АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ Российский патент 1996 года по МПК B01D59/20 

Описание патента на изобретение RU2060800C1

Изобретение относится к устройствам для непрерывного разделения смесей газов с различными молекулярными массами, в том числе газообразных изотопных смесей, а после центробежных сил, а именно к агрегатам газовых центрифуг, из которых формируются многоступенчатые каскады на разделительных предприятиях.

Известны агрегаты газовых центрифуг, содержащие раму в виде общего поддона с установленными на нем несколькими десятками центрифуг, взаимосвязанных газопроводами в один компоновочный блок, позволяющий упростить и удешевить монтаж разделительного предприятия при одноярусном размещении агрегатов [1, 2]
Однако такие агрегаты имеют сложную и громоздкую конструкцию.

Наиболее близким к изобретению является агрегат газовых центрифуг для многоярусной компоновки каскадов, содержащий установленные двумя рядами на общей раме с помощью планок, стяжек и амортизаторов разворота газовые центрифуги, соединенные трубками питания и отбора фракций с агрегатными газовыми коллекторами, при этом амортизатор каждой центрифуги выполнен в виде упругих элементов, закрепленных на раме с возможностью взаимодействия с жесткими стержнями, связанными с корпусом центрифуги [3]
В данном агрегате корпусы центрифуг выполняют роль элементов жесткости конструкции вместе с рамой. При многоярусной компоновке таких агрегатов на разделительном заводе обеспечивается его надежная работа, а также снижается стоимость изготовления при массовом производстве агрегатов. Однако повышение производительности перспективных газовых центрифуг связано с увеличением скорости вращения ротора и его длины, то есть с увеличением энергии вращающегося ротора, и требует повышения эффективности системы амортизации разворота корпуса центрифуги в случае разрушения ее ротора. Повышение же эффективности амортизации в известном агрегате связано с усложнением конструкции и с увеличением габаритов амортизаторов, а следовательно, и габаритов агрегата в целом, так как на агрегатной раме центрифуги размещены весьма плотно.

Задача изобретения повышение надежности агрегата при использовании газовых центрифуг с большой энергией вращающегося ротора за счет повышения эффективности амортизации разворота корпуса центрифуги в случае разрушения ее ротора.

Для этого в агрегате газовых центрифуг, содержащем установленные двумя рядами центрифуги, корпусы которых посредством планок, стяжек и амортизаторов укреплены на общей раме, амортизаторы выполняют в виде охватывающих корпус каждой центрифуги лент, один конец которых закреплен на раме, а другой на корпусе центрифуги. Для получения дополнительного амортизирующего эффекта между лентой и корпусом может быть установлена упругая прокладка, например, из резины.

В предлагаемом агрегате амортизаторы имеют простую конструкцию и меньшие габариты, чем в прототипе. Высокий амортизирующий эффект достигается за счет продольной упруго пластичной деформации лент, обеспечивающей относительно плавное повышение момента сопротивления развороту корпуса центрифуги, при этом по мере увеличения угла поворота корпуса увеличивается сила прижатия его к раме, то есть возрастают и силы трения между корпусом и рамой в местах их контакта. Выбором материала для лент с хорошими прочностными и упруго пластичными свойствами (например, сталь 10, сталь 20), размеров поперечного сечения ленты и величины первоначальной силы прижатия корпуса центрифуги к раме можно обеспечить требуемые характеристики системы амортизации агрегата при использовании в нем как известных центрифуг, так и их перспективных конструкций с более высокой энергией вращающегося ротора.

На фиг. 1 схематично изображен фронтальный вид агрегата без газовых коммуникаций; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 агрегат, вид сверху; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 2 (амортизатор с упругой прокладкой между лентой и корпусом).

Агрегат содержит раму, состоящую из продольных 1, поперечных 2 и вертикальных 3 балок. На раме установлены в два ряда газовые центрифуги с вертикальной осью вращения ротора, трубчатый корпус 4 каждой из которых снабжен фланцами 5 и 6 и торцовыми крышками 7 и 8. Корпус 4 закреплен на раме с помощью амортизатора, выполненного в виде по меньшей мере одной охватывающей корпус ленты 9, один конец 10 которой закреплен на продольной балке 1, а другой конец 11 на корпусе 4, и посредством стяжек 12 и планок 13. В продольном направлении центрифуги прижаты одна к другой по фланцам 5 в верхней части и по фланцам 6 в нижней части винтами 14. Фланцы 5 и 6 установлены на упорах 15 и 16 рамы с возможностью взаимодействия по поверхностям 17 и 18 соответственно, к которым они прижаты планками 13 с помощью стяжек 12. Между лентой 9 и корпусом 4 может быть установлена упругая прокладка 19.

После сборки агрегата и нивелировки центрифуг относительно рамы осуществляют установку тарированных величин моментов продольной и поперечной затяжки винтов 14 и гаек стяжек 12 соответственно, что обеспечивает необходимые величины частотных параметров и сил трения между элементами агрегата. При работе агрегата в случае аварии в центрифуге, связанной с разрушением ее ротора, его осколки взаимодействуют с корпусом 4 и передают ему свою энергию. Действие осколков ротора вызывает разворот корпуса 4 относительно вертикальной оси, вследствие чего возрастает натяжение связанной с корпусом ленты 9, которая, деформируясь, плавно увеличивает момент сопротивления развороту корпуса 4. По мере увеличения угла поворота корпуса 4 величина силы трения между фланцами 5 и 6 и упорами 15 и 16 на поверхностях 17 и 18 соответственно возрастает из-за увеличения силы прижатия корпуса 4 к раме агрегата. Установка упругой прокладки 19 между корпусом 4 и лентой 9 дополнительно повышает амортизирующий эффект за счет деформации сжатия и сдвига прокладки. В результате возрастающая суммарная сила сопротивления тормозит и ограничивает разворот корпуса 4, смягчая жесткое ударное воздействие осколков разрушившегося ротора и предотвращая тем самым повреждение и разрушение других элементов агрегата.

Конструкция амортизаторов и узлов крепления центрифуг к раме позволяет использовать в предлагаемом агрегате центрифуги с более высокими значениями энергии вращающегося ротора без снижения надежности работы агрегата.

Похожие патенты RU2060800C1

название год авторы номер документа
АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ 2007
  • Глухов Николай Петрович
  • Кураев Валентин Владимирович
  • Калитеевский Алексей Кириллович
  • Макрушенко Вячеслав Александрович
  • Богомолов Николай Евгеньевич
RU2368415C2
АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ 2006
  • Шубин Анатолий Николаевич
  • Калитеевский Алексей Кириллович
  • Кураев Валентин Владимирович
  • Глухов Николай Петрович
  • Вербин Юрий Всеволодович
  • Богомолов Николай Евгеньевич
  • Гайдуков Олег Владимирович
  • Торопов Дмитрий Павлович
RU2327527C2
АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ 2008
  • Шубин Анатолий Николаевич
  • Калитеевский Алексей Кириллович
  • Кураев Валентин Владимирович
  • Тютин Борис Владимирович
  • Богомолов Николай Евгеньевич
  • Лисейкин Вячеслав Павлович
  • Фридлянд Алексей Павлович
RU2372973C2
АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ 1994
  • Кантин Б.И.
  • Калитеевский А.К.
  • Кирюшкин В.И.
  • Лихачев А.В.
  • Худницкий Г.Н.
RU2077392C1
ГАЗОВАЯ ЦЕНТРИФУГА 1997
  • Кантин Б.И.
  • Кирюшкин В.И.
  • Кураев В.В.
  • Лисейкин В.П.
  • Фридлянд А.П.
RU2115481C1
ГАЗОВАЯ ЦЕНТРИФУГА 1997
  • Кирюшкин В.И.
  • Кураев В.В.
  • Лисейкин В.П.
  • Лихачев А.В.
  • Фридлянд А.П.
RU2114702C1
ДЕМПФЕР 1996
  • Глухов Н.П.
RU2121088C1
ДЕМПФЕР 1992
  • Глухов Н.П.
  • Лихачев А.В.
RU2050485C1
ГАЗОВАЯ ЦЕНТРИФУГА 1996
  • Кантин Б.И.
  • Коротков А.Н.
  • Кураев В.В.
  • Лисейкин В.П.
  • Егоров В.М.
  • Худницкий Г.Н.
RU2115482C1
ДЕМПФИРУЮЩИЙ УЗЕЛ 1992
  • Глухов Н.П.
  • Григорьев О.Л.
  • Кирюшкин В.И.
  • Коротков А.Н.
RU2044937C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 060 800 C1

Реферат патента 1996 года АГРЕГАТ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ

Использование: для разделения газообразных смесей в поле центробежных сил. Сущность изобретения: агрегат содержит установленные в два ряда центрифуги, корпусы которых посредством планок, стяжек и амортизаторов укреплены на общей раме. Амортизаторы выполнены в виде охватывающих корпус каждой центрифуги лент, один конец которых закреплен на раме, а другой - на корпусе. Для повышения амортизирующего эффекта между корпусом и лентой может быть установлена упругая прокладка, например, из резины. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 060 800 C1

1. Агрегат газовых центрифуг, содержащий установленные двумя рядами центрифуги, корпуса которых при помощи планок, стяжек и амортизаторов закреплены на общей раме, отличающийся тем, что амортизаторы выполнены в виде охватывающих корпус каждой центрифуги лент, один конец которых закреплен на раме, а другой на корпусе. 2. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что центрифуги снабжены амортизирующими прокладками, например, из резины, установленными между корпусом и лентой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2060800C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Фланцевое соединение двух секций воздушного канала,выполненных из жести и имеющих прямоугольное поперечное сечение 1986
  • Маркфрид Шауер
SU1443813A3
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Паровоз с приспособлением для автоматического регулирования подвода и распределения топлива в его топке 1919
  • Шелест А.Н.
SU272A1

RU 2 060 800 C1

Авторы

Глухов Н.П.

Савочкин В.А.

Сергеев В.И.

Даты

1996-05-27Публикация

1992-08-20Подача