СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СЛОЯ СМАЗКИ Российский патент 1996 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение RU2064611C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для образования гидродинамического слоя смазки между ограничивающими его рабочими поверхностями подвижных и неподвижных деталей опорного или упорного подшипника.

Известен способ образования гидродинамического слоя между рабочими поверхностями подвижного и неподвижного элементов подшипника скольжения, в котором разделяют рабочий зазор на участки посредством использования радиальных уплотнений, смонтированных на подвижном элементе, подают смазку в ненагруженную часть рабочего зазора, приводят во вращение подвижный элемент и нагружают внешней нагрузкой, /1/.

Недостатком известного способа является невозможность его применения для неподвижных цапф вала, например для шарошечных долот буровых установок.

Техническим результатом изобретения является расширение эксплуатационных возможностей.

Это достигается тем, что в способе образования гидродинамического слоя между рабочими поверхностями подвижного и неподвижного элементов подшипника скольжения, в котором разделяют рабочий зазор на участки посредством использования радиальных уплотнений, смонтированных на подвижном элементе, подают смазку в ненагруженную часть рабочего зазора, приводят во вращение подвижной элемент и нагружают внешней нагрузкой, в качестве подвижного элемента используют вкладыш подшипника скольжения.

На чертеже представлено устройство гидродинамического подшипника скольжения для осуществления предлагаемого способа образования гидродинамического слоя смазки.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит подвижной вкладыш 1, установленный в корпусе 2 и охватывающий сферическую неподвижную цапфу 3 вала. На рабочей поверхности вкладыша 1 выполнены ступенчатые радиальные канавки 4, в которые смонтированы подвижные в радиальном направлении ступенчатые уплотнения 5, разделяющие рабочий зазор на участки 6. Ступенчатые уплотнения посредством рабочих поверхностей 7 контактируют с рабочей поверхностью цапфы 3, для чего эти поверхности выполняются идентичными. Для обеспечения непрерывного контакта ступенчатые уплотнения 5 поджаты пружинами /на чертеже не показаны/, а также гидростатическим давлением, возникающим в камере 8 канавки 4 и действующим на часть 9 торцевой поверхности ступени уплотнения 5. Для исключения протечек смазки из замкнутых полостей образованных участков 6 в период возникновения в них давления используют уплотнительные кольца 10. Смазка в полости образованных участков 6 поступает через канал /не показан/ в период прохождения этих полостей в ненагруженной части слоя. Нагруженная часть слоя характеризуется повышением давления и уменьшением объема в упомянутых замкнутых полостях.

Функционирование способа обеспечивается за счет заполнения смазкой замкнутых полостей образованных участков 6 при прохождении их мимо канала подвода смазки, сжатия смазки в этих замкнутых полостях в нагруженной части слоя и создания такого давление в этих полостях, которое уравновешивает действие внешней нагрузки таким образом, чтобы отсутствовал непосредственный контакт между подвижными и неподвижными деталями подшипника, кроме контактирующих рабочих поверхностей уплотнений. В них обеспечивается допустимый износ за счет конструктивных особенностей: баланса между силой прижатия уплотнений 5 давлением, образующимся в камере 8, и давлением в уплотнительной щели 11. Для обеспечения функционирования способа диаметр вкладыша меньше диаметра цапфы 3.

Предлагаемый способ образования гидродинамического слоя в опорных-опорных подшипниках позволяет расширить области применения этих подшипников вследствие повышения удельного давления в них до 400 680 кг/см2 и использования неподвижных цапф и вращающихся корпусов. Этот способ снижает тепловыделение в слое смазки, так как трение в тонком слое смазки происходит только в уплотнениях, поверхности которых существенно меньше. Кроме того, способ позволяет отказаться от каких-либо маслоподающих устройств и обеспечивает самопроизвольное засасывание смазки в слой.

Похожие патенты RU2064611C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ 2009
  • Альпин Александр Яковлевич
  • Альпин Вадим Викторович
RU2442033C2
СПОСОБ СМАЗКИ ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Альпин Александр Яковлевич
RU2292493C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1996
  • Альпин А.Я.
RU2166136C2
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦИКЛА, ПРИБЛИЖЕННОГО К ЦИКЛУ КАРНО, В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Альпин А.Я.
RU2170831C1
СПОСОБ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ОБТЕКАНИИ ТЕЛА ПОТОКОМ ЖИДКОЙ ИЛИ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ 1998
  • Альпин А.Я.
  • Альпин В.А.
RU2169097C2
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Мельник В.А.
RU2210684C2
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
Подшипник жидкостного трения 1976
  • Розлер Григорий Менделевич
  • Богаев Василий Сергеевич
  • Фоменко Николай Дмитриевич
  • Васильев Владимир Александрович
  • Кудрявцев Николай Александрович
SU710695A1
Стенд для испытания подшипников скольжения на долговечность 1976
  • Бовдуй Борис Григорьевич
  • Бондарец Александр Иванович
  • Быков Валентин Иванович
  • Зверховский Яков Яковлевич
SU657306A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СЛОЯ СМАЗКИ

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: для образования гидродинамического слоя смазки между рабочими поверхностями элементов подшипника разделяют рабочий зазор на участки посредством использования радиальных уплотнений, смонтированных на подвижном вкладыше скольжения, подают смазку в ненагруженную часть рабочего зазора, приводят во вращение подвижный элемент-вкладыш и нагружают внешней нагрузкой. Уплотнения выполнены ступенчатыми и установлены в канавках вкладыша с возможностью перемещения в радиальном направлении. Могут быть подпружинены. Такое выполнение расширяет область применения гидродинамических подшипников с предлагаемым способом образования гидродинамического слоя смазки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 064 611 C1

Способ образования гидродинамического слоя между рабочими поверхностями подвижного и неподвижного элементов подшипника скольжения, в котором разделяют рабочий зазор на участки посредством использования радиальных уплотнений, смонтированных на подвижном элементе, подают смазку в ненагруженную часть рабочего зазора, приводят во вращение подвижный элемент и нагружают внешней нагрузкой, отличающийся тем, что в качестве подвижного элемента используют вкладыш подшипника скольжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2064611C1

Подшипник скольжения 1975
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1064063A1

RU 2 064 611 C1

Авторы

Альпин Александр Яковлевич

Альпин Виктор Александрович

Даты

1996-07-27Публикация

1993-02-18Подача