Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог и площадок на болотах и заторфованных территориях.
Известен способ строительства земляного полотна, включающий отсыпку насыпи, укладку армирующего слоя в виде гибкого материала, в котором выполнены круглые отверстия, и последующую засыпку армирующего слоя грунтом [1] Недостатком известного способа строительства земляного полотна является потребность в специальном армирующем полотне, в котором необходимо выполнить отверстия. Это существенно повышает трудоемкость и стоимость дорожного полотна.
Известен способ строительства дорожного полотна, включающий разравнивание полосы под дорогу, возведение насыпи с уплотнением, укладку на последний, например песчано-гравийный, неуплотненный слой разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение последних канатами посредством отверстий, выполненных на диаметрально противоположных краях протекторной части, последующее обжатие канатами поперек оси дороги, засыпку и уплотнение [2] Недостатком известного способа строительства дорожного полотна является отсутствие соединения покрышек вдоль оси дороги. В результате отдельные полосы из покрышек работают независимо, при наезде на полосу соседние не включаются в работу, что ухудшает эксплуатационные качества дороги, продольный профиль полотна дороги приобретает синусоидальный вид.
Кроме того, укладка в полотно насыпи покрышек, разрезанной частью вниз, даже при неуплотненном последнем песчано-гравийном слое ведет к образованию воздушной подушки, которую практически невозможно полностью заполнить грунтом. Вследствие этого при наезде на такую "подушку" будет происходить непрерывное "дыхание" и разрушение дорожного полотна.
При этом в известном способе строительства дорожного полотна полосы из разрезанных покрышек укладывают после отсыпки насыпи в ее верхней части. Поэтому такой способ стротельства дорожного полотна нецелесообразно использовать в условиях слабых грунтов на болотах и заторфованных территориях.
Изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств дорожного полотна в условиях слабых грунтов.
Для этого в способе строительства дорожного полотна, включающем возведение насыпи, укладку разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение покрышек протекторной частью, засыпку и уплотнение, предварительно скрепляют разрезанные покрышки в маты в продольном и поперечном направлениях, укладывают плоскостью реза вверх в основание дороги поверх лежней, уложенных с расчетным шагом, выполняют засыпку матов с последующим уплотнением, после чего возводят насыпь. Причем толщину отсыпки насыпи определяют высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки. При этом засыпку матов выполняют слаборазложившимся торфом или песком с последующей укладкой геотекстильной прослойки.
Маты и лежни, укладываемые в основание полотна дороги, устраиваемом на слабом основании, например болоте, воспринимают нагрузку и распределяют давление на слабое основание. При этом лежни из бревен или фашины уменьшают прогиб матов и осадку насыпи. Часть напряжений через натяжение матов передается на соседние участки. Вовлекается больший объем грунта в работу. Повышается несущая способность конструкции полотна дороги. Благодаря восприятию нагрузок матами и лежнями и их перераспределению осадки и деформации основания происходят более равномерно.
Признак укладки матов из разрезанных пополам по протекторной части покрышек плоскостью реза вверх обеспечивает полное заполнение их при последующей засыпке, устраняющее отрицательный эффект воздушной подушки. Кроме того, последующая засыпка матов слаборазложившимся торфом или песком с геотекстильной прослойкой обеспечивает лучшее разделение материала насыпи и слабого основания (болота). Причем при указанной укладке матов из разрезанных покрышек используется распорный эффект часть горизонтальных напряжений воспринимают стенки покрышек.
Частный признак толщина отсыпки насыпи, определяемая высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки обеспечивает оптимальный вариант передачи горизонтальной составляющей вертикального давления на вертикальные стенки покрышек, тем самым снижая вертикальную составляющую, что имеет важное значение в условиях слабых грунтов основания. Повышенная несущая способность конструкции дорожного полотна позволяет снизить высоту насыпи.
Таким образом предлагаемое изобретение повышает эксплуатационные качества дорожного полотна.
На фиг.1 представлен поперечный разрез полотна; на фиг.2 то же, вид сверху.
Способ осуществляют следующим образом.
Разрезанные пополам по протекторной части автомобильные покрышки 1 скрепляют между собой с образованием матов по ширине дорожного полотна в продольном и поперечном направлениях (например при помощи резьбового соединения, скобами, шпильками и т.п.).
Затем на слабое основание 2 укладывают с расчетным шагом лежни 3, поверх них укладывают маты 1 из покрышек, скрепляя между собой, причем укладывают их плоскостью реза вверх. Маты засыпают слоем слаборазложившегося торфа толщиной 0,3 м, затем отсыпают насыпь 5.
Предлагаемый способ строительства дорожного полотна не только повышает его эксплуатационные качества, но и позволяет существенно снизить материалоемкость, стоимость и трудоемкость при строительстве дорог, экономится древесина по сравнению с лежневыми дорогами, продляется срок службы дорог, решается проблема утилизации изношенных покрышек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ | 2005 |
|
RU2273687C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ВДОЛЬТРАССОВОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ГРУНТЕ | 1985 |
|
SU1301011A1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ВОДООТВОДНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025551C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО "ТЕПЛОГО" ТРУБОПРОВОДА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ, СЛАБЫХ ПРИ ОТТАИВАНИИ, ГРУНТАХ | 1988 |
|
SU1563323A1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ПРОКЛАДКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ И ТРУБОПРОВОДОВ В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 1988 |
|
SU1700971A1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВДОЛЬ АВТОДОРОГИ В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 1985 |
|
SU1295855A1 |
ПРИЦЕПНОЙ КАБЕЛЕУКЛАДЧИК | 1991 |
|
RU2014405C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1989 |
|
SU1773141A1 |
Способ возведения перехода автодороги через заглубленный в грунт трубопровод | 1983 |
|
SU1134658A1 |
Способ вскрытия подземного трубопровода | 1991 |
|
SU1800196A1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог и площадок на болотах и заторфованных территориях. Предлагаемый способ строительства повышает эксплуатационные качества дорожного полотна в условиях слабых грунтов при одновременном снижении стоимости и трудоемкости строительства дорог. Для чего в способе строительства дорожного полотна, включающем возведение насыпи, укладку разрезанных пополам по протекторной части утилизованных покрышек, соединение последних протекторной частью, засыпку и уплотнение, предварительно скрепляют разрезные покрышки в маты в продольном и поперечном направлениях, укладывают плоскостью реза вверх в основание дороги поверх лежней, уложенных с рысчетным шагом, выполняют засыпку матов с последующим уплотнением, после чего возводят насыпь. Причем толщину отсыпки насыпи определяют высотой прямоугольного равнобедренного треугольника, гипотенуза которого равна диаметру покрышки. При этом засыпку матов выполняют слаборазложившимся торфом или песком с последующей укладкой геотекстильной прослойки. 3 з.п. фл-ы, 2 ил.
Покрытие дороги | 1987 |
|
SU1647068A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-04-16—Подача