Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к составам высокооктановых бензинов, предназначенных для использования в двигателях с искровым зажиганием.
В настоящее время известны топливные композиции на основе бензиновой фракции с добавлением различных высокооктановых компонентов, например, алкилбензина, толуола, пиробензола [1]
Недостатком этих композиций является сравнительно невысокие октановые числа.
Для получения высокооктановых бензинов в их состав вводят также тетраэтилсвинец (ТЭС). Недостатком бензинов, содержащих ТЭС, является их высокая токсичность.
Известна композиция автомобильного бензина, содержащая 5-40 об. спиртов С4-С8 и 0,1- 25 об. воды. В автомобильный бензин можно добавлять метиловый, этиловый, изопропиловый, третбутиловый и третамиловый спирты [2] Недостатком композиции является сравнительно низкая эффективность и плохие низкотемпературные свойства.
Наиболее близкой к предлагаемой является топливная композиция на основе бензина, содержащая 2-65 об. добавки, включающей 5-35 об. метилтретбутилового эфира, 5-40 об. изопропилтретбутилового эфира, 5-40 об. бутилтретбутилового эфира. Данная композиция может быть модифицирована добавкой, содержащей 0-85 об. третбутанола, 0-20 об. бутанола, 0-20% изопропанола и 0-15 об. метанола.
Недостатком топливной композиции является высокое содержание высокооктановых добавок, вследствие чего топливо имеет высокую стоимость.
Изобретение направлено на создание топливной композиции, обладающей высокими антидетонационными свойствами, низкой токсичностью отработавших газов и низкой стоимостью.
Предлагаемая топливная композиция на основе бензина содержит в качестве высокооктановой добавки побочные продукты производства изопропилового спирта в количестве 5,0-20,0 мас.
Процесс получения изопропилового спирта из пропилена включает стадии абсорбции пропилена 57%-ной серной кислотой, гидролиза изопропилсерной кислоты острым водяным паром и ректификации.
В состав побочных продуктов производства изопропилового спирта из пропилена входит, диизопропиловый эфир 72-80; изопропиловый спирт 10-15; продукты полимеризации пропилена 8-10 и вода до 3 (ТУ 6-00-05757887-45-92).
Сведения о качестве побочных продуктов производства изопропилового спирта из пропилена приведены в табл.1.
Было приготовлено несколько топливных композиций с вовлечением побочного продукта производства изопропилового спирта.
В качестве базового топлива использованы бензины, представляющие собой смесь различных компонентов: бензинов каталитического риформинга, прямогонных бензинов, газовых бензинов, алкилбензинов, бензинов каталитического крекинга.
Базовое топливо I содержит, мас.
Бензин прямогонный, фр. 30-180оС 35 Газовый бензин НК 62оС 11
Бензин каталитического крекинга 35-225оС 30
Бензин каталитического риформинга, фр. 35-215оС 24
Базовое топливо 2 содержит, мас.
Бензин каталитического риформинга, фр. 35-215оС 80 Алкилбензин 20
Базовое топливо 3 содержит, мас.
Бензин каталитического риформинга, фр. 35-215оС 90 Алкилбензин 10
Базовое топливо 4 содержит, мас.
Бензин каталитического риформинга, фр. 35-215оС 70
Прямогонный бензин, фр. 35-180оС 20 Газовый бензин, НК 62оС 10
Топливные композиции готовят смешением указанных компонентов в товарных резервуарах.
Детонационные характеристики полученных композиций представлены в табл. 2.
В табл. 3 приведены физико-химические и антидетонационные свойства образцов топливных композиций по примерам 1-4.
В табл. 4 приведены результаты квалификационных испытаний образцов топливных композиций по примерам 1-4.
Используя в качестве базового топлива бензины, представляющие собой смеси различных компонентов, за счет введения побочных продуктов производства изопропилового спирта в предлагаемом количестве возможно получить широкий ассортимент топлив для двигателей с искровым зажиганием бензины А-76, АИ-93 и АИ-95 (ГОСТ 2084-77), АИ-91 (ТУ 38.1011225-89).
Бензины каталитического риформинга, которые являются основным компонентом базовых топлив предлагаемых композиций, имеют провал октанового числа в интервале температур кипения 62-105оС, поэтому введение побочного продукта производства изопропилового спирта в состав высокооктановых бензинов выравнивает распределение детонационной стойкости по фракциям.
К преимуществам предлагаемой топливной композиции относится также ее низкая стоимость, так как входящая в ее состав высокооктановая добавка является побочным продуктом производства изопропилового спирта из пропилена.
Использование предлагаемой топливной композиции позволяет снизить токсичность отработавших газов, содержание СО снижается на 15-40% NOx на 35-73%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1995 |
|
RU2078792C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1994 |
|
RU2074235C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1992 |
|
RU2009167C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1992 |
|
RU2009168C1 |
ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2004 |
|
RU2260033C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2092527C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1998 |
|
RU2126031C1 |
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН И АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2616606C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2103326C1 |
ТОПЛИВО | 2003 |
|
RU2241736C1 |
Сущность изобретения: топливная композиция на основе бензина содержит 5,0 20,0% побочного продукта производства изопропилового спирта. 4 табл.
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗЦИЯ на основе бензина, содержащая высокооктановую добавку, отличающаяся тем, что в качестве высокооктановой добавки она содержит побочные продукты производства изопропилового спирта при следующем соотношении компонентов, мас.
Побочные продукты производства изопропилового спирта 5,0 20,0
Бензин До 100
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ЕПВ, заявка N 0064253, C 10L 1/02, 1982. |
Авторы
Даты
1995-09-20—Публикация
1993-12-01—Подача