Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для управления переключением передач транспортной машины в автоматическом режиме с рациональным выбором передачи в зависимости от скорости машины и загрузки двигателя.
Предложенный механизм управления переключением передач (фиг.1, 2) содержит корпус 1, гребенку 2, электродвигатель 3, червяк 4, червячное колесо 5 с торцевым кулачком 6 и ведущим пальцем 7, делительный диск 8 с вырезом 9 и шестерней 10, вильчатый двуплечий рычаг 11, установленный с возможностью качания на оси 12, зубчатый сектор 13 с поводком 14, подпружиненный относительно корпуса 1 пружиной 15 и установленный на валу 16 с возможностью осевого перемещения, рычаг 17, закрепленный осью 18 на валу 16, ось 19, соединяющую поводок 14 с рычагом 17, и конечный выключатель 20, взаимодействующий с концом двуплечего рычага 11.
Механизм управления переключением передач работает следующим образом.
При начале движения механик-водитель включает первую передачу и начинает движение. После переключения на вторую передачу механизм переключения передач подготовлен для работы в автоматическом режиме. После поступления разрешающего сигнала от электросхемы включается электродвигатель 3 и приводит в движение червячную пару. Вращаясь, червячное колесо 5 торцевым кулачком 6 воздействует на один конец двуплечего вильчатого рычага 11, поворачивает его на оси 12, а вторым концом, рычаг перемещает на валу 16 зубчатый сектор 13 с поводком 14, сжимая пружину 15.
Поводок 14 осью 19 в свою очередь выводит рычаг 17 из паза гребенки 2, проворачивая его на оси 18 вала 16. При дальнейшем повороте червячного колеса 5 ведущий палец 7 входит в зацепление с пазами делительного диска 8 и поворачивает его на один шаг. Связанная с делительным диском 8 шестерня 10 поворачивает зубчатый сектор 15 с поводком 14 и осуществляет перевод рычага 17 от одного паза гребенки к другому с одновременным поворотом вала 16. При дальнейшем повороте червячного колеса 5 торцевой кулачок 6 перестает воздействовать на двуплечий рычаг 11 и под действием пружины 15 зубчатый сектор 13 с поводком 14 перемещается на валу 16 в исходное положение, переводя при этом рычаг 17 в очередной паз гребенки 2. Таким образом осуществляется автоматическое переключение передачи в ту или иную сторону.
Кроме автоматического переключения передач механизм позволяет перейти на ручное переключение передач при необходимости благодаря, установке в него конечного выключателя 20, срабатывающего следующим образом. При ручном отводе рычага 17 из паза гребенки 2 перемещается поводок 14 и зубчатый сектор 13. Связанный с зубчатым сектором 13 двуплечий вильчатый рычаг 11, проворачиваясь на оси 12, своим концом воздействует на конечный выключатель 20, отключающий электродвигатель 3.
В режиме автоматического переключения конец двуплечего вильчатого рычага 11 аналогичным образом воздействует на конечный выключатель 20, но при этом электросхема шунтирует сигнал конечного выключателя.
Для предотвращения самопроизвольного включения передачи и трогания при заведенном двигателе от ложного сигнала электросхемы делительный диск 8 в положении первой передачи, нейтрали и заднего хода имеет вырез 9 вместо пазов, в котором свободно проворачивается палец 7 червячного колеса 5 без возможности проворота делительного диска 8.
Таким образом, введение в механизм торцевого кулачка, двуплечего вильчатого рычага и поводка обеспечит вывод рычага переключения из паза гребенки и перевод его в очередной паз.
Введение конечного выключателя позволит перейти на ручное переключение в любой необходимый момент.
Выполнение выреза на делительном диске, вместо радиальных пазов исключит самопроизвольное включение автоматического управления переключением передач в положении рычага переключения на первой передаче, нейтрали и заднем ходу, что исключит аварийные ситуации.
Использование предлагаемого механизма управления переключением передач вместо аналога за счет оптимальной загрузки двигателя обеспечит следующие преимущества:
а) Увеличение средней скорости движения ˜ на 3%;
б) Уменьшение удельного расхода топлива ˜ на 8%;
в) Повышение интенсивности разгона;
г) Улучшение условий эксплуатации;
д) Улучшение тактико-технических характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2259505C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ЭТОЙ СИСТЕМЫ | 2009 |
|
RU2409782C2 |
Устройство для навивки пружин | 1982 |
|
SU1087237A1 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2017 |
|
RU2675288C1 |
Станок для шаговой подачи листовой резины на обработку | 1972 |
|
SU438547A1 |
Станок для изготовления электрических катушек | 1983 |
|
SU1220021A1 |
Устройство для изменения фаз всасывания во время работы в звездообразных двигателях внутреннего сгорания | 1945 |
|
SU68826A1 |
Намоточная головка | 1984 |
|
SU1277229A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД САЯПИНА И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2131065C1 |
Поворотно-делительный стол | 1980 |
|
SU912477A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для управления переключением передач транспортной машины. Механизм управления переключением передач транспортного средства содержит корпус 1, червяк 4, червячное колесо 5 с торцевым кулачком 6 и ведущим пальцем 7, рычаг 17 переключения передач, фиксирующую гребенку 2, вильчатый двуплечий рычаг 11, муфту переключения режима управления, зубчатый сектор 13. Подвижная муфта выполнена заодно с основанием зубчатого сектора 13, подпружинена относительно корпуса 1 и имеет поводок. Поводок шарнирно соединен с рычагом 17. Вильчатый рычаг 11 одним концом взаимодействует с прорезью муфты, а вторым - с торцевым кулачком 6. Технический результат - повышение надежности и безопасности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
2006-05-27—Публикация
1983-11-28—Подача