НАСТОЛЬНАЯ ИГРА Российский патент 1996 года по МПК A63F3/02 

Описание патента на изобретение RU2060749C1

Изобретение относится к настольным играм и предназначено для индивидуального или коллективного пользования.

Известна настольная игра, содержащая игровое поле, выполненное в виде основания из отдельных ячеек, игровые элементы и приспособление для метания игрушечных снарядов, причем игровые элементы закреплены на пластинах, которые установлены в соответствующих ячейках основания с возможностью поворота относительно горизонтальных осей, смещенных относительно центра пластин [1]
Однако эта игра предназначена в основном для развлечения детей младшего и среднего возраста не способствует развитию у игроков памяти, логического и интуитивного мышления.

Известна также настольная игра, содержащая панель с игровым полем, имеющим разметку в виде сетки, два различающихся по цвету комплекта объемных игровых элементов одинаковой формы, несущих постоянные или сменные игровые символы [2]
Однако эта игра имеет ограниченные возможности с точки зрения размеров игрового поля и числа игроков, поскольку степень скрытности игровых символов от "противника" невелика.

Техническим результатом изобретения является разработка настольной игры с такими игровыми элементами, конструктивное выполнение которых обеспечило бы при гибкой системе правил высокую скрытность априори неизвестного распределения игровых символов на игровых элементах игрового партнера, что позволило бы использовать панель с большим игровым полем, а также возможность проводить игру двумя командами игроков, а следовательно, повысило бы игровой интерес.

Технический результат достигается тем, что в игре игровые элементы снабжены ограничителями угловой зоны видимости игровых символов.

Целесообразно, чтобы ограничители угловой зоны видимости игровых символов были выполнены в виде выступов, смежных с поверхностью, на которой расположены игровые символы.

Кроме того, настольная игра может быть снабжена дополнительными игровыми элементами, не имеющими игровых символов, и дополнительными панелями с игровыми полями, имеющими разметку, аналогичную основной панели.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемой настольной игры; на фиг. 2 игровой элемент, вариант выполнения; на фиг. 3 игровой элемент со сменным игровыми символами.

Настольная игра содержит панель 1 с игровым полем, выполненным в виде, например, плоской квадратной сетки с ячейками 2. На игровом поле с возможностью перемещения по нему установлен первый набор игровых элементов 3 черного цвета, второй набор игровых элементов 4 белого цвета, а также дополнительные игровые элементы 5, не имеющие игровых символов. На основных игровых элементах 3 и 4 выполнены поверхности 6 и 7, имеющие ограничители угловой зоны видимости игровых символов. Максимальный угол видимости в вертикальной плоскости ψ (фиг. 2) не должен превышать 110о, а максимальный угол видимости в горизонтальной плоскости Φ не должен превышать 90о. На поверхностях 6 и 7 нанесены игровые символы. В случае выполнения игровых символов сменными они могут быть нанесены на поверхность пластинок 8, которые вставляются в боковые прорези 9, выполненные в игровом элементе (фиг. 3).

Игровые элементы 3 и 4 могут иметь различную геометрическую форму. Их можно, например, сделать из листа бумаги, сложив его тем или иным способом с образованием поверхности, имеющей ограниченный пространственный угол видимости.

Игра заключается в следующем.

Играют двое. В распоряжении игроков имеются два одинаковых набора игровых элементов различного цвета. Игра начинается с расстановки игровых элементов на игровом поле, выполненном в виде сетки. В каждой ячейке сетки может располагаться не более одного игрового элемента. Каждый из игроков осуществляет расстановку своего набора игровых элементов, как правило, на своей половине игрового поля, причем каждый из них ориентирует в пространстве свои игровые элементы таким образом, чтобы их игровые символы не были видны противнику.

Расстановку игровых элементов осуществляют с учетом игровых символов, нанесенных на них, поскольку в зависимости от игрового символа игровые элементы делятся на подвижные и неподвижные. Ниже в качестве примера используются игровые символы для варианта предлагаемой игры "Нейдер" (морское сражение). К неподвижным игровым элементам относятся игровые элементы с игровыми символами, определяющими стационарные объекты, например, "мель", "форт" и т. п. Подвижные игровые элементы, имеющие одинаковые игровые символы, могут устанавливаться на игровом поле либо отдельно друг от друга, либо в группе. Для образования группы игровые элементы должны располагаться в соседних ячейках игрового поля, имеющих попарно общую сторону, т.е. по столбцу, строке игрового поля, либо одновременно по столбцу(ам) и строке(ам), но не по диагоналям игрового поля. Группы могут содержать два, три, четыре и т.д. игровых элемента.

Подвижные игровые элементы перемещаются по игровому полю различно, в зависимости от того, какой на них нанесен игровой символ. Так "торпедный катер" можно передвигать через одну клетку игрового поля, а "мину" можно передвигать только вокруг "тральщика". Остальные подвижные игровые элементы можно передвигать по игровому полю на одну клетку в любом направлении по столбцам и строкам.

Играют по очереди. "Ход" игрока выполняется в одном из следующих трех вариантов:
игрок может передвигать подвижный игровой элемент;
игрок может задать вопрос "Что здесь?", иными словами "Какой игровой символ имеет игровой элемент (или группа игровых элементов) противника, расположенный в ячейке игрового поля, имеющей общую сторону с ячейкой, в которой расположен игровой элемент игрока, задающего вопрос;
игрок может передвинуть игровой элемент на ячейку игрового поля, расположенную рядом с ячейкой, занятой игровым элементом противника, и задать вопрос "Что здесь?".

В ответ на вопрос "Что здесь?" противник обязан по своему усмотрению назвать игровой символ игрового элемента или сильную группу игровых элементов, если они имеют одинаковые игровые символы. Запрещается задавать вопрос "Что здесь? ", если "спрашивающим" игровым элементом является неподвижный игровой элемент или подвижные игровые элементы с игровыми символами "бомба", "мина".

Игрок, получивший на свой вопрос "Что здесь?" ответ "форт", считается выигравшим, если "спрашивающим" игровым элементом не является "подводная лодка".

После получения ответа на вопрос "Что здесь?" игра происходит по следующим правилам.

Игрок, задавший вопрос и получивший ответ, сравнивает "силу" своего "спрашивающего" игрового элемента с "силой" игрового элемента (или группы игровых элементов), названного противником, пользуясь диаграммой (см. таблицу).

При это возможны следующие варианты.

Если "сила" "спрашивающего" игрового элемента меньше "силы" игрового элемента (или группы игровых элементов) противника, то "спрашивающий" игровой элемент считается битым и снимается с игровой доски. Взамен игрок, задавший вопрос "Что здесь?", получает информацию о распределении игровых элементов противника.

Если "сила" "спрашивающего" игрового элемента равна "силе" игрового элемента (или группы игровых элементов) противника, то игровые элементы обоих игроков взаимно уничтожаются. Так согласно диаграмме "линкор" взаимно уничтожается группой из двух "крейсеров" или группой из трех "эсминцев". С другой стороны, "крейсер" взаимно уничтожается группой либо из двух "эсминцев" или четырьмя "сторожевыми катерами".

Если "сила" "спрашивающего" игрового элемента превышает "силу" игрового элемента (или группы игровых элементов) противника, то последняя считается битой и снимается с игровой доски. При этом игрок, задавший вопрос, не называет противнику игровой символ "спрашивающего" игрового элемента.

Если "спрашивающим" игровым элементом является "торпеда", то после получения ответа она уничтожается во всех случаях, причем взаимно с подвижными игровыми элементами противника.

Если игрок, задавший вопрос "Что здесь?", получает ответ "мина", то происходит взаимное уничтожение игровых элементов игроков, за исключением случая, когда "спрашивающим" игровым элементом является "тральщик". В этом случае битым считается только игровой элемент с игровым символом "мина".

Если игрок, задающий вопрос "Что здесь?", получает ответ "бомба", то происходит не только взаимное уничтожение игровых элементов, задействованных при данном ходе одного из игроков, но также и все другие подвижные элементы обоих игроков, находящиеся в квадрате из девяти ячеек игрового поля с центром, где расположена "бомба", считаются битыми и снимаются с игрового поля. Более того, если в пределах указанного квадрата находится любой другой игровой элемент с игровым символом "бомба", то ее уничтожение сопровождается дополнительными уничтожением игровых элементов обоих игроков в квадрате из девяти ячеек игрового поля, но с центром, соответствующим расположению уже другого игрового элемента с игровым символом "бомба".

Если игрок, задавший вопрос "Что здесь?", получает ответ "мель", то "спрашивающий" игровой элемент считается "севшим на мель", т.е. теряет право передвигаться по игровому полю до тех пор, пока он не будет "снят с мели". Процесс "снятия с мели" игрового элемента заключается в том, что игровой элемент (или группа игровых элементов) вплотную подводятся к игровому элементу "севшему на мель". "Снять с мели" игровой элемент можно либо игровым элементом, имеющим "силу" на одну ступень выше, либо группой игровых элементов, имеющих "силу", равную "силе" "снимаемого с мели" игрового элемента. Согласно диаграмме игровой элемент с игровым символом "крейсер" может быть "снят с мели" либо игровым элементом с игровым символом "линкор", либо группой из двух "эсминцев".

Информацию о расстановке "сил" противника можно получить не только на основании ходов, сопровождаемых вопросом "Что здесь?", но также наблюдая за характером перемещения игровых элементов противника. Действительно, игровой элемент с игровым символом "торпедный катер" может перемещаться через одну клетку игрового поля, а игровой элемент с игровым символом "мина" может двигаться только вокруг "тральщика" и так же, как и игровой элемент "бомба", не может "спрашивать". Следовательно, по этим признакам они могут быть идентифицированы.

Таким образом, в процессе игры происходит взаимный обмен информацией о расстановке игровых элементов противника. На основании этой информации игроки осуществляют перестановку своих игровых элементов с целью "атаковать" игровой элемент противника с игровым символом "форт" или для обороны своего аналогичного игрового элемента.

Приведенные выше правила игры не являются обязательными и могут быть модифицированы в зависимости от конкретных способностей игроков как в сторону их усложнения, так и в сторону их упрощения. Сказанное в равной степени относится и к игровым символам, которые могут быть любыми, лишь бы соответствовали той или иной конкретной ситуации (воздушному бою, сражению на суше и т.д.). Что касается размеров игрового поля, то здесь также нет никаких ограничений ни на число игровых ячеек, ни на конфигурацию игрового поля. Игра допускает наличие на игровом поле стационарных объектов ("островов", "гор", "рек" и т.д.), параметры которых либо однозначно нанесены на игровое поле, либо могут устанавливаться игроками перед началом игры.

Похожие патенты RU2060749C1

название год авторы номер документа
ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА 2007
  • Ломакин Олег Евгеньевич
RU2373984C2
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА 1999
  • Смекалкин Ю.В.
RU2185221C2
Настольная игра 2019
  • Алексеева Лариса Леонидовна
  • Гальчук Ольга Викторовна
  • Зарецкая Алёна Юрьевна
  • Командышко Елена Филипповна
  • Стукалова Ольга Вадимовна
  • Юдушкина Олеся Васильевна
RU2722415C1
ИГРА "ШАХМАТЫ 12 • 12" 1995
  • Порк Антон Арнольдович
RU2111784C1
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА 2003
  • Смекалкин Ю.В.
RU2252052C2
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА - ПАЗЛЫ 2014
  • Мурашев Сергей Владимирович
  • Степанов Валерий Викторович
RU2556489C2
ИГРА С ЧИСЛАМИ 2001
  • Панфилов С.Л.
RU2205049C2
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИГРА "АДМИРАЛ" 2015
  • Зверев Андрей Анатольевич
RU2615258C2
ИГРА ДЛЯ ЗНАТОКОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНЫХ ИГР 2001
  • Седов П.В.
RU2194558C2
ИГРА С БУКВАМИ 2001
  • Панфилов С.Л.
RU2205050C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 060 749 C1

Реферат патента 1996 года НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

Использование: в качестве настольной игры для индивидуального и коллективного пользования. Сущность изобретения: игровые элементы 3,4 имеют ограничители угловой зоны видимости игровых символов. Ограничители угловой зоны видимости игровых символов выполнены в виде выступов, смежных с поверхностью, на которой расположены игровые символы. Игра может быть снабжена дополнительными игровыми элементами 5, не имеющими игровых символов, и дополнительными панелями с игровыми полями, имеющими разметку, аналогичную основной панели 1. 2 з. п. ф-лы, 3 ил, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 060 749 C1

1. Настольная игра, содержащая панель с игровым полем, имеющим разметку в виде сетки и два различающихся по цвету комплекта объемных игровых элементов одинаковой формы, несущих постоянные или сменные игровые символы, отличающаяся тем, что игровые элементы снабжены ограничителями угловой зоны видимости игровых символов. 2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что ограничители угловой зоны видимости игровых символов выполнены в виде выступов, смежных с поверхностью, на которой расположены игровые символы. 3. Игра по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительными панелями с игровыми полями, имеющими разметку, аналогичную основной панели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2060749C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство 950412, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
FR, патент 788155, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 060 749 C1

Авторы

Бутырин Сергей Владимирович

Даты

1996-05-27Публикация

1993-02-04Подача