Изобретение относится к тормозным системам для быстрого гашения скорости в аварийных ситуациях.
Известно аварийное тормозное устройство, содержащее замкнутую тормозную ленту, контактирующую с колесом и дорожным полотном и охватывающую опорные рамки, закрепленные на телескопическом откидном рычаге, шарнирно подвешенном к раме транспортного средства, силовой цилиндр для подъема откидного рычага в транспортное положение, закрепленную на раме транспортного средства подпружиненную защелку для удержания откидных рычагов в транспортном положении, рычаг ручного управления, связанный гибкой тягой с подпружиненной защелкой, и ограничитель поворота от- кидного рычага в сторону колеса, выполненный в виде прикрепленного к раме кронштейна, на котором смонтирован силовой цилиндр для подъема откидного рычага, при этом тормозная лента размещена на трех опорных рамках, оси которых разнесены по вершинам треугольника.
Недостатком известного устройства является сложность конструкции. Кроме того, использование аналога в аварийных ситуациях может привести к опрокидыванию автомобиля в случае, если он, двигаясь юзом, резко развернется боком к направлению движения его центра масс, к довольно резкому - опасному для пассажиров - торможению автомобиля в остальных случаях перехода автомобиля в движение юзом, к выходу из строя устройства и поломке сопряженных с ним
5
частей автоомбиля в приведенных случаях.
Наиболее близким техническим решением к предложенному является аварийный тормоз транспортного средства, содержащий подвешенный к, кузову тормозной башмак и механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий закрепленный на днище кузова гидроцилиндр, рабочая полость
0 которого сообщена с главным тормозным цилиндром, а шток соединен с элементом подвески тормозного башмака, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздейст5 вия на шток главного тормозного цилиндра, при этом цилиндр установлен с возможностью вертикального перемещения в направляющей, закрепленной в днище кузова, и оборудован
0 подпружиненными кулачками, входящими в фиксирующие канавки, выполненные в направляющей, причем кулачок посредством отводящих тяг и троса связан с рычагом управления, снабжен$ ным фиксатором положения.
Недостатком известного аварийного тормоза является то, что в условиях скользкой дороги при переходе машины на скольжение юзом, ар.арий0 ный тормоз не исключает возможности опрокидывания автомобиля при его резком развороте боком в сторону движения, так как в этом случае момент оп- прокидывания, созданный силами инер5 ции, может быть достаточным для того, чтобы результирующая всех сил, действующих на автомобиль, вышла по направлению его движения за пределы площади опоры автомобиля и он перевернулся, потеряв устойчивость. При этом тормозное устройство полностью выходит из строя.
Поломка устройства и сопряженных с ним частей автомобиля наиболее вероятна при развороте машины задней частью в сторону движения при переходе на юз с непредсказуемыми отрицательными последствиями для пассажиров.
Цель изобретения - повышение эффективности торможения.
При этом облегчается управление автомобилем и исключаются поломки его частей вовремя торможения, при переходе его на скользкой дороге в движение юзом, независимо от величины угла разворота машины в горизонтальной плоскости относительно направления движения.
Поставленная цель достигается тем, что в аварийном тормозе, содержащем тормозной башмак, механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий закрепленный на днище кузова гидроцилиндр, рабочая полость которого сообщена с главным тормозным цилиндром, а шток соединен с элементом подвески тормозного башмака, гидроцилиндр установлен с возможностью вертикального перемещения в направля щей, закрепленной в днище кузова, и оборудован подпружиненными кулачками входящими в фиксирующие канавки, выполненные в направляющей, причем кулачки посредством отводящих тяг и троса связаны с рычагом управления, снабженным фиксатором положения, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздействия на шток главного тормозного цилиндра, башмак снабжен штоком, шарнирно связанным со штоком механизма подъема и опускания башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол 130-Т 0°, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответствующим изгибу башмака, причем вертикальная ось тормозного штока проходит через центр тяжести горизонтально установленного груженного автомобиля. Кроме того, специальным устройством обеспечиваются разворот и возвращение штока с башмаком в исходное положение, а сам башмак выполнен съемным.
Предлагаемое изобретение отличается от прототипа тем, что башмак
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
снабжен штоком, шарнирно связанным со штоком механизма подъема и спуска ния башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол 130-1 0°, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответствующим изгибу башмака, причем вертикальная ось тормозного штока про- холит через центр тяжести горизонтально установленного груженного автомобиля. Кроме того, специальным устройством обеспечиваются разворот и возвращение штока с башмаком в исходное положение, а сам башмак выполнен съемным.
На фиг. 1 изображен аварийный тормоз, общий вид; на Лиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг.14, на фиг. 4 - узел II на фиг.1; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг.2, на фиг.6 - РИД В на Лиг.; на фиг.7 - узел III на фиг.1; на фиг.8 - разрез Г-Г на фиг.7.
Аварийный тормоз содержит поворотный рычаг 1 управления с кнопкой 2 фиксатора положения. Рычаг 1 соединен с тросом 3. Закрепленный на дни- ще кузова гидроцилиндр установлен с возможностью вертикального перемещения в направляющей 5- Цилиндр Д фиксируется в направляющей 5 кулачками 6, разжимаемыми пружиной 7 и входящими в канавки 8, выполненные в направляющей 5. Поршень 9 главного тормозного цилиндра 10 вытесняет жидкость через трубопровод 11 к поршню 12 гидроцилиндра , который поджат возвратной пружиной 13. Кулачки 6 связаны с тросом 3 тягами 1. Фиксатор рычага 1, управляемый кнопкой 2, взаимодействует с зубчатым сектором 15. Направляющая 5 шарнирно подвешена на оси 16.
Тормоз может быть снабжен гидровакуумным усилителем 17. Шток 1Р гидроцилиндра k шарнирно связан с тормозным штоком 19, которым снаб- « жен тормозной башмак 20, а тормозной элемент последнего составляет со штоком 13 угол 130-1 40°. Шток 19 скользит в направляющей втулке 21, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом 22, соответствующим изгибу тормозного элемента башмака 20. Тормозной шток 19 снабжен устройством для разворота башмака 20 в исходное положение (когда тормозной башмак 20 выставляется строго напротив наклонного паза 22 изгибом в сто рону переда автомобиля). Устройство для разворота башмака 20 состоит, например, из,сухаря 23 и направляюще втулки 2А. Направляющие втулки 7.k и 21 жестко соединены между собой скобой 25.
Аварийный тормоз работает следующим образом.
Чтобы включить аварийный тормоз, необходимо на рычаге 1 (положение l) нажать кнопку 2 (рычаг расЛиксирует- ся) и потянуть его на себя (положение II). Трос 3 опускает гидроцилинд , который под действием силы тяжести скользит вниз по направляющей 5. При этом опускается шарнирно соединенный со штоком 18 гидроцилиндра 1 тормозной шток 19 с изогнутым под углом 130-1 40° башмаком 20.
Башмак 20 своим тормозным элементом касается полотна дороги. При дальнейшем движении рычага 1 натяжение троса 3 ослабевает и кулачки 6 за счет пружины 7 фиксируют гидроцилиндр k в направляющей 5 в которой по направлению кулачков 6 нарезаны, канавки 8, что не дает цилиндру k возможности подняться. При нажатии рычага 1 на шток поршня 9 (положение II-III) главного тормозного цилиндра 10 тормозная жидкость под давлением начинает поступать по трубопроводу .11 в гидроцилиндр k и перемещать поршень 12 со штоком 18 вниз, создавая дополнительное давление на тормозной шток 19 с башмаком 20.
Башмак 20 своим тормозным элементом вдавливается в дорожное покрытие или ледовую корку, создает сильное трение и останавливает движущийся транспорт при малом тормозном пути. Для увеличения сцепления тормозного башмака 20 с дорогой необходимо увеличить давление жидкости в гидроцилиндре I. Для этого можно применить гидровакуумный усилитель 17, установленный на трубопроводе 11 . За счет шарнирного соединения штока 18 гидроцилиндра со штоком 19, которым снабжен башмак 20, шток 19 всегда будет разворачиваться вместе с башмаком 20 изгиба в сторону движения автомобиля (во время сцепления тормозного элемента башмака 20 с полотном дороги) независимо от величины угла разворота автомобиля в гоо 1л°нтальной плоскости относи0
5
5
тельно его движения, что повышает устойчивость автомобиля в момент тор можения. Зтому же способствует и тот факт, что вертикальная ось тормозного штока 19 проходит через центр тяжести горизонтально установ ленного груженного автомобиля.
Если рычаг 1 вернуть в исходное положение I, то давление жидкости в гидроцилиндре 4 уменьшится и поршень 12 начнет поджиматься за счет пружины 13 и перегонять тор мозную жидкость в главный тормозной цилиндр 10. Натяжение троса 3 через тяги И сжимает кулачки 6, преодолев силу пружины 7, и гидроцилиндр начинает подниматься, а с ним начинают подниматься тормозной шток 19 с башмаком 20 в верхнее нерабочее положение. При этом сухарь 23, закрепленный на тормозном штоке 19, начинает упираться в наклонную поверхность направляющей 24, скользит по ней, тем самым осуществляя разворот тормозного штока 19 в исходное положение , когда тормозной башмак 20 выставляется изгибом тормозного элемента строго напротив наклонного паза 22, выполненного в нижней части втулки 21„ Рычаг 1 должен фиксироваться защелкой на секторе 15 в любом положении. Башмак 20 может быть выполнен сменным для разного времени года и с целью обеспечения легкой замены изношенного башмака 20 другим.
Выполнение башмака 20 изогнутым под углом 130-ЙО0 к вертикальной оси штока 19 обеспечивает смягчение процесса торможения, устраняя его резкость и уменьшая величину момента опрокидывания. Выполнение изгиба башмака 20 под углом менее 130° относительно вертикальной оси штока 19 не будет способствовать эффективному торможению транспортного средства Выполнение же изгиба башмака 20 под углом и выше относительно вертикальной оси штока 19 увеличивает резкость торможения автотранспортного средства, что может привести к поломке как аварийного тормоза, так и самого транспортного средства.
Предложенная конструкция аварий- ного тормоза проста, облегчает управление автомобилем при торможении, повышает эффективность и безопасность.
0
0
S
0
S
аварийного торможения по сравнению с известными устройствами, исключает опрокидывание транспортного средства во время торможения, не допуская при этом разрушения устройства независи- мо от величины угла разворота авто-, мобиля на полотне дороги относительн направления движения на протяжении всего тормозного пути. Формула изобретения
1. Аварийный тормоз транспортного средства, содержащий тормозной башмак, механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий в себя закрепленный на днище кузова гидроцилиндр, рабочая полость которого сообщена с главным тормозным цилиндром, а шток соединен с элементом подвески тормозного башмака, гидроцилиндр установлен с возможностью вертикального перемещения в направляю- ,щей, закрепленной в днище кузова и |Оборудован подпружиненными кулач- ками, входящими в фиксирующие канав0
S
0
5
ки, выполненные в направляющей, причем кулачки посредством отводящих тяг и троса связаны с рычагом управления, снабженным фиксатором положения, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздействия на шток главного тормозного цилиндра. отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, башмак снабжен штоком, шар- нирно связанным со штоком механизма подъема и опускания башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол ЧЗО-НО0, и устройством для возвращения штока в исходное положение, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответствующим изгибу башмака, причем вертикальная ось тормозного штока проходит через центр тяжести груженого автомобиля.
2. Аварийный тормоз по п.1, отличающийся тем, что башмак выполнен съемным,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Аварийный тормоз транспортного средства | 1986 |
|
SU1366436A1 |
Устройство экстренной остановки автомобиля | 2019 |
|
RU2724443C1 |
Устройство экстренной остановки автомобиля | 2020 |
|
RU2739088C1 |
АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2048325C1 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2013247C1 |
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2276021C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ТОРМОЗНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ АВТОМОБИЛЯ | 2008 |
|
RU2478501C2 |
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2274566C1 |
АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2048324C1 |
ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА | 2009 |
|
RU2397900C1 |
Изобретение относится к тормозным системам для быстрого гашения скорости в аварийных ситуациях. Цель изобретения - повышение эффективности торможения. Тормоз содержит поворотный рычаг 1 управления с кнопкой 2 Фиксатора, соединенный с тросом 3, гидроцилиндр Ь, установленный
Г
Фиг. 2
Фиг.З
Фиг А
Фиг. 7
Редактор И.Касарда
Техред ).О тгнык
Заказ 2161ТиражПодписное
ВИНИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Вид В
Фиг. 5
Фиг. 6
Г-Г
23
Фиг. 8
Корректор М.Самборская
Авторское свидетельство СССР № , кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
( АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-08-27—Подача