Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), конкретно к обеспечению устойчивого горения в ЖРД.
Обеспечение устойчивого горения в ЖРД (в тяговой камере, в газогенераторе) является одной из проблем, которые приходится решать разработчикам ЖРД. Неустойчивость проявляется в самопроизвольных колебаниях с большой амплитудой параметров, определяющих рабочий процесс ЖРД (давления, скорости, температуры газа и т. д. ). Особую опасность представляет высокочастотная неустойчивость, характеризующаяся возникновением на пусковом режиме колебаний газа в камере сгорания и газогенераторе с частотой свыше 1000 Гц, что приводит к разрушению материальной части (Космонавтика: Энциклопедия. М. Сов. энциклопедия, 1985, статья "Неустойчивость рабочего процесса"). Как правило, высокочастотная неустойчивость горения возникает на режиме запуска ЖРД.
Известен способ обеспечения устойчивости горения в ЖРД, включающий создание демпфирующего газожидкостного объема в зоне горения (камеры сгорания, газогенератора) (Неустойчивость горения в ЖРД. Пер. с англ. М. 1975, с. 621-625).
Известен способ обеспечения устойчивого горения в ЖРД, включающий создание при запуске зоны горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов топлива путем временного перекрытия форсунок по одному из компонентов топлива (М.И. Шевелюк. Теоретические основы проектирования ЖРД. М. Оборонгиз, 1960, с. 616-618, 620-623 (прототип).
Однако указанный способ, рассчитанный на создание в начальный момент парогазового (капельно-жидкостного) облако-демпфирующего объема, не является эффективным в процессе выхода на номинальный режим.
Изобретение решает техническую задачу создания простого и эффективного способа обеспечения устойчивого горения в ЖРД в процессе выхода на номинальном режиме. Эта задача решается за счет того, что в способе обеспечения устойчивого горения в ЖРД, включающем создание при запуске зоны горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов топлива путем временного перекрытия форсунок по одному из компонентов топлива, согласно изобретению перекрытие осуществляют на части форсунок. Перекрытие форсунок могут осуществлять установкой в них пирошашек, выгорающих в процессе запуска, кроме того, перекрытие могут осуществлять установкой легкоплавких элементов, в том числе, выполненных из сплава Вуда или сплавов индия, кроме того, перекрытие форсунок могут осуществлять путем подачи в них нейтрального газа, в качестве которого могут использовать азот.
От применения изобретения ожидается технический результат, состоящий в повышении надежности работы ЖРД на режиме запуска в процессе выхода на номинальный режим.
Поясним существо изобретения на конкретном примере его осуществления, применительно к двигателю типа РД-107, устанавливаемому на ракетах-носителях "Восток" и "Союз". Камера сгорания этого ЖРД содержит форсуночную головку (фиг. 1) с центральным подводящим патрубком 1, крышкой 2 и двумя плоскими днищами 3 и 4, в которых размещено 277 двухкомпонентных 5 и 60 однокомпонентных 6 форсунок центробежного типа, с тангенциальным подводом жидкого кислорода (окислитель) и керосина (горючее). Схема расположения форсунок представлена на фиг. 2, а конструкция форсунок на фиг. 3, 4. Жидкий кислород поступает к форсункам из верхней полости головки через патрубок 1, а керосин от периферии головки после прохождения камеры (фиг. 1 4 заимствованы из книги: "Космонавтика/Энциклопедия". М. Сов.энциклопедия, 1985, с. 426).
Чтобы осуществить предлагаемый способ, при сборке двигателя в каналы окислителя форсунок занимающих сектор с центральным углом α (в конкретном примере 60o), вставляют герметично, при помощи клея цилиндрические пирошашки торцового горения. В процессе предстартовой подготовки в рабочее пространство (зону горения) камеры вставляют (согласно эксплуатационно-технической документации) пирозажигательное устройство. При включении двигателя в работу подают в определенной последовательности, определяемой штатной циклограммой запуска, электрические команды на открытие топливных клапанов и задействование пирозажигательного устройства. К форсункам поступают окислитель и горючее, которые смешиваются в рабочем пространстве (зоне горения), и смесь воспламеняется (от пирозажигательного устройства), образуя высокотемпературные продукты сгорания, которые поступают в реактивное сопло. Причем в ту часть пространства камеры, где в форсунках установлены пирошашки, окислитель не поступает, а поступает только горючее в распыленном виде, образуя газожидкостный объем, заполненный испаряющимся каплями (керосина). Этот объем выполняет роль демпфера, в котором рассеивается энергия колебаний, генерируемая процессом горения в остальном пространстве камеры, что препятствует возникновению высокочастотных пульсаций давления.
От срабатывающего пирозажигательного устройства воспламеняются также пирошашки, установленные в форсунках. Они выгорают примерно через 15 с (что соответствует времени выхода двигателя на номинальный рабочий режим по штатной схеме запуска), открывая доступ окислителю в зону горения камеры через все форсунки, и двигатель выходит на расчетный режим. На этом режиме высокочастотные пульсации в камере не возникают.
Отметим, что состав и размеры (длину) форсуночных пирошашек, как и места их установки, вначале рассчитывают и затем уточняют экспериментально. Вместо пирошашек в форсунки могут устанавливаться легкоплавкие (например пластмассовые) вставки, рассчитанные на выгорание в процессе запуска двигателя, либо каналы форсунок могут заплавляться легкоплавкими составами (сплавы Вуда, индия и т.д.) в расчете на их удаление при включении двигателя в работу за счет теплоты из зоны горения или за счет нагрева горючим, поступающим из охлаждающего тракта камеры. Из всех этих способов применение форсуночных пирошашек представляется наиболее простым и удобным способом, обеспечивающим стабильный, контролируемый запуск. (Применимость других способов ограничена в основном двигателями с кратковременным выходом на номинальный режим до приблизительно 3 с).
Вместо механического перекрытия форсунок может использоваться газодинамический способ, включающий заполнение форсуночных каналов нейтральным газом (азот, гелий). Применительно к описанной выше форсуночной головке двигателя РД-107 этот способ может осуществляться следующим образом. В процессе запуска одновременно с задействованием пирозажигательного устройства включают подачу (например из специального баллона) газообразного азота под давлением в полость окислителя форсуночной головки через штуцер 7, расположенный на периферии крышки 2. Азот заполняет примыкающую к штуцеру часть полости окислителя, поступая в каналы окислителя соответствующих форсунок, что препятствует поступлению в них кислорода из центрального патрубка 1. Через время, соответствующее выходу двигателя на номинальный режим по штатной схеме, подачу азота в полость головки (продувку полости) прекращают. Эта операция может осуществляться и автоматически при определенном превышении давления кислорода над давлением азота в продувочной магистрали, снабженной обратным клапаном.
Технический результат от использования изобретения состоит в повышении надежности функционирования ЖРД за счет предотвращения высокочастотных колебаний газа в зонах горения (камеры сгорания, газогенератора) в режиме запуска.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУСТЕРНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1996 |
|
RU2106534C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2100635C1 |
Способ запуска камеры жидкостного ракетного двигателя или газогенератора с лазерным воспламенением топлива и устройство для его осуществления | 2018 |
|
RU2679949C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2581310C2 |
СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1999 |
|
RU2191913C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2445496C1 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2204731C2 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2204732C2 |
СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИИ | 1992 |
|
RU2044901C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В КАМЕРЕ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И КАМЕРА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2002 |
|
RU2235217C2 |
Использование: в жидкостных ракетных двигателях. Сущность изобретения: создают при запуске зону горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов путем временного перекрытия части форсунок по одному из компонентов топлива. Это покрытие форсунок может осуществляться путем установки в форсунках пирошашек, выгорающих в процессе запуска, установки в форсунках легкоплавких элементов, в том числе выполненных из сплава Вуда или индия, а также подачи в форсунки нейтрального газа. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
М.И | |||
Шевелюк | |||
Теоретические основы проектирования ФРД.- М., Оборогиз, 1960, с | |||
ПРИБОР ДЛЯ ОТБИРАНИЯ ПРОБ ЖИДКОСТИ | 1922 |
|
SU616A1 |
Авторы
Даты
1996-08-10—Публикация
1993-07-13—Подача