МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ Российский патент 1996 года по МПК F41A27/06 F41A27/20 

Описание патента на изобретение RU2054154C1

Изобретение относится к вооружению боевых машин.

Известен механизм поворота башки, содержащий заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, ведомая шестерня редуктора связана через фрикционную муфту с зубчатым венцом погона башки, корпус устройства переключения электрического или ручного приводов [1] Недостатком механизма поворота башни является то, что его ручной привод удален от оператора на расстояние, близкое к радиусу погона башни, что затрудняет работу оператора.

Задачей изобретения является улучшение условий работы оператора путем выноса ручного поворота в рабочую зону оператора.

Достигается это тем, что механизм поворота башни, содержащий заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фрикционной муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, корпус устройства переключения электрического или ручного приводов, снабжен дополнительным редуктором, корпус которого посредством разъемных соединений закреплен консольно на корпусе червячного редуктора, а к нему прикреплен корпус устройства переключения указанных приводов, при этом корпус дополнительного редуктора снабжен монтажными крышками и в нем установлены его ведущая, промежуточная и ведомая шестерни, при этом ведущая шестерня дополнительного редуктора установлена на приводной оси, выполненной с возможностью взаимодействия посредством устройства переключения с электрическим или ручным приводами, а входной вал с червяком выполнен удлиненным для закрепления на нем ведомой шестерни дополнительного редуктора.

Снабжение механизмом поворота башни дополнительным редуктором с указанным набором шестерен дает возможность сохранить передаточное отношение механизма и вынести ручной привод в рабочую зону оператора, что обеспечивает удобство в работе оператора, так как ему в том случае не надо работать с вытянутой рукой. Монтажные крышки и разъемные соединения обеспечивают удобство сборки и разборки. Установка шестерен дополнительного редуктора на осях червячного редуктора и устройство переключения обеспечивает конструктивную простоту механизма поворота башни, снабжение механизма поворота башни дополнительным редуктором позволяет сохранить узлы существующего механизма поворота, что важно для модернизации существующих боевых машин.

На фиг. 1 дан общий вид механизма поворота башни с корпусом червячного редуктора, устройством переключения, электродвигателем и кронштейнами для крепления на башне; на фиг. 2 общий вид сверху на механизм поворота с горизонтальным сечением по А-А на фиг. 1 по месту кинематической связи устройства переключения с электродвигателем, червяка с червячным колесом, устройство переключения, дополнительный редуктор показан частично; на фиг. 3 сечение по Б-Б на фиг. 2 по дополнительному редуктору (условно развернуто), по переключающему устройству и частично по червячному редуктору.

Корпус 1 червячного редуктора, который снабжен кронштейнами 2 крепления механизма на башне. Внутри корпуса 1 установлен горизонтальный входной вал 3 червяка 4, сцепленный с червячным колесом 5, которое через шлицевое соединение 6 установлено на вертикальном валу 7. На валу 7 концентрично установлены пружина 8 и фрикционные диски 9, составляющие с корпусом 10 фрикционную муфту. На корпусе 10 фрикционной муфты выполнена ведомая шестерня 11, связанная с зубчатым венцом 12 нижнего погона 13 башни, неподвижно закрепленном на корпусе машины (условное не показана).

Устройство переключения электрического или ручного приводов смонтировано в корпусе 14, выполненном в виде горловины. Внутри корпуса 14 по центру горизонтально установлена приводная ось 15, на которой через шпонку 16 установлена переключающая шлицевая втулка 17 с двумя венцами, которые могут входить в зацепление с гнездом на диске 21, который установлен на приводной оси 15 через подшипник 20.

Диск 21 является составной частью маховика и оборудован пустотелой рукояткой 22 и колпаком 23, в котором (на противоположном от рукоятки 22 конце) установлен противовес 24. В пустотелой рукоятке 22 установлена подпружиненная пружиной 25 ось 26, которая связана с клавишей 27 и с двуплечим рычагом 28. Рычаг 28 шарниром 29 закреплен на диске 21 и связан со шлицевой втулкой 17. Один венец втулки 17 постоянно связан с большой шестерней 19, которая сцеплена с шестерней 30 электродвигателя 31, закрепленного хомутами 32 на корпусе 14 (фиг. 1,2). Между корпусом 1 червячного редуктора и корпусом 14 устройства переключения консольно закреплен корпус 33 дополнительного редуктора.

Для обеспечения вывода рукоятки 22 в рабочую зону оператора корпус 33 дополнительного редуктора выполнен в виде фигурной отливки. Корпус 33 на одном из торцов имеет выступ "б с цилиндрической поверхностью, который введен в отверстие корпуса 1 вокруг входного вала 3 червяка 4 и болтами закреплен (разъемные соединения показаны условно) на корпусе 1.

Для доступа к шестерням дополнительного редуктора 33 на противоположных торцах его корпуса установлены монтажные крышки 34 и 35. На противоположной от выступа "б" стороне дополнительного редуктора 33, на крышке 35 болтами 36 закреплен корпус 14 устройства переключения. Приводная ось 25 выполнена удлиненной, ее конец установлен в корпусе 33 на двух подшипниках качения 37, установленных в крышке 35 и корпусе 33. Между подшипниками 37 на приводной оси 15 установлена ведущая шестерня 38 дополнительного редуктора 33. Ведущая шестерня 38 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 39, ось которой установлена в подшипниках скольжения, размещенных в крышке 35 и в корпусе 33. Промежуточная шестерня 39 находится в зацеплении с ведомой шестерней 40, которая установлена на удлиненном входном вале 3, который введен внутрь корпуса 33 и установлен в нем на подшипниках качения 41. На корпусе 14 устройства переключения закреплен стопор 42, взаимодействующий с диском 21.

Работает механизм поворота башни в двух режимах: моторном и ручном.

Для работы в моторном режиме включают электродвигатель 31, который своей шестерней 30 вращает шестерню 19, а шестерня 19 через связанный с ней венец переключающей шлицевой втулки 17 и шпонки 16 вращает приводную ось 15. Приводная ось 15 вращает ведущую шестерню 38, от которой вращение передается через промежуточную шестерню 39 на ведомую шестерню 40. Шестерня 40 через входной вал 3 червяка 4 и червячное колесо 5 вращает вертикальный вал 7, а вал 7 через фрикционные диски 9 и корпус 10 вращает ведомую шестерню 11. Шестерня 11 перекатываясь по зубчатому венцу 12 погона 13 поворачивает башню по погону 13.

Для работы в ручном режиме оператор нажимает на клавишу 27, прижимая ее к рукоятке 22. Под воздействием клавиши 27 ось 25 перемещается в сторону корпуса 14 и поворачивает двуплечий рычаг 28 относительно шарнира 29. При этом рычаг 28 перемещает шлицевую втулку 17 по шпонке 16 и один из венцом втулки 17 входит в зацепление с гнездом "а" диска 21. Затем, не отпуская клавишу 27, оператор вращает рукоятку 22 и связанный с ней диск 21, который через гнездо "а" и втулку 17 со шпонкой 16 поворачивает приводную ось 15. Далее передача усилий происходит как и в моторном режиме.

В случае внешних воздействий на башню, срабатывают фрикционные диски 9, поджатые пружиной 8 фрикционной муфты, что предохраняет механизм от перегрузок и связанных с ними поломок.

Похожие патенты RU2054154C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ 1993
  • Кузнецов А.К.
  • Апанасевич Г.Г.
  • Баженов Ю.И.
  • Шниткин Ю.В.
  • Колесников Н.С.
RU2068536C1
ПРИВОД ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОНВЕЙЕРА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 1999
  • Шипунов А.Г.
  • Березин С.М.
  • Швец Л.М.
  • Буренков Н.Н.
RU2172457C2
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Образумов В.И.
  • Кисляк В.А.
  • Кравчук В.З.
RU2225549C2
ПРИВОД ПОВОРОТА 2007
  • Буштуев Олег Федорович
  • Бородин Василий Максимович
  • Козырев Юрий Александрович
  • Потапов Владимир Федорович
RU2328442C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Бескупский В.Б.
  • Моров А.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
  • Швалев В.А.
  • Поткин В.И.
RU2037443C1
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Бескупский В.Б.
  • Днепровский О.А.
  • Кошкин В.В.
  • Ляхова Е.Ю.
  • Сысоев Г.И.
  • Щукина А.О.
RU2243109C2
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА 1991
  • Агеев Д.В.
  • Келпш В.В.
  • Моров А.А.
  • Кузнецов В.П.
  • Лобода В.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
RU2046890C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2014
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
  • Короп Василий Яковлевич
RU2547669C1
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА 2000
  • Беляков В.Ф.
  • Бескупский В.Б.
  • Жуков А.И.
  • Гизбрехт И.И.
  • Иванцев В.С.
  • Капустин В.А.
  • Кокорев И.М.
  • Куракин Б.М.
  • Листовничий Н.Я.
  • Малышев В.А.
  • Мерзликин Н.А.
  • Моров А.А.
  • Овсянников Б.В.
  • Попов Н.Л.
  • Сысоев Г.И.
  • Чурилин А.В.
  • Шамраев А.М.
  • Шубин В.В.
RU2170906C1
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1983
  • Малыгин А.В.
  • Хворостов А.В.
SU1839884A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 054 154 C1

Реферат патента 1996 года МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ

Изобретение относится к вооружению боевых машин. Механизм поворота башни, содержащий червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фракционной муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, корпус устройства переключения электрического или ручного приводов снабжен дополнительным редуктором, корпус которого закреплен консольно на корпусе червячного редуктора, а к нему прикреплен корпус устройства переключения. Корпус дополнительного редуктора снабжен монтажными крышками, в нем установлены ведущая, промежуточная и ведомые шестерни. Ведущая шестерня дополнительного редуктора установлена на приводной оси, выполненной с возможностью взаимодействия посредством устройства переключения с электрическим или ручным приводами. Входной вал с червяком выполнен удлиненным для закрепления на нем ведомой шестерни дополнительного редуктора. Консольно закрепленный корпус дополнительного редуктора позволяет вынести ручной привод в наиболее удобное для работы место в рабочей зоне оператора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 054 154 C1

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ, содержащий заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фрикционной муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, корпус устройства переключения электрического или ручного приводов, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным редуктором, корпус которого посредством разъемных соединений закреплен консольно на корпусе червячного редуктора, а к нему приклеплен корпус устройства переключения указанных приводов, при этом корпус дополнительного редуктора снабжен монтажными крышками и в нем установлены его ведущая, промежуточная и ведомая шестерни, при этом ведущая шестерня дополнительного редуктора установлена на приводной оси, выполненной с возможностью взаимодействия посредством устройства переключения с электрическим или ручным приводом, а входной вал с червяком выполнен удлиненным для закрепления на нем ведомой шестерни дополнительного редуктора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2054154C1

Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1919
  • Кауфман А.К.
SU54A1
М.: Воениздат МО СССР, 1958, с.35 ..
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1

RU 2 054 154 C1

Авторы

Кузнецов А.К.

Апанасевич Г.Г.

Баженов Ю.И.

Шниткин Ю.В.

Синицын А.Н.

Даты

1996-02-10Публикация

1992-11-25Подача