключ 9 запирается, формировате„пь 4 обесточивается и контакты 4.1 замыкаются, вследствие чего питание вновь подается на ламны 6 фар дальнего света. Если после разъезда на датчик 1 воздействует световой поток следующего транспортного средства, превышающий уровень Ej, переключение на дальний свет не происходит, поскольку ключ 9 открыт. При необходимости принудительного переключения на дальний свет в этом режиме водитель может осуществить такое переключение вручную путем перевода переключателя 7 из положения дальнего света в положение ближнего света и вновь в положение дальнего света. П.ри этом ключ 9 закрывается, формирователь 4 обесточивается и контакты 4. 1 замыкаются, подключая лампы 6 фар дальнего света к источнику 23 питания Разъезд автомобилей в случае, когда один автомобиль движется с включенным ближним светом, а другой с дальним, сводится к указанному процессу.
Формула изобретения
1. Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства, содержащее установленный в передней части транспортного средства датчик освещенности, выходом подключенный к входу блока сравнения, выход которого соединен с в.ходом формирователя команды переключения питания фар ближнего и дальнего света, в цепь питания которых включен переключатель света фар, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительным блоком сравнения, управляемым ключом и генератором импульсов, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход - к лампам дальнего света, при этом вход управляющего ключа подключен через переключатель света фар, связанный с выходом формирователя команды переключения питания фар к источнику питания, управляющий вход - к выходу дополнительного блока сравнения, входом подключенным к датчику освещенности, а выход связан с входом формирователя команды переключения питания фар,
В соответствии с этим условием факти- Q при этом блок сравнения выполнен с двумя
чески устанавливается уровень EI срабаты-порогами сравнения.
вания блока 2. В схеме генератора 12 преду-2. Устройство по п. 1, отличающееся
смотрена цепь коррекции времени задержки,тем, что оно снабжено датчиком скорости
которая подключается к датчику 13 скороститранспортного средства, включенным во вре(V 5 м/с), юдача импульса напряжения МО-мязадающую цепь генератора импульсов.
0
5
5
0
5
0
5
жет вообще блокироваться с помощью этой цепи. После окончания разъезда освещенность на датчике 1 падает ниже уровня Е, сигнал на выходе блока 2 и выходе дополнительного блока 8 исчезает, ключ 9 запирается, формировате„пь 4 обесточивается и контакты 4.1 замыкаются, вследствие чего питание вновь подается на ламны 6 фар дальнего света. Если после разъезда на датчик 1 воздействует световой поток следующего транспортного средства, превышающий уровень Ej, переключение на дальний свет не происходит, поскольку ключ 9 открыт. При необходимости принудительного переключения на дальний свет в этом режиме водитель может осуществить такое переключение вручную путем перевода переключателя 7 из положения дальнего света в положение ближнего света и вновь в положение дальнего света. П.ри этом ключ 9 закрывается, формирователь 4 обесточивается и контакты 4. 1 замыкаются, подключая лампы 6 фар дальнего света к источнику 23 питания Разъезд автомобилей в случае, когда один автомобиль движется с включенным ближним светом, а другой с дальним, сводится к указанному процессу.
Формула изобретения
1. Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства, содержащее установленный в передней части транспортного средства датчик освещенности, выходом подключенный к входу блока сравнения, выход которого соединен с в.ходом формирователя команды переключения питания фар ближнего и дальнего света, в цепь питания которых включен переключатель света фар, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительным блоком сравнения, управляемым ключом и генератором импульсов, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход - к лампам дальнего света, при этом вход управляющего ключа подключен через переключатель света фар, связанный с выходом формирователя команды переключения питания фар к источнику питания, управляющий вход - к выходу дополнительного блока сравнения, входом подключенным к датчику освещенности, а выход связан с входом формирова
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2048316C1 |
Устройство для переключения света фар транспортного средства | 1990 |
|
SU1740214A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1990 |
|
RU2042546C1 |
Способ переключения освещения дороги транспортным средством с дальнего на ближний свет | 1985 |
|
SU1237507A1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2097223C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU2041084C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ ОСВЕЩЕНИЯ | 2011 |
|
RU2555376C2 |
ПРОТИВООСЛЕПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ПУТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2034325C1 |
ФАРА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДОРОГИ | 2010 |
|
RU2446963C1 |
Устройство управления сигнализацией для транспортного средства | 1988 |
|
SU1548093A1 |
Изобретение относится к транспортному приборостроению и может быть использовано для управления освещением и сигнализацией транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит установленный в передней части транспортного средства датчик 1 освещенности, выход которого подключен к блоку 2 сравнения, выполненному с дву.мя порогами сравнения. Выход блока 2 связан с входом формирователя 4 команды переключения света, выходы которого подключены соответственно к лампам 5, 6 фаз транспортного средства. В цепи питания ламп 5, 6 включен переключатель 7 света фаз. Вход дополнительного блока 8 сравнения подключен к датчику 1, а выход - к управляю- ще.му входу управляющего ключа 9, выход которого связан с цепью питания формирователя 4. К выходу блока 2 подключен генератор 12 импульсов, выход которого подключен к цепи питания ламп 6. При этом во времязадающую цепь генератора 12 включен датчик 13 скорости транспортного средства. Устройство обеспечивает автоматическое переключение света фар с дальнего на ближний каждого из встречно движущихся автомобилей при разъезде на оптимальной дистанции, что способствует созданию благоприятных условий работы водителей и по- выщению безопасности движения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. лП с S (Л со со
СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2516032C1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-07-15—Публикация
1986-12-11—Подача