Изобретение относится к исследованию свойств дорожно-строительных материалов, а именно деформационно-прочностных характеристик асфальтобетона.
Известен способ определения сдвигоустойчивости асфальтобетона [1] заключающийся в том, что стандартный образец, выдержанный в течение 1 ч в водяной бане при температуре 50оС, подвергают одноосному сжатию на прессе при скорости деформирования 3 мм/мин, регистрируя разрушающую нагрузку по максимальному показанию силоизмерителя, и вычисляют предел прочности при сжатии, по которому судят о сдвигоустойчивости асфальтобетона, сравнивая его с минимально допустимым пределом прочности по ГОСТ 9128-84 [2] Этот способ не дает достоверных показателей сдвигоустойчивости.
Наиболее близким к предлагаемому является принятый в ряде стран (США, Англии, Франции, и др.) и предусмотренный ГОСТом 12801-77 способ определения сдвигоустойчивости асфальтобетона по Маршаллу [3] заключающийся в том, что образец, изготовленный с помощью специального уплотняющего устройства, выдерживают перед испытанием вместе с приспособлением Маршалла в течение 1 ч в водяной бане при температуре 60оС, устанавливают в приспособление на плиту испытательной машины, деформируют нагрузкой со скоростью 50 мм/мин, регистрируя одновременно максимальное показание силоизмерителя в момент разрушения образца и показание индикатора, определяя устойчивость Р (в кН) и условную пластичность, выраженную в 0,1 мм по Маршаллу, которая характеризует также сдвиговую устойчивость асфальтобетона. Показатель условной жесткости А по Маршаллу вычисляют по формуле А 10· Р/l.
Однако этот способ неэффективен, так как показатель пластичности по Маршаллу не учитывает накопления остаточных деформаций.
Целью изобретения является повышение эффективности испытания.
Сущность изобретения заключается в том, что измеряют начальную деформацию образца и нагружают его нормальными и тангенциальными усилиями в циклическом режиме путем обкатывания образца жестким роликом, моделируя взаимодействие пары колесо-покрытие в условиях качения и скольжения. Эти усилия вызывают вязкоупругопластическое накопление в контактной зоне образца остаточных деформаций сжатия и сдвига. Завершают испытание на стадии вязкого течения материала без его разрушения и измеряют конечную деформацию. По разности конечной и начальной деформаций определяют сдвигоустойчивость.
Стандартный цилиндрический асфальтобетонный образец диаметром do 50 мм из партии, предварительно испытанной на соответствие асфальтобетона физико-механическим показателям ГОСТ 9128-84, помещают в обоймы испытательного устройства и поджимают его в осевом направлении. Измеряют штангенциркулем диаметр dн образца в четырех диаметральных сечениях, вычисляют среднее арифметическое dн и определяют начальную деформацию в диаметральном сечении образца как разность dн dо. Подводят до соприкосновения с образцом жесткий ролик диаметром 110 мм, подвешивают к рычагу прижимного устройства ролика груз весом 30 Н, создавая контактное нормальное усилие 75 Н на образец путем его обкатки жестким роликом. Спустя не менее 1 мин после поджатия образца производят испытание, обеспечивая в течение 3 мин непрерывное циклическое нагружение образца, вращающегося с частотой 100 об/мин, на стадии вязкого течения материала без его разрушения. В процессе испытания на образец со стороны вращающего ролика, помимо нормального усилия 75 Н, действует тангенциальное окружное усилие, меньшее предельного значения силы трения скольжения между роликом и образцом. По окончании испытания снимают груз, отводят ролик, измеряют штангенциркулем диаметр dк в четырех диаметральных сечениях контактной зоны образца, вычисляют среднее арифметическое dк и определяют конечную деформацию как разность dк-do. Затем вычисляют разность конечной и начальной деформаций. Подобным образом производят испытание трех образцов и определяют сдвигоустойчивость как среднее арифметическое разностей конечной и начальной деформаций, сравнивая ее с нормативной величиной, предварительно установленной для контрольных образцов.
Таким образом, предлагаемый способ наиболее эффективен по сравнению с прототипом, так как приближает условия испытания к реальным условиям взаимодействия пары колесо-покрытие при повторных нормальных и тангенциальных нагрузках. Процесс вязкоупругопластического накопления остаточных деформаций без разрушения материала при испытании аналогичен процессу накопления деформаций в покрытии, приводящему к образованию колеи и наплывов. Вследствие этого показатель сдвигоустойчивости достоверен. Кроме того, применение стандартного образца, изготавливаемого на типовом лабораторном оборудовании, и отсутствие необходимости его предварительного нагревания позволяют сократить длительность и трудоемкость испытания. Время испытания одного образца составляет примерно 5 мин, тогда как по прототипу более 1 ч. Простота и кратковременность испытаний позволяют рекомендовать этот способ для экспресс-анализа качества асфальтобетонных смесей и эффективности разработок по их модификации. В связи с этим он может быть использован как в заводских, так и в исследовательских лабораториях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА НА СДВИГОУСТОЙЧИВОСТЬ | 1994 |
|
RU2086950C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЯЗУЮЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1993 |
|
RU2053241C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАНАДИЯ | 1992 |
|
RU2054665C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕФЕКТОВ В ИЗДЕЛИЯХ ИЗ РЕАКТОПЛАСТОВ | 1994 |
|
RU2088910C1 |
Способ рентгеноспектрального микроанализа твердых тел | 1989 |
|
SU1755144A1 |
ГЕТЕРОСТРУКТУРА НА ОСНОВЕ АРСЕНИДА - АНТИМОНИДА - ВИСМУТИДА ИНДИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2035799C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСМИЯ | 1991 |
|
RU2050541C1 |
Способ определения температуры перехода мезофаза-изотропная жидкость | 1982 |
|
SU1081502A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИСУЛЬФОНА | 1993 |
|
RU2042692C1 |
Способ определения эксплуатационной совместимости многокомпонентных полимерных систем | 1985 |
|
SU1307311A1 |
Изобретение относится к способам определения сдвигоустойчивости асфальтобетона. Целью изобретения является повышение эффективности. Образец асфальтобетона подвергают воздействию заданных циклических нормальных и тангенциальных нагрузок путем обкатывания его жестким роликом, а о сдвигоустойчивости материала судят по деформации, измеряемой на стадии вязкого течения материала образца.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СДВИГОУСТОЙЧИВОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА, по которому к испытуемому образцу прикладывают усилия, измеряют деформацию образца и по ней судят о сдвигоустойчивости, отличающийся тем, что усилия прикладывают в виде заданных циклических нормальных и тангенциальных нагрузок путем обкатывания образца жестким роликом, а деформацию определяют на стадии вязкого течения материала образца.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Гезенцвей Л.Б., Горелышев Н.В., Богуславский А.М | |||
и Королев Н.В | |||
Дорожный асфальтобетон | |||
М.: Транспорт, 1985, с.123, 146 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для подачи в мешалку смешиваемых сыпучих материалов | 1928 |
|
SU9128A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Радиоприемное устройство с промежуточным контуром | 1928 |
|
SU12801A1 |
Авторы
Даты
1996-03-27—Публикация
1993-04-27—Подача