Изобретение относится к пластичным смазкам общего назначения, предназначенным для узлов трения машин и механизмов, работающих в интервале температур от -40 до +120оС, в частности, для узлов трения текстильного технологического оборудования.
Известны смазки общего назначения, применяемые для смазывания узлов трения, эксплуатируемых в условиях средних нагрузок и температур:
Униол-2 (ГОСТ 23510-79), Графитол (ТУ 38 УССР 201172-77), БНЗ-4 (ТУ 38 УССР 291197-80) [1]
Однако смазки Графитол и БНЗ-4 обладают низкой механической и антиокислительной стабильностью, что снижает их работоспособность в узлах трения, а смазка Униол-2 по своей природе гигроскопична, поглощая влагу с воздуха склонна к упрочнению.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является смазка N 158 (ТУ 38 101320-77) [2] имеющая следующий состав, мас. Литиево-калиевое мыло 20 Фтолоцианин меди 2 Авиационное масло МС-20 или остаточный масляный компонент До 100
Известная смазка имеет недостаточно высокие смазочные, а также объемно-механические свойства и неработоспособна длительное время при повышении температуры, т. к. вытекает из узла трения. Кроме того, смазка содержит красящий пигмент и не может широко использоваться в текстильном технологическом оборудовании.
Изобретение решает задачу создания пластичной смазки для узлов трения технологического оборудования текстильной промышленности, обладающей высокими смазочными, объемно-механическими свойствами и повышенным ресурсом работоспособности.
Это достигается тем, что известная смазка на основе нефтяного масла и литиево-калиевого мыла стеариновой кислоты, канифоли и касторового масла дополнительно содержит фенил-β-нафтиламин или продукт конденсации 2,6-ди-трет-бутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, диалкилдитиофосфат цинка и политетрафторэтилен при следующем соотношении компонентов, мас. Литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты, касто- рового масла и канифоли 20-27 Продукт конденсации 2,6-ди-трет-бутилфенола и алкилфенолов с формаль- дегидом и аммиаком, обра- ботанный борной кислотой или фенил-β-нафтиламин 0,5-2,0 Диалкилдитиофосфат цинка 0,5-1,5 Политетрафторэтилен 1,5-3,0 Нефтяное масло До 100
Смазка разработана на доступных сырьевых компонентах, вырабатываемых промышленностью по действующей нормативно-технической документации.
Для приготовления заявляемой смазки рекомендуется использовать стеариновую кислоту (ГОСТ 6484-64), масло касторовое техническое (ГОСТ 6757-73), канифоль сосновую (ГОСТ 19113-84), лития гидроокись техническую (ГОСТ 9285-78), калия гидроокись техническую (ГОСТ 9285-78). В качестве нефтяного масла рекомендуется использовать масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) или остаточный компонент.
В состав смазки вводят диалкилдитиофосфат цинка, выпускаемый по ТУ 38.1011812-88 под товарным названием Фосан или по ОСТ 01398-86 под названием ДФ-11; политетрафторэтилен по ГОСТ 10007-80 под товарным названием фторопласт-4; фенил-β-нафтиламин, представляющий собой присадку Нафтам-2, выпускаемую по ГОСТ 39-79 Е. Может быть использован продукт конденсации 2,6-ди-трет-бутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, представляющий собой присадку Борин, производимую по ТУ 38 1011003-87.
Смазку готовят следующим образом. В варочный аппарат загружают расчетное количество нефтяного масла, канифоль, касторовое масло. Содержимое нагревают до температуры плавления жирового сырья и при постоянном перемешивании проводят омыление жиров и нейтрализацию жирных кислот расчетным количеством гидроксидов лития и калия.
После окончания стадии омыления, содержимое аппарата подвергается обезвоживанию при 105-125оС после чего проводится термообработка. Содержимое реактора обрабатывают расчетным количеством холодного масла и вводят комплекс присадок. Охлажденную смазку гомогенизируют.
Согласно описанной технологии и в соответствии с изобретением были приготовлены образцы заявляемой смазки (обр. 4-6), рецептура которых приведена в табл. 1. В табл. 1 приведен также состав образцов смазки, содержание компонентов которых находится за пределами заявляемого диапазона количественных соотношений, и рецептура смазки прототипа.
Испытания изготовленных образцов проводились в лабораторных условиях и на специализированных стендах в сравнении с прототипом товарной смазкой N 158 (ТУ 38 101320-77). Результаты испытаний заявляемых образцов приведены в табл. 2.
Как видно из данных табл. 2, уменьшение или увеличение количества вводимых компонентов за пределы заявленного интервала концентраций приводит к ухудшению показателей качества смазки, что влечет за собой снижение работоспособности смазки. Так, при заниженном содержании компонентов (обр. 2, 3) ухудшаются антиокислительная стабильность и смазочная способность смазки, а также ее объемно-механические свойства, снижается ресурс работы.
Увеличение концентрации компонентов за пределы заявляемого интервала (обр. 8) приводит к упрочнению смазки, ухудшению смазочных и объемно-механических свойств, снижается работоспособность смазки.
В то же время образцы смазки, приготовленные в соответствии с заявляемым изобретением (обр. 4-7), превосходит известную смазку практически по всем показателям качества.
Предлагаемая смазка обладает высокой работоспособностью, что подтверждается результатами испытания на стенде ВНИПП-542 при повышенной нагрузке. Заявляемая смазка имеет высокие объемно-механические свойства, о чем свидетельствуют показатели коллоидной стабильности, предела прочности, температуры каплепадения, пенетрации.
Смазка обладает улучшенными смазочными свойствами и антиокислительной стабильностью.
Таким образом, введенные в состав смазки компоненты обеспечивают создание пластичной смазки для узлов трения технологического оборудования текстильной промышленности, обладающей повышенной работоспособностью при повышенных нагрузках в интервале температур от -40 до +120оС.
Применение пластичной смазки в соответствии с заявляемым изобретением в текстильной промышленности позволит сократить простои оборудования, повысить его надежность, снизить затраты на техническое обслуживание и также полностью исключить выход подшипников из строя благодаря высокой работоспособности заявляемой смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780318C |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780316C |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1994 |
|
RU2057792C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2007 |
|
RU2346978C1 |
Многоцелевая комплексная пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698457C1 |
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2008 |
|
RU2373264C1 |
РАБОЧЕ-КОНСЕРВАЦИОННАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2345126C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2011 |
|
RU2473673C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2030451C1 |
Использование: для узлов трения машин и механизмов, работающих в интервале температур от -40 до + 120°С, в частности для узлов трения текстильного технологического оборудования. Сущность изобретения: смазка содержит литиево калиевое мыло стеариновой кислоты, кислот касторового масла и канифроли 20 27: Фенил Бета - нафтиламин или обработанный борной кислотой продукт конденсации 2,6 - ди-трет-бутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком 0,5 2, диалкилдитиофосфат цинка 0,5 1,5: политетрафторэтилен 1,5 3,0 и нефтяное масло остальное. 2 табл.
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА, содержащая нефтяное масло и литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты, кислот касторового масла и канифоли, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит фенил- β -нафтил-амин или обработанный борной кислотой продукт конденсации 2,6-ди-третбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, диалкилдитиофосфат цинка и политетрафторэтилен при следующем соотношении компонентов, мас.
Литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты, кислот касторового масла и канифоли 20 27
Фенил- b -нафтиламин или обработанный борной кислотой продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком 0,5 2,0
Диалкилдитиофосфат цинка 0,5 1,5
Политетрафторэтилен 0,5 3,0
Нефтяное масло Остальное
Синицын В.В | |||
Пластичные смазки в СССР | |||
М.: Химия, 1984, с | |||
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1992-06-11—Подача