Изобретение относится к декоративному и прикладному искусству, в частности к способу изготовления художественного изделия.
Целью изобретения является повышение качества изделия за счет обеспечения возможности получения объемного изображения.
Способ изготовления художественного изделия заключается в следующем.
Берем в зависимости от изображения, которое необходимо получить, древесину: для пейзажа, например, березу, липу; для портрета, например, бук; для архитектурной живописи, например, березу, ясень, т.е. менее смолистую древесину: дуб, бук, березу, липу, американский клен, самшит (самое твердое дерево).
Осуществляем шлифование лицевой поверхности заготовки. Затем наносим контур изображения едва заметным штрихом, например, цветным карандашом или карандашом 2Т. Контур необходим для того, чтобы цвет (пятно) не распыливалось, т.е. для удержания композиции нанесенного изображения на изделии.
Затем берем связанный со стабилизатором регулируемого напряжения (до 3 В) провод с наконечником-штифтом различного сечения, например, от 0,3-0,1 мм до толщины волоса, включаем ток и осуществляем нагревание кончика штифта до различных минимальных температур 60-130оС (при температуре меньше 60оС не наблюдается потемнение древесины окраски, а при температуре свыше 130оС наблюдается диструкция ожог древесины).
Затем осуществляется процесс растяжки цвета, для чего приступаем к обработке поверхности заготовки, находящейся внутри контура изображения (кроме контура, других внутренних предварительных линий элементов изображения не наносится).
Обработка штифтом осуществляется посредством придания ему непрерывных хаотичных вращательных замкнутых движений, например, для правши по часовой стрелке, начиная с любой точки предполагаемого изображения до тех пор, пока не проявится (не окрасится) потемнение по всему объему, ограниченного контуром рисунка или отдельных частей изображения. Это осуществляется при постоянных минимальных температурах, которые не допускают диструкцию (ожога) древесины. При подходе к линии контура изображения она удаляется, например, ластиком для устранения следа (от карандаша графит обугливается). Обработка штифтом осуществляется без давления, т.е. при легком прикосновении штифта для того, чтобы не было механических повреждений, зазубрин, вмятин, для этого руку вдавливают в стол (делая упор), а держатель со штифтом лежит между большим и указательным пальцами, при этом штифт к поверхности заготовки имеет наклон до 45о (при большем значении давление увеличивается, появляются механические повреждения заготовки).
Затем при той же температуре (или при ее увеличении) осуществляют аналогичные движения штифтом (при этом при увеличении температуры штифта скорость не меняется и наоборот) для выявления объема элементов (например, глаза) изображения повторным воздействием. Давление штифта прежнее.
При этом количество пар стадий до 8-10 раз (в зависимости от изображения). Для каждой последующей пары стадий увеличиваем или температуру нагрева штифта, оставляя скорость вращения прежней, или скорость вращения штифта, но оставляем температуру прежней. Давление везде одинаковое.
Процесс обработки штифтом должен быть непрерывным, иначе смола схватывается, т.е. остается след (фон). При обработке осуществляется разложение тепла по спектру световых ощущений.
Свет падает направлено на изображение для устранения возможных бликов (лучше при дневном свете). В зависимости от профессионализма обработчика угол зрения на поверхность обработки составляет 90о (после 2-3 лет работы), в противном случае можно наблюдать блики отсвечивания, которые мешают видеть обрабатываемые участки, и угол зрения составляет до 30о (после 3 лет работы). Смотреть необходимо боковым зрением (периферийным), т.е. смотреть вперед, а видеть сбоку.
Все детали изображения наносятся штифтом (карандашом наносится только контур изображения). После образования изображения защитное покрытие не наносится, поскольку его функции выполняет сама образовавшаяся смолистая пленка древесины. Перед обработкой контура изображения последний удаляется для предотвращения образования следа. В качестве движений используют эллипсоидные, круговые и др. в противном случае образуются штрихи, точки (ожог). При наличии на изображении пыли, она удаляется кисточкой.
П р и м е р 1. Изготавливаем художественное изделие с изображением пейзажа.
Берем заготовку из древесины, например березы, ясеня или липы. Шлифуем заготовку по лицевой поверхности, а затем наносим едва заметным штрихом, например, цветным карандашом контур пейзажа. Штифт нагреваем до температуры 60оС и приступаем к обработке поверхности, для чего делаем упор руки о поверхность стола, на которой размещена заготовка, и осуществляем практически без давления хаотичные движения по обрабатываемой поверхности кончиком штифта по тем местам, на которых внутри контура изображения будут размещаться какие-либо детали пейзажа. Причем эти движения осуществляем до образования потемнения древесины. Если вести обработку при температуре ниже указанной, то эффекта потемнения древесины не наблюдается.
После такой обработки всего объема изображения, ограниченного контурной линией, осуществляем обработку и самой линии, предварительно удалив ее ластиком для устранения возможного образования следа из-за обугливания графита карандаша.
Затем при той же температуре (или при увеличенной), но с увеличенной скоростью начинаем вторичную обработку поверхности заготовки нагретым штифтом (или при увеличенной температуре, но с той же скоростью). Это связано с теми структурными изменениями, которые происходят в древесине.
Наклон штифта к поверхности заготовки до 45о, а обработку ведут при создании направленного потока источника света для устранения бликов (под любым углом).
Вторичную обработку осуществляем до образования смоляной макроскопической пленки, которая дает прозрачность (блеск) отдельных частей или всего пейзажа в целом. Давление штифта постоянное. Эти операции пар стадий можно в зависимости от получаемого изображения проделывать 8-10 раз. В результате получаем высококачественное объемное изображение пейзажа, которое меняет свой вид при изменении освещенности.
П р и м е р 2. Изготавливаем художественное изображение портрет.
Берем заготовку из древесины бука, самшита, американского клена. Обработку штифтом осуществляем при температуре 130оС, остальные операции аналогичны примеру 1. При температуре штифта больше 130оС наблюдается диструкция древесины ожог.
Получаем высококачественное объемное изображение. При этом процесс обработки штифтом должен быть непрерывным, иначе смола схватывается, т.е. остается ненужный след (фон), т. е. брак. Все детали изображения наносятся штифтом согласно воображению исполнителя автора.
П р и м е р 3. Изготавливаем художественное изделие с изображением пейзажа с архитектурой. Для чего берем древесину со светлыми и темными породами, например ясень.
Обработку осуществляем штифтом, нагретым до 100оС, а остальное как в примерах 1 и 2. Это изображение образуется при уменьшенных значениях скорости и сечения штифта. Получаем высококачественное изделие.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАГОТОВКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБЪЕМНОЙ РЕЗЬБЕ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2614618C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ ТОРЦЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ПАНЕЛЕЙ | 2011 |
|
RU2471617C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРЦЕВОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ПАНЕЛИ | 1997 |
|
RU2120854C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 2015 |
|
RU2594554C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРЦЕВОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ПАНЕЛИ | 1999 |
|
RU2166429C2 |
ДРЕВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРОПИТАННЫЙ ФУРАНОВЫМ ПОЛИМЕРОМ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТАКОГО ДРЕВЕСНОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2275298C2 |
Способ лазерного гравирования полутоновых изображений | 2022 |
|
RU2806935C1 |
ПРОИЗВОДСТВО КЛЕЕНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ КОРОТКОТАКТОВЫМ СПОСОБОМ | 2003 |
|
RU2309174C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТЫ | 2004 |
|
RU2280289C2 |
Способ сушки бревен | 1980 |
|
SU929977A2 |
Изобретение относится к способу изготовления художественного изделия и позволяет повысить качество изделия за счет того, что обработку нагретым штифтом осуществляют при направленном освещении поверхности заготовок источником света для устранения бликов и в несколько пар стадий, на каждой стадии пары штифту придают непрерывные хаотичные вращательные замкнутые движения. 3 з. п. ф-лы.
Книга Ю.Д.Орлова "Отделка изделий из древесины" "Высшая школа" М., 1966 г., стр.222-223. |
Авторы
Даты
1996-01-27—Публикация
1990-04-16—Подача