ного с помощью оси 2 на кронштейне 3 шток 4 вилки 5 включения, например, тягой передачи, имеющей поводок 6, кинематически связанный с элементом управления, содержащим переключающий селектор 7 и вал 8 управления переключением силовой передачи, цилиндрический поводок 9, кинематически связывающий рычаг 1 со штоком 4 за счет сопряжения с пазом 10 поверхности 11 впадины рычага. Рычаг 1 связан с управляемой шестерней 12 заднего хода, установленной в картере 13. силовой передачи на оси 14, с помощью вкладыша 15, выполненного из антифрикционного материала. На торцах вкладыша 15 выполнены проточки 16, в них размещены с возможностью перемещения выступы 17 и 18 рычага 1, а в центральной его части выполнен паз 19, перпендикулярный проточке, в ука занном пазу размещена управляемая шестерня заднего хода.
Паз 10 имеет боковые стороны 20 и 21 разной длины., при этом они параллельны друг другу, длина стороны 20 ограничена поверхностью 11, примыкающей к выступу 17, расположенной под углом к оси 22 паза 10, причем указанная ось расположена в нейтральном положении штока 4 под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода, da цилиндрической по верхности 23 рычага 1 имеется лунка 24 для фиксации. Ось 2 и ось поводка 9 расположены в плоскости симметрии охватываемого выступами 17 и 18 рычага 1 венца шестерни 12 в положении последней, соответствующем включенному заднему ходу. Такое расположение осей деталей 2 и 9 выбрано из соображений получения минимальных ходов штока 4, габаритов устройства в сочетании с надежной работой последнего. С этой целью цилиндрическая поверхность поводка снизу ограничена горизонтальной лыской 25. Ыток 4 выполнен за одно целое с поводком 6 и цилиндрическим поводком 9 что не исключает их отдельное изготовление с последующим креплением. Вилка закреплена на штоке и входит в сопряжение с муфтой 26 включения пятой передачи, которая со скользящей посадкой установлена на шлицах ступицы 27. Муфта 26 может находиться в зацеплении с венцом 28 шестерни 29. Кронштейн 3 установлен цилиндрическим шипом 30 в картере 13 силовой передачи и зафиксирован болтом 31 со стопорной шайбой 32. Ыип 30 может одновременно являться и осью качания селектора 7. Между картером 13 и кронштейном 3 установлены регулировочные прокладки 33. В отверстии 34 кронштейна 3 установлена пружина 35, шарик фиксатора 36 рычага 1. Регулировочные прокладки 33 позволяют перемещать рычаг 1 вместе с осью 2 качания по вертикали для достижения оптимального расположения поверхностей 11 и 25 рычага 1 и цилиндрического поводка 9.
Устройство работает следующим образом.
Включение передачи переднего хода, например тягой передачи, осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вверх, селектор 7 поворачивается против часовой стрелки и перемещает шток 4 с помощью поводка 6 влево в положение, соответствующее включенной пятой ьзредаче. При этом вилка 5 перемещается влево и вводит муфту 26 в зацепление с венцом 28 шестерни 29, цилиндрический повод 9 занимает крайнее левое положение, а рычаг 1 остается неподвижным, так как лыска 25 свободно скользит по поверхности 11 рычага 1 . Положение поводка 9 и муфты 26 при включенной пятой передаче показано штрих-пунктирной линией. Самопроизвольное перемещение рычага 1, а следовательно шестерни 12 заднего хода, при включенной пятой передаче исключается фиксатором 36, упором шестерни 12 в картер 13, поверхности 11 рычага в лыску 25 поводка 9. Выключение указанной передачи осуществляется возвращением детсшей в исходное нейтральное положение перемещением их в обратном направлении. При этом рычаг 1 по-прежнему остается неподвижным, а фиксация его исключает самопроизвольное ее перемещение и заклинивание в сопряжении поверхностей 11 и 25 за счет сил трения. Включение заднего хода осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вниз, селектор 7 поворачивается по часовой стрелке и перемещает шток 4 с помощью поводка 6 вместе с поводком и вилкой 5 включения пятой передачи вправо в положение, соответствующее включенному заднему ходу. При этом вилка Ь перемещает вправо муфту 26 по ступице 27 вхолостую, а поводок 9, контактируя своей цилиндрической поверхностью с боковой поверхностью паза 10 рычага 1, поворачивает последнюю по часовой стрелке, перемещая с помощью вкладыша 15 шестерню 12 в положение, соответствующее включенному заднему ходу. Положение деталей 12, 1 и 9, соответствующее включенному заднему ходу, показано штрих-пунктирной линией. Фиксатор 36 до полного выхода из лунки 24 препятствует повороту рычага 1 по часовой стрелке, что обеспчивает беззазорное сопряжение цилиндрической поверхности поводка 9 и боковой поверхности паза 10 рычага 1 свободное без заклинивания утопание поводка 9 в пазу 10, которое начинается с начала поворота рычага по часовой стрелке. С этого момента и до полного включения заднего хода перемещение рычага 1 зависит от перемещения поводка 9, так как цилиндрическая поверхность его оказывается охваченной боковыми поверхностями паза 10 с минимальным зазором, гарантирующим свободу перемещения поводка 9 в пазу 10. Это сопряжение при включенном заднем ходе исключает самопроизвольное перемещение рычага1 как по часовой, так и против часовой стрелки, а следовательно, и самопроизвольное перемещение шестерни 12. Выключение заднего хода осуществляется возвращением деталей в исходное ней.тральное положение, перемещением их в обратном направлении.
Формула изобретения
1.Устройство управления коробкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач переднего и заднего хода, причем поводок згщнего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном штоке, отличающеес я тем, что, с целью упрсицения конструкции, поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, при этом упомянутый паз расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен с боковыми сторонами разной длины для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкгиощая к одному из выступов и к меньшей боковой стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода.
5 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем из антифрикционного материсша, на торцах которого выполнены
0 проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в централь-, ной части вкладьиаа выполнен паз, перпендикулярный проточке, в котором
5 размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено фиксатором положения поводка заднего хода.
0
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 4022079, кл. 74-476, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления коробкой передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1463531A1 |
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства | 1983 |
|
SU1183409A1 |
Устройство управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065253A1 |
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
Устройство управления коробкой передач | 1979 |
|
SU1013658A1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2047029C1 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ | 2003 |
|
RU2252809C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ | 2004 |
|
RU2282072C2 |
Устройство для изменения фаз всасывания во время работы в звездообразных двигателях внутреннего сгорания | 1945 |
|
SU68826A1 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2295992C2 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1979-10-19—Подача