СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА Российский патент 1995 года по МПК E01C5/00 E01C3/00 

Описание патента на изобретение RU2043455C1

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог и площадок на болотах и заторфованных территориях.

Известен способ строительства земляного полотна, включающий отсыпку насыпи, укладку армирующего слоя в виде гибкого материала, в котором выполнены круглые отверстия, и последующую засыпку армирующего слоя грунтом [1] Недостатком известного способа строительства земляного полотна является потребность в специальном армирующем полотне, в котором необходимо выполнить отверстия. Это существенно повышает трудоемкость и стоимость дорожного полотна.

Известен способ строительства дорожного полотна, включающий разравнивание полосы под дорогу, возведение насыпи с уплотнением, укладку на последний, например песчано-гравийный, неуплотненный слой разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение последних канатами посредством отверстий, выполненных на диаметрально противоположных краях протекторной части, последующее обжатие канатами поперек оси дороги, засыпку и уплотнение [2] Недостатком известного способа строительства дорожного полотна является отсутствие соединения покрышек вдоль оси дороги. В результате отдельные полосы из покрышек работают независимо, при наезде на полосу соседние не включаются в работу, что ухудшает эксплуатационные качества дороги, продольный профиль полотна дороги приобретает синусоидальный вид.

Кроме того, укладка в полотно насыпи покрышек, разрезанной частью вниз, даже при неуплотненном последнем песчано-гравийном слое ведет к образованию воздушной подушки, которую практически невозможно полностью заполнить грунтом. Вследствие этого при наезде на такую "подушку" будет происходить непрерывное "дыхание" и разрушение дорожного полотна.

При этом в известном способе строительства дорожного полотна полосы из разрезанных покрышек укладывают после отсыпки насыпи в ее верхней части. Поэтому такой способ стротельства дорожного полотна нецелесообразно использовать в условиях слабых грунтов на болотах и заторфованных территориях.

Изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств дорожного полотна в условиях слабых грунтов.

Для этого в способе строительства дорожного полотна, включающем возведение насыпи, укладку разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение покрышек протекторной частью, засыпку и уплотнение, предварительно скрепляют разрезанные покрышки в маты в продольном и поперечном направлениях, укладывают плоскостью реза вверх в основание дороги поверх лежней, уложенных с расчетным шагом, выполняют засыпку матов с последующим уплотнением, после чего возводят насыпь. Причем толщину отсыпки насыпи определяют высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки. При этом засыпку матов выполняют слаборазложившимся торфом или песком с последующей укладкой геотекстильной прослойки.

Маты и лежни, укладываемые в основание полотна дороги, устраиваемом на слабом основании, например болоте, воспринимают нагрузку и распределяют давление на слабое основание. При этом лежни из бревен или фашины уменьшают прогиб матов и осадку насыпи. Часть напряжений через натяжение матов передается на соседние участки. Вовлекается больший объем грунта в работу. Повышается несущая способность конструкции полотна дороги. Благодаря восприятию нагрузок матами и лежнями и их перераспределению осадки и деформации основания происходят более равномерно.

Признак укладки матов из разрезанных пополам по протекторной части покрышек плоскостью реза вверх обеспечивает полное заполнение их при последующей засыпке, устраняющее отрицательный эффект воздушной подушки. Кроме того, последующая засыпка матов слаборазложившимся торфом или песком с геотекстильной прослойкой обеспечивает лучшее разделение материала насыпи и слабого основания (болота). Причем при указанной укладке матов из разрезанных покрышек используется распорный эффект часть горизонтальных напряжений воспринимают стенки покрышек.

Частный признак толщина отсыпки насыпи, определяемая высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки обеспечивает оптимальный вариант передачи горизонтальной составляющей вертикального давления на вертикальные стенки покрышек, тем самым снижая вертикальную составляющую, что имеет важное значение в условиях слабых грунтов основания. Повышенная несущая способность конструкции дорожного полотна позволяет снизить высоту насыпи.

Таким образом предлагаемое изобретение повышает эксплуатационные качества дорожного полотна.

На фиг.1 представлен поперечный разрез полотна; на фиг.2 то же, вид сверху.

Способ осуществляют следующим образом.

Разрезанные пополам по протекторной части автомобильные покрышки 1 скрепляют между собой с образованием матов по ширине дорожного полотна в продольном и поперечном направлениях (например при помощи резьбового соединения, скобами, шпильками и т.п.).

Затем на слабое основание 2 укладывают с расчетным шагом лежни 3, поверх них укладывают маты 1 из покрышек, скрепляя между собой, причем укладывают их плоскостью реза вверх. Маты засыпают слоем слаборазложившегося торфа толщиной 0,3 м, затем отсыпают насыпь 5.

Предлагаемый способ строительства дорожного полотна не только повышает его эксплуатационные качества, но и позволяет существенно снизить материалоемкость, стоимость и трудоемкость при строительстве дорог, экономится древесина по сравнению с лежневыми дорогами, продляется срок службы дорог, решается проблема утилизации изношенных покрышек.

Похожие патенты RU2043455C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ 2005
  • Луцкий Святослав Яковлевич
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Долгов Денис Владимирович
RU2273687C1
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ВДОЛЬТРАССОВОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ГРУНТЕ 1985
  • Соколов С.М.
  • Караваев С.С.
  • Табаков Н.В.
SU1301011A1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ВОДООТВОДНОГО СООРУЖЕНИЯ 1991
  • Вайнбендер А.Г.
  • Табаков Н.В.
  • Майер В.Р.
  • Ситников Н.Е.
  • Линцер А.А.
  • Шевалдин Г.Е.
RU2025551C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО "ТЕПЛОГО" ТРУБОПРОВОДА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ, СЛАБЫХ ПРИ ОТТАИВАНИИ, ГРУНТАХ 1988
  • Соколов С.М.
  • Караваев С.С.
  • Лаптев А.А.
  • Шеломенцев Г.Г.
  • Нагаев А.Р.
SU1563323A1
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ПРОКЛАДКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ И ТРУБОПРОВОДОВ В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 1988
  • Караваев С.С.
  • Соколов С.М.
  • Яницкий П.А.
  • Табаков Н.В.
  • Лаптев А.А.
SU1700971A1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВДОЛЬ АВТОДОРОГИ В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 1985
  • Соколов С.М.
  • Караваев С.С.
  • Скворцов И.Д.
SU1295855A1
ПРИЦЕПНОЙ КАБЕЛЕУКЛАДЧИК 1991
  • Кучумов А.Ф.
  • Шаламов А.М.
RU2014405C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 1989
  • Даниэлян Ю.С.
  • Яницкий П.А.
  • Гудалина Т.А.
  • Вариченко С.А.
SU1773141A1
Способ возведения перехода автодороги через заглубленный в грунт трубопровод 1983
  • Соколов Сергей Михайлович
  • Табаков Николай Викторович
  • Лаптев Александр Александрович
  • Лейтланд Владимир Григорьевич
SU1134658A1
Способ вскрытия подземного трубопровода 1991
  • Стрижков Сергей Николаевич
  • Караваев Сергей Сергеевич
  • Юнусов Наиль Сахиевич
  • Чепурский Владимир Николаевич
SU1800196A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 043 455 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог и площадок на болотах и заторфованных территориях. Предлагаемый способ строительства повышает эксплуатационные качества дорожного полотна в условиях слабых грунтов при одновременном снижении стоимости и трудоемкости строительства дорог. Для чего в способе строительства дорожного полотна, включающем возведение насыпи, укладку разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение последних протекторной частью, засыпку и уплотнение, предварительно скрепляют разрезные покрышки в маты в продольном и поперечном направлениях, укладывают плоскостью реза вверх в основание дороги поверх лежней, уложенных с рысчетным шагом, выполняют засыпку матов с последующим уплотнением, после чего возводят насыпь. Причем толщину отсыпки насыпи определяют высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки. При этом засыпку матов выполняют слаборазложившимся торфом или песком с последующей укладкой геотекстильной прослойки. 3 з.п. фл-ы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 043 455 C1

1. СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА, включающий возведение насыпи, укладку разрезанных по протекторной части утилизированных покрышек, их соединение в поперечном направлении по протекторной части, засыпку и уплотнение, отличающийся тем, что перед возведением насыпи формируют маты, скрепляя покрышки дополнительно в продольном направлении, и укладывают их плоскостью реза вверх в основание дороги на предварительно уложенные с расчетным шагом лежни. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщину отсыпки насыпи определяют высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что засыпку матов выполняют слаборазложившимся торфом. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что засыпку матов выполняют песком, после чего укладывают геотекстильную прослойку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2043455C1

Покрытие дороги 1987
  • Бабин Лев Алексеевич
  • Быков Леонид Иванович
  • Файзуллин Саяфетдин Миннигулович
  • Спектор Юрий Иосифович
  • Бобрик Борис Федорович
SU1647068A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 043 455 C1

Авторы

Барский Б.Л.

Табаков Н.В.

Негомедзянов А.А.

Уздяев Н.А.

Мартынов В.А.

Даты

1995-09-10Публикация

1992-04-16Подача