Устройство управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60K20/02 

Описание патента на изобретение SU880803A1

ного с помощью оси 2 на кронштейне 3 шток 4 вилки 5 включения, например, тягой передачи, имеющей поводок 6, кинематически связанный с элементом управления, содержащим переключающий селектор 7 и вал 8 управления переключением силовой передачи, цилиндрический поводок 9, кинематически связывающий рычаг 1 со штоком 4 за счет сопряжения с пазом 10 поверхности 11 впадины рычага. Рычаг 1 связан с управляемой шестерней 12 заднего хода, установленной в картере 13. силовой передачи на оси 14, с помощью вкладыша 15, выполненного из антифрикционного материала. На торцах вкладыша 15 выполнены проточки 16, в них размещены с возможностью перемещения выступы 17 и 18 рычага 1, а в центральной его части выполнен паз 19, перпендикулярный проточке, в ука занном пазу размещена управляемая шестерня заднего хода.

Паз 10 имеет боковые стороны 20 и 21 разной длины., при этом они параллельны друг другу, длина стороны 20 ограничена поверхностью 11, примыкающей к выступу 17, расположенной под углом к оси 22 паза 10, причем указанная ось расположена в нейтральном положении штока 4 под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода, da цилиндрической по верхности 23 рычага 1 имеется лунка 24 для фиксации. Ось 2 и ось поводка 9 расположены в плоскости симметрии охватываемого выступами 17 и 18 рычага 1 венца шестерни 12 в положении последней, соответствующем включенному заднему ходу. Такое расположение осей деталей 2 и 9 выбрано из соображений получения минимальных ходов штока 4, габаритов устройства в сочетании с надежной работой последнего. С этой целью цилиндрическая поверхность поводка снизу ограничена горизонтальной лыской 25. Ыток 4 выполнен за одно целое с поводком 6 и цилиндрическим поводком 9 что не исключает их отдельное изготовление с последующим креплением. Вилка закреплена на штоке и входит в сопряжение с муфтой 26 включения пятой передачи, которая со скользящей посадкой установлена на шлицах ступицы 27. Муфта 26 может находиться в зацеплении с венцом 28 шестерни 29. Кронштейн 3 установлен цилиндрическим шипом 30 в картере 13 силовой передачи и зафиксирован болтом 31 со стопорной шайбой 32. Ыип 30 может одновременно являться и осью качания селектора 7. Между картером 13 и кронштейном 3 установлены регулировочные прокладки 33. В отверстии 34 кронштейна 3 установлена пружина 35, шарик фиксатора 36 рычага 1. Регулировочные прокладки 33 позволяют перемещать рычаг 1 вместе с осью 2 качания по вертикали для достижения оптимального расположения поверхностей 11 и 25 рычага 1 и цилиндрического поводка 9.

Устройство работает следующим образом.

Включение передачи переднего хода, например тягой передачи, осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вверх, селектор 7 поворачивается против часовой стрелки и перемещает шток 4 с помощью поводка 6 влево в положение, соответствующее включенной пятой ьзредаче. При этом вилка 5 перемещается влево и вводит муфту 26 в зацепление с венцом 28 шестерни 29, цилиндрический повод 9 занимает крайнее левое положение, а рычаг 1 остается неподвижным, так как лыска 25 свободно скользит по поверхности 11 рычага 1 . Положение поводка 9 и муфты 26 при включенной пятой передаче показано штрих-пунктирной линией. Самопроизвольное перемещение рычага 1, а следовательно шестерни 12 заднего хода, при включенной пятой передаче исключается фиксатором 36, упором шестерни 12 в картер 13, поверхности 11 рычага в лыску 25 поводка 9. Выключение указанной передачи осуществляется возвращением детсшей в исходное нейтральное положение перемещением их в обратном направлении. При этом рычаг 1 по-прежнему остается неподвижным, а фиксация его исключает самопроизвольное ее перемещение и заклинивание в сопряжении поверхностей 11 и 25 за счет сил трения. Включение заднего хода осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вниз, селектор 7 поворачивается по часовой стрелке и перемещает шток 4 с помощью поводка 6 вместе с поводком и вилкой 5 включения пятой передачи вправо в положение, соответствующее включенному заднему ходу. При этом вилка Ь перемещает вправо муфту 26 по ступице 27 вхолостую, а поводок 9, контактируя своей цилиндрической поверхностью с боковой поверхностью паза 10 рычага 1, поворачивает последнюю по часовой стрелке, перемещая с помощью вкладыша 15 шестерню 12 в положение, соответствующее включенному заднему ходу. Положение деталей 12, 1 и 9, соответствующее включенному заднему ходу, показано штрих-пунктирной линией. Фиксатор 36 до полного выхода из лунки 24 препятствует повороту рычага 1 по часовой стрелке, что обеспчивает беззазорное сопряжение цилиндрической поверхности поводка 9 и боковой поверхности паза 10 рычага 1 свободное без заклинивания утопание поводка 9 в пазу 10, которое начинается с начала поворота рычага по часовой стрелке. С этого момента и до полного включения заднего хода перемещение рычага 1 зависит от перемещения поводка 9, так как цилиндрическая поверхность его оказывается охваченной боковыми поверхностями паза 10 с минимальным зазором, гарантирующим свободу перемещения поводка 9 в пазу 10. Это сопряжение при включенном заднем ходе исключает самопроизвольное перемещение рычага1 как по часовой, так и против часовой стрелки, а следовательно, и самопроизвольное перемещение шестерни 12. Выключение заднего хода осуществляется возвращением деталей в исходное ней.тральное положение, перемещением их в обратном направлении.

Формула изобретения

1.Устройство управления коробкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач переднего и заднего хода, причем поводок згщнего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном штоке, отличающеес я тем, что, с целью упрсицения конструкции, поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, при этом упомянутый паз расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен с боковыми сторонами разной длины для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкгиощая к одному из выступов и к меньшей боковой стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода.

5 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем из антифрикционного материсша, на торцах которого выполнены

0 проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в централь-, ной части вкладьиаа выполнен паз, перпендикулярный проточке, в котором

5 размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено фиксатором положения поводка заднего хода.

0

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 4022079, кл. 74-476, 1977.

Похожие патенты SU880803A1

название год авторы номер документа
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1986
  • Загорко Анатолий Георгиевич
  • Пасевин Григорий Иванович
SU1463531A1
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства 1983
  • Замчевский Валерий Константинович
  • Снегарь Олег Тарасович
SU1183409A1
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Коршунов Георгий Валериевич
SU1065253A1
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства 1983
  • Купцов Владлен Николаевич
  • Иванов Евгений Иванович
  • Савиновский Николай Иванович
  • Зильперт Альберт Леонидович
SU1115931A1
Устройство управления коробкой передач 1979
  • Миронов Александр Петрович
  • Миронов Владимир Андреевич
SU1013658A1
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 1993
  • Кузнецов В.А.
  • Минин Г.И.
RU2047029C1
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ 2003
  • Панин Е.П.
RU2252809C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ 2004
  • Голубев Юрий Анатольевич
RU2282072C2
Устройство для изменения фаз всасывания во время работы в звездообразных двигателях внутреннего сгорания 1945
  • Даровских В.В.
SU68826A1
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Панин Евгений Петрович
RU2295992C2

Иллюстрации к изобретению SU 880 803 A1

Реферат патента 1981 года Устройство управления коробкой передач транспортного средства

Формула изобретения SU 880 803 A1

SU 880 803 A1

Авторы

Замчевский Валерий Константинович

Назаров Борис Борисович

Даты

1981-11-15Публикация

1979-10-19Подача