УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Российский патент 1995 года по МПК H02K5/02 

Описание патента на изобретение RU2051454C1

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к электромашиностроению и касается ремонта электрических машин.

Комплекс для демонтажа обмотки содержит вспомогательные устройства, обеспечивающие предварительную подготовку статора для извлечения обмотки и сдерживающие производительность за счет длительности процесса извлечения. Это происходит из-за последовательного выполнения операций в ходе подготовки. Выполнение операций по обрезке лобовых частей и нагреву обмотки может быть выполнено значительно производительнее на специальном оборудовании. Устройство удаления обмотки, включенное в эту последовательную технологическую цепочку, извлекает обмотку по частям, что увеличивает длительность процесса [1]
Более производительным является устройство для демонтажа обмоток [2] Это устройство включает механизм центрирования сердечника и механизм вытяжения обмоток. Механизм центрирования выполнен в виде цилиндрического корпуса с продольными пазами и размещенного внутри него стакана. Механизм вытяжения включает комплект захватов, установленных с возможностью поворота на стакане механизма центрирования и управляемых посредством стержня, установленного по оси цилиндрического корпуса механизма центрирования, а также вкладыш с центральным отверстием для установки на стержень и кольцевым фланцем для размещения на нем коронок зубцов. Однако это устройство требует при работе вспомогательных операций, увеличивающих длительность процесса извлечения обмотки.

Целью изобретения является повышение производительности.

Сущность устройства заключается в том, что оно снабжено кольцевым упором, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в их заходной части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой для окончательного извлечения захвата из обмотки.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 поперечное сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 профилированный управляющий опорный стержень; на фиг.4 установка подвижного стакана в центрирующий цилиндр; на фиг. 5 укладка сердечника с обмоткой в подвижный стакан; на фиг.6 захват лобовых частей обмотки; на фиг.7 вытяжение обмотки из пазов сердечника; на фиг.8 извлечение захватов из обмотки после завершения процесса вытяжения обмотки из пазов сердечника; на фиг.9 установка подвижного стакана для извлечения остатков обмотки.

Устройство для демонтажа обмоток состоит из механизма центрирования, содержащего основание 1, включающее плиту 2 и цилиндрический корпус 3, установленный перпендикулярно плите 2. Внутри корпуса 3 размещен подвижный стакан 4, установленный дном внутрь корпуса. Механизм вытяжения обмотки устройства демонтажа обмоток включает установленный в пазах 5 стакана 4 комплект захватов 6, имеющих с одной стороны загнутый крюк. Захваты 6 обращены крюками к продольной оси корпуса 3, а их другой конец размещен в продольных пазах 7 корпуса 3. На выступающих за пределы корпуса 3 частях захватов 6 сверху и снизу установлены упоры 8 и 9 соответственно.

Заходная часть паза 7 корпуса 3 снабжена уступом 10. Внутри корпуса 3, по его продольной оси, установлен профилированный стержень 11, содержащий фиксирующую и рабочую части и закрепленный на плите 2 основания 1. Стержень 11 выполнен разъемным и содержит фиксирующую часть, включающую конус 12, входящий при работе во вкладыш 13, размещенный в расточке сердечника 14 статора и завершающийся кольцевым упором 15, рабочую часть, включающую цилиндрическую часть 16, доходящую до разъема 17 стержня 11, и закрепленную неподвижную часть 18 стержня 11, включающую цилиндрический участок 19 меньшего диаметра по сравнению с цилиндрической частью 16 съемной части стержня, кольцевой упор 20 и концевой участок 21, например, в виде конуса. Концентрично корпусу 3 установлен кольцевой упор 22 в виде цилиндра. Часть подвижного стакана 23, имеющая возможность взаимодействия со штоком гидроцилиндра, выполнена съемной. Подвижный стакан 4 снабжен средствами транспортировки, например рукоятками 24.

Демонтаж обмотки из пазов сердечника статора производится следующим образом. Подвижный стакан 4 (см.фиг.4) устанавливается в корпус 3 с упором на уступы 10 заходной части пазов 7. Под действием веса стакан 4 опускается внутрь корпуса 3, а захваты 6 поворачиваются, при этом крюки захватов 6 сходятся к продольной оси стакана 4.

Внутрь подвижного стакана (см.фиг.5) опускают сердечник 14 с обрезанными с одной стороны лобовыми частями обмотки, обращая его оставшимися лобовыми частями внутрь стакана. Перед закладкой в устройство сердечник 14 статора с обмоткой термообрабатывают, например, охлаждают в криогенной жидкости, после чего устанавливают со стороны сохранившихся лобовых частей в расточку сердечника 14 статора вкладыш 13, упирая его кольцевым упором 15 в коронки зубцов сердечника 14 статора. На наружную часть подвижного стакана 4 устанавливают съемный цилиндр 23, предназначенный для взаимодействия со штоком гидроцилиндра, и поворачивают стакан 4 вокруг вертикальной оси за рукоятки 24, сдвигая при этом захваты 6 с уступов 10 заходной части пазов 7 до совмещения захватов 6 с пазами 7 корпуса 3. При совмещении стакан 4 опускается внутрь корпуса 3, при этом крюки захватов 6 одной стороной опираются на конус 12 стержня 11, а заостренная часть крюка упирается в лобовую часть обмотки.

Вытяжение обмотки происходит при приложении усилия Р гидроцилиндра к съемному цилиндру 23, выступающему из корпуса 3. Под действием этого усилия подвижный стакан 4 будет осаживаться внутрь корпуса 3. На первом этапе этого движения крюки захватов 6, упираясь в конус 12 неподвижного стержня 11, будут поворачиваться, вдавливаясь заостренной частью в лобовые части обмотки (см. фиг. 6). Это будет продолжаться до наползания крюков на цилиндрическую часть 16 стержня 11, при этом закончатся поворот и вдавливание крюков захватов 6, после чего при дальнейшем движении стакана 4 происходит проскальзывание крюков захватов 6 по поверхности цилиндрической части 16 стержня 11.

Вытяжение обмотки из пазов начинается после упора стержня 11 кольцевым упором 15 во вкладыш 13. Происходит фиксация сердечника 14 статора упором в коронки зубцов. При дальнейшем движении стакана 4 будет происходить вытяжение обмотки за лобовые части, захваченные крюками захватов 6 (см.фиг.7).

Продвижение подвижного стакана 4 продолжается до извлечения обмотки из пазов сердечника 14. Одновременно с извлечением обмотки из пазов заканчивается цилиндрическая часть 16 съемной половины стержня 11. В этот момент (см. фиг.8) происходит взаимодействие верхнего упора 8 захвата 6 с кольцевым упором 22 корпуса и поворот захвата 6 с частичным извлечением его крюков из лобовой части обмотки. Величина хода конца крюка захвата 6 при его извлечении из лобовой части обмотки определяется разницей в размерах сопряженных цилиндрических частей 19 и 16, съемной и неподвижной частей стержня 11. После частичного извлечения конца крюка из обмотки реверсируется направление движения штока гидроцилиндра. После его отхода в исходное положение гидроцилиндр выключается. После снятия съемной части 23 стакана 4 снимают готовый сердечник статора. За рукоятки 24 извлекают из корпуса 3 подвижный стакан 4 с находящимися внутри него извлеченной обмоткой и съемной частью опорного стержня 11 и устанавливают стакан на горизонтальную плоскость (см.фиг.9), опирая его на изогнутую часть крюка захвата 6 и нижние упоры 9. При такой установке происходит сведение к продольной оси стакана 4 крюков захватов 6 и полное их извлечение из лобовой части обмотки.

Извлекают последовательно съемную часть опорного стержня 11 и извлеченную обмотку. Устанавливают съемную часть опорного стержня 11 на его неподвижную часть 18, после чего устанавливают в корпус 3 стакан 4, опирая его выступающими частями захватов 6 на упоры 9 заходной части пазов 7. Устройство готово к повторению цикла.

Сокращение времени цикла, обеспечивающее повышение производительности, достигается за счет отсутствия вспомогательных операций. При этом улучшаются условия труда за счет уменьшения веса перемещаемых деталей.

Похожие патенты RU2051454C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ОБМОТКИ ИЗ ПАЗОВ СТАТОРА 1989
  • Берзин Евгений Карлович[Ua]
  • Мирошниченко Анатолий Георгиевич[Ua]
  • Янтовская Ирина Леонидовна[Ua]
RU2056695C1
Устройство для демонтажа обмоток электрических машин 1990
  • Берзин Евгений Карлович
  • Мирошниченко Анатолий Георгиевич
  • Юхимчук Владимир Данилович
  • Янтовский Леонид Исаакович
SU1817194A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Голубенцев Юрий Сергеевич
  • Знаменская Ольга Львовна
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Тилес Сергей Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2275728C1
Устройство Дундича В.И. для демонтажа деталей типа втулок больших диаметров 1990
  • Дундич Виктор Иванович
SU1738586A1
Устройство для отгиба лобовых частей обмотки статора 1981
  • Диомидов Валерий Юрьевич
  • Тетроди Михаил Исаакович
  • Джаниашвили Теймураз Иосифович
  • Чахвадзе Автандил Шакроевич
SU1061221A1
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН 2016
  • Бабиков Андрей Васильевич
  • Деркач Николай Дмитриевич
  • Злобин Илья Валериевич
  • Селянский Дмитрий Леонидович
RU2641146C2
Устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины 1983
  • Берибиский Владимир Михайлович
  • Гафт Леонид Михайлович
  • Савченко Петр Антонович
  • Челомбитько Игорь Дмитриевич
SU1152072A1
Статор электрической машины 1982
  • Новиков Анатолий Федорович
  • Дегусаров Юрий Александрович
  • Виноградов Евгений Николаевич
SU1081743A2
Способ изготовления статора электрической машины и технологическая оправка для его изготовления 1990
  • Краев Леонид Павлович
  • Вербер Олег Львович
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Розина Бэлла Айзиковна
  • Жоров Семен Исахнович
SU1806437A3
Устройство для опрессовки лобовых частей обмоток электрических машин 1986
  • Ищенко Анатолий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Макаров Феликс Константинович
SU1494143A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 051 454 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Использование: при ремонте электрических машин. Сущность изобретения: устройство содержит механизм центрирования, включающий цилиндрический корпус 3 с продольными пазами и размещенный внутри него стакан 4, и механизм вытяжения обмотки, включающий комплект захватов, один из концов которых расположен в пазах 7 корпуса, стержень с фиксирующей и рабочей частями и гидроцилиндр со штоком, имеющим возможность взаимодействия со стаканом. Устройство снабжено кольцевым упором 22, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в их заходной части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один 8 для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой 9 для окончательного извлечения захвата из обмотки. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 051 454 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее механизм центрирования, включающий цилиндрический корпус с продольными пазами и размещенный внутри него стакан, и механизм вытяжения обмотки, включающий комплект захватов, стержень с фиксирующей и рабочей частями и гидроцилиндр со штоком, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности, оно снабжено кольцевым упором, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в заходной их части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один - для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой для окончательного извлечения захвата из обмотки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2051454C1

Авторское свидетельство СССР N 1831222, по заявке 4715469 от 10.07.89, по которой вынесено положительное решение.

RU 2 051 454 C1

Авторы

Берзин Е.К.

Мирошниченко А.Г.

Янтовский Л.И.

Даты

1995-12-27Публикация

1989-09-11Подача