Изобретение относится к судостроению и касается областей техники, связанных с решением вопросов экологии моря или иных водоемов, с созданием технических средств, обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов подводных лодок, атомных ледоколов, кораблей с ядерным оружием и других подобных объектов.
Известно надводное судно для очистки от радиоактивной жидкости затонувшего объекта, имеющее корпус, снабженный, по крайней мере, одним погружаемым герметичным отсеком-могильником одноразового пользования для приема, транспортировки и захоронения радиоактивной жидкости, выполненного в виде полого цилиндрического резервуара с днищами с возможностью его размещения в нише корпуса этого судна [1]
Однако такое судно не имеет достаточной автоматизации обработки радиоактивных отходов и не может многократно использоваться при их обезвреживании.
Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств судна путем устранения вышеуказанных недостатков.
Это достигается тем, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину отсеков-могильников, которые выполнены из железобетона, а каждый из этих отсеков-могильников имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления отсека-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объекта, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоактивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления вышеуказанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в вышеупомянутые ниши корпуса судна.
На фиг.1 показаны надводное судно для очистки затонувшего объекта от радиоактивной жидкости и сам затонувший объект; на фиг.2 поперечный разрез корпуса надводного судна.
Надводное судно 1 для очистки затонувшего объекта 2 от радиоактивной жидкости 3 имеет грузовые стрелы с лебедками 4 и тросами 5, снабжено одноразовыми отсеками-могильниками 6, спускаемыми на глубину с помощью указанных лебедок и тросов и снабженными каждый гибким шлангом 7, соединенным одним концом с отсеком через вентиль 8 и размещенным в контейнере 9 на корпусе отсека 6. Судно оснащено установленным на специальном штатном основании 10 самоходным глубоководным аппаратом 11, имеющим манипуляторы 12, осветители 13 и предназначенным для поиска затонувшего объекта 2, доставки к нему гибкого шланга 7 и подачи его внутрь объекта 2 через отверстие 14. Кроме того, судно оборудовано системой 15 связи с глубоководным аппаратом, бортовой системой 16 поиска затонувшего объекта, автоматической системой удержания судна в заданной точке, включающей в себя гидроакустические буи 17, приемники-пеленгаторы 18 сигналов буев, движители 19, якоря 20, управляющей системой удержания ЭВМ 21 и трос-кабелем 22 для дистанционного управления вентилем 8 отсека-могильника 6.
На судне имеются также герметические ниши 23 с откидными крышками 24 для размещения и транспортировки отсеков-могильников 6, соединенные с корпусом судна бракетным набором 25 и оснащенные устройствами 26 для раскрепления отсеков-могильников внутри ниши 23, и расположенная симметрично бортам шахта 27 для спуска и подъема отсеков-могильников. На палубе судна предусмотрены рельсовые пути 28 для тележки 29 с поворотным устройством, предназначенной для перемещения вдоль судна от шахты и к шахте 27 отсеков-могильников 6.
Операция по очистке от радиоактивной жидкости затонувшего объекта выполняется в следующей последовательности.
Надводное судно 1 с помощью бортовой системы 16 производит поиск затонувшего объекта 2, фиксирует его положение на грунте гидроакустическими буями 17, становится над ним в рабочее положение движителями 19 по данным, полученным с буев 17 приемниками-пеленгаторами 18, и отдает якоря 20. В процессе операции положение судна автоматически корректируется системой удержания, управляемой ЭВМ 21.
Со штатного основания 10 на борту судна грузовыми стрелами с лебедками 4 и тросами 5 снимается и опускается на воду самоходный глубоководный аппарат 11, тросы 5 отдаются. Погрузившись, аппарат 11 уточняет местоположение и состояние объекта 2, сообщает полученную информацию на судно с помощью системы 15 и докладывает о готовности к операции.
На борту судна открывается крышка 24 одной из ниш 23, извлекается с помощью лебедок 4 и тросов 5 отсек-могильник 6, транспортируется по путям 28 на тележке 29 к шахте 27, вывешивается в шахте, к нему подсоединяется кабель-трос 22 и отсек опускается на заданную глубину.
Глубоководный аппарат, используя осветители 13, с помощью манипуляторов 12 открывает контейнер 9 на отсеке могильника 6, захватывает манипуляторами гибкий шланг 7, вытягивает из контейнера 9 и заводит конец шланга в отверстие 14 на корпусе затонувшего объекта и подает его внутрь объекта. После сообщения с аппарата 11 о завершении заводки шланга 7 на объект по команде судна по кабель-тросу 22 открывается вентиль 8 и радиоактивная вода 3 начинает транспортироваться в отсек-могильник 6.
Когда отсек заполняется, вентиль 8 закрывается, шланг 7 извлекается аппаратом из объекта и укладывается в контейнер 9, отсек-могильник поднимается на борт судна и помещается в соответствующую нишу-хранилище 23, раскрепляется в нише с помощью устройства 26, крышка ниши 21 закрывается. Далее операция повторяется со следующим отсеком-могильником 6. По завершении операции судно направляется к месту приемки заполненных отсеков-могильников 6 и производит их выгрузку из ниш 23 своими средствами или средствами базы.
Далее операция повторяется со следующим отсеком-могильником. По завершении работ глубоководный аппарат 11 всплывает, поднимается на штатное основание 10, и судно 1 направляется на базу приемки заполненных отсеков-могильников 6, производит их выгрузку из ниш 23 своими средствами или средствами базы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ ГРЯЗНОЙ ЖИДКОСТИ | 1991 |
|
RU2035349C1 |
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ | 1992 |
|
RU2032589C1 |
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР | 1993 |
|
RU2062731C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006422C1 |
МОГИЛЬНИК ДЛЯ ЗАТОНУВШЕЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1994 |
|
RU2081464C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2000 |
|
RU2205769C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2014 |
|
RU2564271C1 |
СУДОПОДЪЕМНИК-СПАСАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2261819C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДВОДНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2022 |
|
RU2809785C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
Использование: изобретение относится к судостроению и касается областей техники, связанных с решением вопросов экологии моря или иных водоемов, с созданием технических средств,обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов - подводных лодок, атомных ледоколов, кораблей с ядерным оружием. Сущность заключается в том, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину упомянутых выше отсеков-могильников, имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из упомянутых выше ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления штока-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объекта, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоактивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления вышеуказанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в вышеупомянутые ниши корпуса судна. 2 ил.
НАДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно затонувшего объекта, имеющее корпус, снабженный по крайней мере одним погружаемым герметичным отсеком-могильником одноразового пользования для приема, транспортировки и захоронения радиоактивной жидкости, выполненного в виде полого цилиндрического резервуара с днищами с возможностью его размещения в нише корпуса этого судна, отличающееся тем, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину отсеков-могильников, которые выполнены из железобетона, а каждый из этих отсеков-могильников имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления отсека-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объема, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоктивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления указанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в упомянутые ниши корпуса судна.
Патент США N 4307679, кл | |||
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Авторы
Даты
1996-03-27—Публикация
1992-06-30—Подача