Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано при создании автомобилей и электромобилей, преимущественно малого и особо малого класса.
Известны кузова легковых четырех автомобилей, характеризующихся малыми габаритами. Так, кузов легкового автомобиля [1] содержит днище и установленную на нем верхнюю часть, выполненную в виде одной детали с проемами для дверей, переднего и заднего стекла. Кузов имеет повышенную технологичность изготовления.
Кузов легкового автомобиля [2] содержит отдельные модули, скрепляемые при сборке болтами и запорами. Модули изготовляют и красят отдельно, что снижает требования к размерам камеры окраски.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является кузов автомобиля особо малого класса [3] Недостатком этого известного кузова является неудобство расположения водителя и пассажиров, объясняемое тем, что они размещаются в два ряда, один за другим. При малых габаритах кузова это создает так называемую "проблему колен", когда у пассажиров на заднем сиденье 10 колени упираются в передние сиденья 8 и 9. При продолжительных поездках это причиняет значительные неудобства. Страдают от тесноты, хотя и в меньшей степени, также водитель и 1-й пассажир, поскольку их "подпирают" пассажиры заднего сиденья. Для ночлега передние сиденья раскладываются и при этом образуется только два спальных места. Для четырехместного автомобиля это недостаток. Недостаточен объем багажника ( ≈128 л).
Задачей изобретения является повышение удобства размещения водителя и пассажиров.
Сущность изобретения состоит в том, что в кузове легкового автомобиля (электромобиля) преимущественно малого и особо малого класса, содержащем днище, скрепленную с ним верхнюю часть, сиденья для водителя и 1-го пассажира и сдвоенное сиденье для 2-го и 3-го пассажиров, расположенное на днище в промежутке между нишами для задних колес, введены конструктивные изменения, а именно, сиденья для водителя и 1-го пассажира установлены над нишами для задних колес выше сдвоенного сидения примерно на 20 см и сдвинуты вперед относительно него примерно на 30 см.
Кроме того, предусмотрены варианты конструкции:
спинка сдвоенного сиденья может быть сделана из двух половин, образующих между собой угол около 160о, а сдвоенное сиденье выполнено в виде пятиугольника с таким же углом в вершине;
спинки сдвоенного сиденья могут быть установлены горизонтально в одной плоскости со своим сиденьем, образуя два дополнительных спальных места.
Новыми и существенными признаками изобретения являются:
установка сидений для водителя и первого пассажира над нишами для задних колес выше сдвоенного сиденья примерно на 20 см и со сдвигом вперед относительно него же примерно на 30 см;
выполнение спинки сдвоенного сиденья из двух половин, образующих между собой угол около 160о, а самого сдвоенного сиденья в виде пятиугольника с таким же углом в вершине;
возможность установки спинок сдвоенного сиденья горизонтально в одной плоскости со своим сиденьем с образованием двух дополнительных спальных мест.
Эти признаки позволяют увеличить удобства размещения водителя и пассажиров, устранив "проблему колен", увеличить объем багажника и довести число спальных мест для ночлега до четырех.
На фиг. 1а, б,в,г показан предлагаемый автомобильный кузов, причем вид сверху (фиг. 1б) дан при снятой верхней части; на фиг. 2а,б,в вид этого кузова, переоборудованного для ночлега; на фиг. 3а,б,в то же, переоборудованного для перевозки груза с увеличенными габаритами; на фиг. 4а,б вариант кузова для малогабаритного электромобиля.
Габариты автомобиля на основе предлагаемого кузова ≈ 2600х1900х1700 мм.
Кузов содержит днище 1, скрепленную с ним верхнюю часть 2 с моторным отсеком 3, сиденье водителя 8 со спинкой 11, сиденье 1-го пассажира 9 со спинкой 12, сдвоенное сиденье 10 для 2-го и 3-го пассажиров со спинками 13 и 14. Сохраняется багажный отсек 29 ( ≈100 л). Сиденье 10 расположено на днище 1 в промежутке между левой 6 и правой 7 нишами для задних колес, сиденья 8 и 9 расположены соответственно над нишами 6 и 7 выше сдвоенного сиденья 10 примерно на 20 см и со сдвигом вперед примерно на 30 см. Спинки 13 и 14 сдвоенного сиденья 10 составляют между собой угол ≈ 160о, а сиденье 10 имеет вид пятиугольника с таким же углом в вершине. Сиденье водителя 8 имеет возможность перемещаться, так что сдвиг 30 см относится к крайней задней позиции.
Во время движения автомобиля водитель и 1-й пассажир располагаются в положении "сидя на стуле", а 2-й и 3-й пассажиры в положении "полулежа" как обычно.
Багаж может быть размещен в объемах 15, 16, 27 и 29.
При выбранной компоновке колени 2-го и 3-го пассажиров не упираются в передние сиденья, что снимает "проблему колен". Удобство размещения повышается также за счет того, что вследствие расположения спинок 13 и 14 под углом ≈160о расширяются места для сиденья 2-го и 3-го пассажиров в наиболее критической, задней части (гипотенуза при угле 80о больше противолежащего катета на 4-5 см). Места для 2-го и 3-го пассажиров расширяются также за счет ниш 26 под сиденьями 8 и 9 (см. фиг. 1в), причем в эту сторону могут перемещаться края сиденья 10, т.е. имеется возможность сделать его шире на 35-40 см и разместить 4-го пассажира (для а/м малого класса). Образуются дополнительные пространства 15 ( ≈7х7х5 дм), 16 и 17 (по ≈ 8х4х4 дм) для размещения багажа, суммарным объемом около 400 л, что на 300% увеличивает объем багажника по сравнению с прототипом (128 л). Общий объем багажника составляет ≈500 л. Для ночлега или отдыха спинки сидений 11, 12, 13 и 14 располагаются горизонтально в одной плоскости со своими сиденьями (см. фиг. 3а,б) и крепятcя к днищу, как на фиг. 3в. ( cиденья могут раскладываются и обычным способом, когда само сиденье сдвигается вперед, а спинка откидывается вниз-назад). При этом открывается возможность с учетом перекладки багажа образовать 4 спальных места 22-25, каждое длиной около 180 см. Места 22 и 23 располагаются примерно на 20 см выше мест 24 и 25. Расположение на двух уровнях также облегчает размещение водителя и пассажиров для ночлега. Посадка 2-го и 3-го пассажиров не требует отведения вперед сидений 8 и 9, что упрощает конструкцию и сокращает ширину двери. Если необходимо перевезти груз увеличенных габаритов (холодильник, небольшой шкаф и т.п.), то сиденье 10 и спинки 13 и 14 снимаются и складываются в нишу перед ними, при этом образуется дополнительное пространство 17 (пунктир на фиг. 4) с габаритами ≈18х9х8 дм и объемом ≈1100 л. Общий объем для размещения багажа ≈1500 л, что в 4,6 раза превосходит аналогичный показатель автомобиля "Дайхатсу Куоре" (320 л). Груз вносится через поднятую заднюю дверь 18.
Предлагаемый кузов может служить основной для небольшого автомобиля скорой помощи, при этом больной может быть внесен и размещен на носилках в пространстве 17, а врач располагается на сиденье 9. Пространство 17 может быть также переоборудовано в грузовой обсек 9. Пространство 17 может быть также переоборудовано в грузовой отсек объемом ≈1000 л, открывающийся сзади, при этом образуется грузопассажирский миниавтомобиль. Вариант кузова для малогабаритного электромобиля представлен на фиг. 4. Аккумуляторные батареи (20 штук) размещаются в отсеках 19, 20 и 28, выдвигаемых наружу для замены и отделенных от салона. Расположение сидений подобно фиг. 1. При этом, если использовать для движения электромобиля мотор-колеса, участь упрощенное управление электромобиля, отсутствие радиатора и др. то образуется передний багажник 21 ( ≈13х7х5 дм) объемом около 400 л, что в сумме с объемами 16,27 (≈ 2х100 л) и 29 ( ≈100 л) составляет ≈700 л, т.е. достигает показателей автомобилей более высокого класса. Остальные преимущества кузова также сохраняются.
Применительно к автомобилю в отсеках 20 и 28 могут быть размещены бензобаки объемом ≈ 2х50 л. Предлагаемая конструкция требует увеличенной ширины (до ≈190 см) и выcоты кузова (до ≈150 cм), однако длина может быть cокращена до ≈260 см. Расчеты показывают, что при этом общая поверхность и масса кузова несколько увеличатся (на 8-10%) по сравнению с прототипом, что на 3-4% утяжелит весь автомобиль. Однако этот недостаток перекрывается приведенными выше достоинствами, а также лучше маневренностью, проходимостью и устойчивостью, облегчением парковки, размещения на стоянке и в гараже, перевозки на трейлерах и по железной дороге и др. Так, в стандартном гараже с размерами 6х3 с разместится 2 таких автомобиля (вместо одного). На железнодорожной платформе они могут становиться поперек, что облегчает погрузку и выгрузку.
Более тщательная проработка конструкции позволяет снизить вес.
Изобретение обладает следующими преимуществами по сравнению с прототипом:
увеличиваются удобства размещения водителя и пассажиров, снимается "проблема колен" и общее ощущение тесноты;
число спальных мест для ночлега доводится до четырех (вместо двух);
увеличиваетcя объем багажника до 500N1500 л в завиcимоcти от варианта;
улучшается задний обзор для водителя, так как ему не мешают пассажиры на заднем сиденье (он смотрит назад, повернувшись или через зеркало, поверх их голов), водитель может сам во время движения протереть запотевшее заднее стекло;
вследствие уменьшения длины облегчается парковка, железнодорожная перевозка, размещение в гараже и т.п.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ | 1999 |
|
RU2192357C2 |
Кузов легкового автомобиля | 1982 |
|
SU1104039A1 |
СИСТЕМА СИДЕНИЙ С БАГАЖНОЙ ПОЛКОЙ | 2012 |
|
RU2500552C1 |
Междугородный, туристический, экскурсионный автобус | 2022 |
|
RU2801179C1 |
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2419570C2 |
МОТОКОЛЯСКА | 2013 |
|
RU2562009C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2006 |
|
RU2319635C1 |
Кузов грузопассажирского легкового автомобиля | 1982 |
|
SU1049288A1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
Легковой автомобиль | 1981 |
|
SU1125149A1 |
Использование: в автомобильной технике и может быть использовано для создания автомобилей и электромобилей, преимущественно малого и особо малого класса. Сущность изобретения: кузов содержит днище, скрепленную с ним верхнюю часть, сдвоенное сиденье, расположенное на днище в промежутке между нишами для задних колес, сиденья водителя и 1-го пассажира, расположенные выше и впереди сдвоенного сиденья, при этом спинка сдвоенного сиденья может быть сделана из двух половин, образующих между собой угол около 160°, сдвоенное сиденье выполнено в виде пятиугольника с таким же углом в вершине, а спинки могут быть установлены в одной плоскости со сдвоенным сиденьем, образуя два дополнительных спальных места. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
РЖ "Автомобильный и городской транспорт", N 10, 1991, мат | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-02-04—Подача