ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР Российский патент 1995 года по МПК B64C25/58 

Описание патента на изобретение RU2043946C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к амортизаторам шасси летательных аппаратов.

Известен гидропневматический амортизатор, содержащий корпус с размещенным в нем полым штоком с поршнем, пневматическую и гидравлическую камеры.

Недостатком таких амортизаторов является довольно высокий вес и повышенные динамические нагрузки, передаваемые на летательный аппарат при его движении по ВПП.

Задачей изобретения является повышение эффективности снижения динамических нагрузок, передаваемых на летательный аппарат при его движении по неровной ВПП, и снижение веса конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в однокамерный гидропневматический амортизатор, содержащий корпус с размещенным в нем полым штоком с поршнем, пневматическую и гидравлическую камеры, устанавливается в полом штоке плавающий поршень с закрепленным на нем соосно цилиндрическим стержнем, проходящим через поршень штока. На уплотняемой цилиндрической поверхности стержня имеются продольные канавки (протоки) переменного сечения для перетекания жидкости, при этом отношение площади цилиндрического стержня к площади плавающего поршня составляет от 0,25 до 0,5.

На фиг.1 изображен предлагаемый амортизатор; на фиг.2 и 3 диаграммы усилий сжатия.

Пневмогидравлический амортизатор состоит из корпуса 1, штока 2 с поршнем 3, плавающего поршня 4 с цилиндрическим стержнем 5, гидравлических Г и Д камер, пневматической П камеры, гидравлической камеры Т торможения штока 2 при обратном ходе с подпружиненным клапаном 6, зарядного клапана 7 и пробки 8. На цилиндрическом стержне 5 выполнены профилированные канавки 9.

На прямом ходе штока 2 (при сжатии) амортизатора вытесняемая поршнем 3 жидкость из камеры Г перетекает через отверстия f и протоки fvar по направлению стрелок ПХ в камеру Д и через открытый клапан 6 в камеру Т обратного торможения штока 2. При этом перемещающийся плавающий поршень 4 сжимает газ в пневматической камере П.

В зависимости от скорости сжатия амортизатор имеет три режима работы.

Первый режим сжатие при небольшой скорости, что соответствует движению летательного аппарата на рулежках.

При небольшой скорости сжатия амортизатора торможение рабочей жидкости при истечении ее из камеры Г практически отсутствует. Жидкость вытесняется поршнем 3, попадает в камеру Д и перемещает плавающий поршень 4, который сжимает газ в камере П. Этот режим иллюстрируется графиком зависимости усилия сжатия амортизатора Q от хода S (фиг.2), где Q1 усилие по амортизатору при сжатии с небольшой скоростью; Q0 начальное упругое усилие.

Второй режим соответствует динамическому сжатию амортизатора, что имеет место при посадке летательного аппарата.

На этом режиме в рассеивании энергии удара участвует рабочая жидкость. Вытесняемая из камеры Г жидкость с сопротивлением будет перетекать под давлением в камере Г через отверстия и канавки 9 переменного сечения fvar в камеру Д, плавающий поршень 4 при этом будет двигаться с большой скоростью, что приводит к сжатию газа по политропическому закону.

Усилие по амортизатору на втором режиме представлено на фиг.3 кривыми Q2 и Q3, где Q2 кривая упругой силы по амортизатору при политропическом сжатии газа в камере П, равная делению газа, умноженному на площадь штока; Q3 внешняя характеристика усилия по амортизатору, равного давлению жидкости в камере Г, умноженному на площадь штока.

На этом режиме, чем выше скорость сжатия амортизатора, тем больше гидравлическое сопротивление перетекающей из камеры Г жидкости. При этом, поскольку на торцовую площадь цилиндрического стержня действует полное давление жидкости, а усилие от этого давления непосредственно передается на плавающий поршень, то с увеличением скорости движения штока и соответствующего увеличения скорости перемещения плавающего поршня, давление жидкости в камере Д из-за сопротивления в протоках f и fvar уменьшается и при некотором значении скорости плавающего поршня становится равной нулю (точнее давлению паров жидкости), что означает разрывный характер течения в протоках f и fvar.

При дальнейшем увеличении скорости движения штока будут иметь место ограничение давления жидкости в камере Г. Величина предельного давления жидкости определяется давлением газа в камере П, умноженном на отношение площадей плавающего поршня и цилиндрического стержня.

Третий режим работы амортизатора соответствует наезду летательного аппарата на неровность ВПП на большой скорости в процессе разбега или послепосадочного пробега. При этом скорость сжатия амортизатора превышает скорость при посадочном ударе.

На третьем режиме плавающий поршень 4 с цилиндрическим стержнем выполняет роль предохранительного устройства. Работа амортизатора происходит следующим образом. При наезде летательного аппарата на неровности из-за большой скорости движения штока 3 резко увеличивается гидравлическое сопротивление перетекающей из камеры Г через протоки f и fvar жидкости, растет давление в камере Г, а камере Д уменьшается и приближается к нулю.

Давление жидкости в камере Г ограничивается величиной давления газа в камере П, умноженной на отношение площади плавающего поршня к площади цилиндрического стержня. Таким образом амортизатор переходит на режим работы, аналогичный работе пневматической пружины высокого давления.

На этом режиме сила сопротивления амортизатора не зависит от скорости сжатия, а уровень ограничительного усилия определяется конструктивным параметром отношение площадей плавающего поршня и соединенного с ним цилиндрического стержня.

После окончания прямого хода, независимо от режима, происходит обратный ход штока под действием сжатого газа в камере П, под давлением которого плавающий поршень 4 вытесняет жидкость в камеру Г, а торможение штока осуществляется за счет сопротивления жидкости, вытекающей из камеры обратного торможения Т через калиброванные отверстия в закрытом клапане 6, направление течения жидкости обозначено стрелками ОХ на фиг.1.

Амортизатор наиболее полно удовлетворяет разнообразным условиям нагружения, т.е. обладает многорежимностью, что обеспечивает эффективное снижение наземных нагрузок, передаваемых на летательный аппарат при посадочных ударах и движении по неровным взлетно-посадочным полосам, и при этом обладает конструктивной простотой, небольшим весом и высокой надежностью.

Похожие патенты RU2043946C1

название год авторы номер документа
ДВУХКАМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР 1994
RU2081031C1
ДВУХКАМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР 1970
SU266575A1
Гидрогазовый поглощающий аппарат автосцепки 1974
  • Азаров Борис Васильевич
  • Гаврилов Виктор Алексеевич
  • Каракашьян Завен Оганезович
  • Лазарян Всеволод Арутюнович
  • Лысенко Владимир Иванович
  • Панькин Николай Андреевич
  • Першин Владимир Яковлевич
  • Тимошук Альберт Исидорович
  • Филимонов Андрей Матвеевич
  • Болотин Михаил Михайлович
SU525581A1
ДВУХКАМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР-ПОДЪЕМНИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Азиков В.В.
RU2145294C1
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 1969
SU245169A1
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1966
  • Каракашьян З.О.
  • Лазарян В.А.
  • Тимошук А.И.
  • Болотин М.М.
  • Драгоненко А.А.
  • Першин В.Я.
  • Азаров Б.В.
  • Зарахович И.Я.
  • Свиридов М.В.
SU214586A1
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР 2001
  • Подопросветов А.В.
  • Беляев А.И.
  • Горячева Е.М.
  • Князева И.А.
RU2216665C2
АМОРТИЗАТОР ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ЗАЛИВКИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ КАМЕРЫ АМОРТИЗАТОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1990
  • Куцерубов А.Т.
  • Абрамов В.И.
  • Иванов М.Т.
RU2057687C1
ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ АМОРТИЗАТОР ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1983
  • Куцерубов А.Т.
  • Резайкин В.К.
  • Роднянский А.Л.
RU1145602C
Гидропневматический амортизатор 1985
  • Прохоренков Виктор Дмитриевич
SU1357618A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 043 946 C1

Реферат патента 1995 года ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к авиационной технике, к амортизаторам шасси летательных аппаратов. Гидропневматический амортизатор содержит корпус с размещенным в нем штоком с поршнем. В штоке под его поршнем установлен плавающий поршень с цилиндрическим стержнем, имеющим профилированные канавки. Амортизатор также имеет пневматическую и гидравлические камеры, а отношение площади цилиндрического стержня к площади плавающего поршня составляет от 0,25 до 0,5. Такое выполнение позволит повысить эффективность снижения динамических нагрузок, передаваемых на летательный аппарат при движении его по неровной взлетно-посадочной полосе с большими нагрузками. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 043 946 C1

ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР, содержащий корпус с размещенным в нем полым штоком с поршнем, пневматическую и гидравлическую камеры, отличающийся тем, что в полом штоке размещен плавающий поршень с закрепленным на нем соосно цилиндрическим стержнем, проходящим через поршень штока и на уплотняемой цилиндрической поверхности которого выполнены продольные канавки переменного сечения для перетекания жидкости, при этом отношение площади цилиндрического стержня к площади плавающего поршня составляет 0,25 0,5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2043946C1

Конвей
Конструкции шасси, Лондон, 1958, с.210, рис.205а.

RU 2 043 946 C1

Авторы

Гаврилов Виктор Алексеевич

Тимошук Альберт Исидорович

Даты

1995-09-20Публикация

1992-08-12Подача