Изобретение относится к системам управления тормозами транспортных средств, а именно к тормозным устройствам, действующим непосредственно на протектор шины колеса, и может найти применение для экстренного торможения транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей.
Известен целый ряд тормозных устройств для экстренной остановки транспортных средств. Так, устройство для экстренной остановки автомобиля (заявка Японии N 61-184151, опублик. 1987) представляет собой пару колодок, закрепленных с помощью фиксаторов на раме автомобиля перед задними колесами и связанных с рамой соединительным ремнем. При необходимости торможения водитель посредством дистанционного управления воздействует на фиксаторы, тем самым освобождая колодки, которые падают на дорожное полотно перед колесами. Колеса наезжают на колодки и производится торможение автомобиля.
Тормозное устройство колесного транспортного средства (патент США N 4580662, опублик. 1986) содержит тормозную подстилку, которая при торможении укладывается на дорожное полотно под протектор шины. Один конец подстилки намотан на барабан, а другой (рабочий конец) удерживается фиксирующим приспособлением, которое освобождает его при торможении автомобиля.
Известен тормоз экстренной остановки транспортных средств (международная заявка N 87/04983), содержащий тормозной элемент в виде ремня, один конец которого закреплен на транспортном средстве. При торможении специальным устройством под колесо транспортного средства подводится свободный конец ремня, на который наезжает колесо. Благодаря этому происходит торможение транспортного средства.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является тормозное устройство для экстренной остановки транспортного средства (патент США N 4949817, кл. В 60 Т 1/14, 1991), содержащее тормозной элемент, размещенный в рабочем положении под колесом транспортного средства, связанный тросом с кронштейном, установленным на кузове транспортного средства, корпус, в котором тормозной элемент размещен в нерабочем положении, и приспособление для управления тормозным устройством.
Анализ вышеописанных конструкций тормозных устройств позволяет сделать вывод, что все они имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что при боковом скольжении автомобиля колесо может сойти с тормозного элемента. Это снижает надежность и эффективность применения этих и аналогичных им тормозных устройств.
Указанный недостаток исключается в предлагаемой конструкции тормозного устройства. Это достигается следующим образом. Тормозной элемент представляет собой колодку из двух шарнирно соединенных между собой звеньев. Один конец тормозной колодки посредством троса связан с кронштейном, закрепленным на кузове автомобиля. На другом конце колодки шарнирно закреплена направляющая вилка, на одном из зубьев которой имеется палец, находящийся в зацеплении с вилкой, связанной с устройством управления тормозом. При приложении усилия к рычагу управления движение через приводную вилку и палец передается на направляющую вилку, которая накидывается на колесо автомобиля, плотно обхватывая боковую часть шины, подтягивает тормозную колодку под колесо и удерживает ее в этом положении, исключая сход с нее колеса.
На фиг.1 изображена конструкция тормозного устройства; на фиг.2 кинематическая схема управления тормозным устройством.
Тормозной элемент выполнен в виде тормозной колодки 1, состоящей из двух частей, соединенных между собой с помощью шарнира 2. Это сделано с целью уменьшения габаритов колодки и улучшения условий ее закрепления на кузове автомобиля в нерабочем положении тормозного устройства. Тормозная колодка изготавливается из металла или другого конструкционного материала и имеет на рабочей поверхности, т.е. на стороне, обращенной к дорожному полотну, грунтозацепы 3. Один конец тормозной колодки 1 посредством гибкой связи, например стального соединительного троса 4, соединен с кронштейном 5, установленным на кузове 6 автомобиля. Длина троса 4 выбрана с таким расчетом, чтобы при торможении колодка 1 располагалась под протектором колеса 7 автомобиля. К кронштейну 5 крепится и корпус 8 тормозного устройства, представляющий собой коробку, например, в виде параллелепипеда, усеченной четырехгранной пирамиды или другой фигуры. Корпус 8 предназначен для размещения в нем тормозной колодки 1 и троса 4 и имеет верхние и нижние вырезы 9 и 10 для закрепления элементов тормозного устройства в нерабочем положении.
На другом конце тормозной колодки 1 шарнирно закреплена направляющая вилка 11, изготовляемая из стального прутка. Она предназначена для приведения тормозной колодки в рабочее положение, подведения ее под протектор шины и удержания ее под колесом в процессе торможения транспортного средства. Расстояние между свободными концами вилки несколько меньше ширины шины колеса и выбирается таким образом, чтобы концы вилки плотно обхватывали боковые поверхности шины. В своем основании, т.е. в шарнирной части, ширина вилки несколько превышает ширину шины колеса. Один из зубьев вилки снабжен пальцем 12, который предназначен для фиксирования тормозной колодки 1 и направляющей вилки 11 в нерабочем положении тормозного устройства и приведения его в рабочее положение. Для надежного закрепления тормозной колодки 1 в корпусе 8 и прикрепления к нему направляющей вилки 11 концы оси шарнира 2 входят в верхние вырезы 8, а основание вилки 11 в нижние вырезы 10 корпуса 8.
Удержание тормозной колодки 1 и направляющей вилки 11 в нерабочем положении и приведение тормозного устройства в рабочее положение осуществляется устройством управления, изображенным на фиг.2. Управление и привод тормозного устройства может быть электрическим, гидравлическим, механическим и т.п. В данном случае применена механическая схема управления. Она состоит из рычага управления 13, нижний конец которой с помощью тяги 14 связан с одним из концов двуплечего рычага 15, жестко посаженного на ось 16. Другой конец рычага 15 через пружину 17 связан с кузовом автомобиля. На оси 16 жестко закреплена приводная вилка 18, которая находится в зацеплении с пальцем 12 вилки 11.
Принцип действия тормозного устройства заключается в следующем.
В случае экстренного торможения водитель отжимает на себя рычаг управления 13. Усилие от рычага 13 через соединительную тягу 14 передается на двуплечий рычаг 15 и на приводную вилку 18. Приводная вилка 18 совершает движение по дуге окружности (направление движения указано стрелкой), передавая усилие на палец 12. Под действием этого концы направляющей вилки 11 набрасываются на шину 7 колеса автомобиля. Так как колесо автомобиля вращается, то направляющая вилка сначала движется вниз по ходу вращения колеса, а затем вверх, но уже с другой стороны колеса. При этом из корпуса 8 тормозная колодка 1 опускается на дорожное полотно и на нее наезжает колесо. Благодаря тому, что трос 4 имеет определенную длину, тормозная колодка располагается под протектором в месте сцепления колеса с дорожным полотном. Ввиду того, что основание вилки 11 имеет ширину несколько большую, чем шина колеса, а концы вилки меньшую и плотно охватывают боковую часть шины, в рабочем положении тормозного устройства направляющая вилка 11 удерживает тормозную колодку 1 под колесом при боковом скольжении автомобиля.
Перевод тормозного устройства из рабочего положения в нерабочее осуществляется следующим образом.
С шины колеса 7 снимается направляющая вилка 11. Автомобиль подается назад и съезжает с тормозной колодки. Звенья колодки складываются грунтозацепами внутрь и вместе с тросом 4 укладываются в корпус 8 таким образом, чтобы концы шарнира 2 вошли в верхние вырезы 9, а основание направляющей вилки 11 в нижние вырезы 10. Палец 12 направляющей вилки 11 вставляется в приводную вилку 18, и рычаг управления 13 переводится в переднее положение. Пружина 17 удерживает тормозное устройство в нерабочем положении.
Тормозное устройство подготовлено к дальнейшему использованию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2604369C2 |
Устройство экстренной остановки автомобиля | 2019 |
|
RU2724443C1 |
УСТРОЙСТВО ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2078703C1 |
Устройство экстренной остановки автомобиля | 2020 |
|
RU2739088C1 |
Аварийный тормоз транспортного средства | 1990 |
|
SU1743951A1 |
ПРИЦЕП | 1992 |
|
RU2050299C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКАТЫВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2283251C2 |
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2276021C1 |
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2565640C1 |
Способ повышения безопасности транспортного средства при групповых столкновениях | 2016 |
|
RU2632238C2 |
Использование: устройство применяется в системах управления тормозами транспортных средств, а именно в тормозных устройствах, действующих непосредственно на протектор шины колеса, и может найти применение для экстренного торможения транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей. Сущность изобретения: устройство содержит тормозную колодку 1, состоящую из двух шарнирно сочлененных частей. Один конец тормозной колодки посредством гибкой связи, например стального троса 4, прикреплен к кронштейну, который установлен на кузове автомобиля 6. На другом конце колодки шарнирно закреплена направляющая вилка 11, на одном из зубьев которой имеется палец 12, находящийся в зацеплении с приводной вилкой, связанной с устройством управления тормозом. При перемещении рычага управления и соответственно приведении тормозного устройства в рабочее положение движение через приводную вилку и палец 12 передается на направляющую вилку 11, которая накидывается на шину колеса 7 автомобиля, плотно охватывая боковую часть шины, подтягивает тормозную колодку 1 под колесо и удерживает ее в этом положении, исключая сход колеса в случае бокового скольжения автомобиля. Трос 4 удерживает тормозную колодку в месте соприкосновения шины с дорожным полотном. 1 з. п. ф-лы. 2 ил.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рабочая поверхность тормозной колодки снабжена грунтозацепами.
Патент США N 4949817, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-11-27—Публикация
1992-01-16—Подача