Изобретение относится к области медицины, в частности к лечебной физкультуре, и может быть использовано для улучшения и коррекции физического состояния, оздоровления, а также расширения функциональных возможностей организма, развития когнитивных способностей как практически здоровых людей, так и лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Способ направлен на положительные изменения в физическом и психофизиологическом развитии человека посредством выполнения сложнокоординированных вариативных физических упражнений, задействующих все группы мышц опорно-двигательного аппарата, активирующих двигательные, сенсорные и ассоциативные зоны, зрительные центры коры в обоих полушариях головного мозга.
Психофизиологическая теория умственного развития впервые была изложена в 1863 году И.М. Сеченовым в труде «Рефлексы головного мозга» и в 1878 г. в труде «Элементы мысли», где он отмечал, что «…психические процессы, имея рефлекторную природу, неразрывно связаны с мышечными движениями, и «...мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности». https://libking.ru/books/sci-/science/210436-ivan-sechenov-elementy-mysli.html#book.
Еще в 1911 году один из основоположников современной нейробиологии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой «гениальности», причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов.
В дальнейшем работы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина, Р.Ф. Лесгафта и др. доказали взаимосвязь и положительное влияние физических упражнений (в особенности - работы тонкой моторики рук – кистей и пальцев) на функции высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, развитии речи, то есть развивающая работа может быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).
Эту взаимосвязь на разных этапах оздоровления, обучения, а подчас и лечения используют врачи, спортсмены, педагоги, для занятий с взрослыми и детьми, со здоровыми, больными и людьми в процессе реабилитации.
Один из механизмов этой взаимосвязи был определен за последние десятилетия в процессе многочисленных экспериментов, проведенных в США и в Европейских странах. Было доказано, что при физических упражнениях, особенно аэробных, резко возрастает уровень белков, стимулирующих рост и развитие нейронов – нейротрофинов, и самый активный среди них — BDNF (brain-derived neurotrophic factor, нейротрофический, или нейротропный, фактор мозга). BDNF включает гены, контролирующие рост нервных клеток и формирование новых синапсов, а значит, и нервных цепочек, и он особенно активен в гиппокампе и коре, то есть в областях, отвечающих за обучение и память.
В последние годы неоднократно проводили исследования о том, как занятия разными видами спорта положительно влияют на организм человека. Для примера приведем следующие данные: австралийские ученые в период с 1994 по 2008 год провели исследование - было изучено 80 306 человек и установлено, что ракеточные виды спорта - бадминтон, теннис и сквош вошли в четверку самых полезных видов спорта. Эти дисциплины значительно снижали вероятность преждевременной смерти из-за проблем с сердцем и сосудами и по любым возможным причинам. https://bjsm.bmj.com/content/early/2016/10/31/bjsports-2016-096822.
Из ракеточных видов спорта у сквоша наибольший процент собственно игрового времени по отношению ко времени игры (эффективность занятий) – около 80%, в то время как у настольного тенниса и бадминтона - максимум 50%, а у большого тенниса – лишь около 25%.
Журнал «Форбс» провел исследование влияния разных видов спорта на здоровье человека. В результате был составлен список из «Десяти самых здоровых видов спорта», которые подходят любому человеку, улучшают его основные физиологические параметры, позволяют быть в форме, сохранять крепкое здоровье и хорошее самочувствие в течение долгих лет. Оценки журнала основывались на мнениях различных экспертов: командных и персональных тренеров, спортивных врачей-физиологов. Первое место в списке занял сквош. Сквош повышает выносливость, гибкость, развивает опорно-двигательную систему организма, силу, координацию, очень эффективно сжигает калории - за полчаса интенсивной игры сжигается 517 калорий. https://www.forbes.com/2003/09/30/cx_ns_1001featslide.html#5404f545ba67
Несмотря на то, что сквош признан самым полезным, у него, как и у всех ракеточных видов спорта, есть общий существенный недостаток: при регулярных занятиях в условиях асимметричных, циклических нагрузок (двигательной асимметрии, т.к. работает в основном только одна рука) развивается мышечно-суставной дисбаланс опорно-двигательного аппарата, увеличивается вероятность развития болезней спины – сколиоза и его последствий.
Кроме различных видов спорта для физического оздоровления и развития организма используются общеизвестные методы двигательной коррекции - танцы, гимнастика, фитнес, ушу, ЛФК и т.п.
Существует много способов, описанных в патентах, для физического оздоровления организма.
Известен «Способ оздоровительной гимнастики "Ход" (патент RU 2528632, опубл. 20.05.2014 г.), в котором выполняются упражнения с использованием гимнастической палки или палок. Недостатком этого способа является то, что выполняемые упражнения представлены в виде определенного комплекса, разнообразие движений ограничено. В работе всегда задействованы одинаковые мышцы, причем при работе с одной палкой - несимметричная нагрузка на мышцы правой и левой сторон тела. При овладении комплексом движения становятся выученными, не требующими активизации работы важнейших органов чувств человека, таких как зрения, слуха, осязания, соответственно и работы центральной нервной системы и мозга для информационной обработки ситуации, "прогнозирования" дальнейших движений. Здесь нет возможности создания "игрового момента" и возникновения положительных эмоциональных реакций, что снижает эффективность методики, не активизируя работу важнейших психомоторных функций человека.
Известен «Способ оздоровления и сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека на мотивационной и оздоровительной основах» (патент RU 2361523, опубл.20.07.2009 г.), заключающийся в том, что занимающегося обследуют, измеряют оптимальные значения его физиологических параметров, регистрируют их и дают дозированную физическую нагрузку в режиме оптимальных значений измеряемых параметров, сопровождающейся выполнением интеллектуальных заданий. В процессе занятий - непрерывно контролируют значения указанных физиологических параметров, отображают их на экране дисплея компьютера в режиме реального времени относительно их оптимальных значений, формируют мотивационный и/или стимулирующий интерес занимающегося для выполнения действий в режиме оптимальных значений измеряемых параметров.
Недостатками этого способа является то, что упражнения дозированы и ограничены в многообразии из-за использования тренажеров и постоянного подключения человека к средствам контроля состояния, нагрузка дается без учета дисбаланса физического развития и не направлена на его коррекцию, физические упражнения не направлены на психофизиологическое развитие человека, которое здесь должно происходить только за счет решения интеллектуальных задач.
Следует отметить, что одной из фундаментальных закономерностей организации мозга является межполушарная асимметрия, которая проявляется не только в морфологии мозга, но и в функциональной специализации полушарий, межполушарной асимметрии психических процессов.
Левое полушарие обеспечивает сенсорную чувствительность и моторику правой половины тела, правое полушарие отвечает за деятельность левой половины тела. Психические процессы так же связаны с обоими полушариями.
Еще крупнейший физиолог И.П. Павлов пришел к выводу, что в принципе всех людей можно разделить на два типа — «художников» и «мыслителей». Нейрофизиология наших дней находит этому анатомическое обоснование.
По современным научным представлениям для «мыслителя» характерно преобладание левополушарного абстрактно-логического восприятия мира, аналитического мышления, а для «художника» - правополушарного эмоционально-образного восприятия, творческого мышления. В настоящее время психологи, среди основных, выделяют еще смешанный тип мышления - когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации, и интегрированный - когда оба используются одновременно.
В основном одно из полушарий более развито в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания и является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Только слаженная работа обоих полушарий дает возможность наиболее полно использовать и развивать когнитивные функции человека, в том числе память и интеллект.
Особенности межполушарного взаимодействия генетически запрограммированы, однако условия индивидуального развития способствуют или препятствуют их формированию. Возможны перестройки межполушарных взаимоотношений в процессе индивидуального развития человека под влиянием различных факторов.
Благодаря двигательной активности происходит не только физическое оздоровление организма. Двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций (ВПФ), особенно у детей, что доказано многочисленными исследованиями. Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека в любом возрасте. Лишь в последние два десятилетия было научно доказано, что мозг обладает возможностью физически и функционально изменяться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения в качестве ответа на внешние воздействия на протяжении всей жизни (нейропластичность мозга).
Многочисленные эксперименты нейробиологов доказали, что определенные физические нагрузки – сложнокоординированные движения, сопряженные с работой глазодвигательной системы, работой обеих рук, мелкой моторики рук, перекрестно-латеральные движения особенно эффективно влияют на работу мозга. Происходит усиление межполушарного взаимодействия, развитие комиссур головного мозга (мозолистого тела), увеличивается скорость обработки информации нервной системой, (что некоторые теории считают психофизиологической основой интеллекта), улучшаются когнитивные возможности человека.
Для коррекции - гармонизации и стабилизации психофизиологического состояния человека с помощью физических упражнений разработано много методик.
Первой из таких методик была «Гимнастика мозга» Пола и Гейл Деннисон (Brain Gym / P. Dennison, G. Dennison), разработанная в 1970-х годах. На основе системы «Гимнастика мозга» в 1987 году они разработали Образовательную Кинезиологию - методику развитии головного мозга через движение. (http://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf).
Впоследствии на основе разработок «Гимнастики мозга» появились другие авторские методики: "Метод замещающего онтогенеза" (А.В. Семенович, Б.А. Архипов), Коррекционно-развивающие программы Сиротюк А.Л., Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. (Рыбаченко А.Б., Барба М. Ф., Кравченко М.И.), метод Образовательной Кинесиологии С.К. Масгутовой, "Нейробика" (Лоуренс Кац), "Мудрое движение" Карлы Ханнафорд и другие.
Общее в этих методиках - активизация различных отделов коры больших полушарий мозга, используя, в том числе, телесно-ориентированные методы - физические упражнения: гомо- и гетеро-латеральные, перекрестно-латеральные движения, упражнения развивающие мелкую моторику обеих рук - движения пальцев и кистей, включение в работу недоминантной руки, упражнения по координации совместной работы глаз и рук.
Под влиянием специальных кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, координация, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы. Такие методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить возможности деятельности мозга.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Наиболее массовые лонгитюдные исследования по динамике высших психических функций школьников в результате коррекционно-развивающей работы на основе перекрестно-телесных и глазодвигательных упражнений, упражнений по развитию мелкой моторики рук и др., с учетом различных типов межполушарной асимметрии головного мозга испытуемых, было проведено Сиротюк А.Л. За период 1993 - 2002 гг. опытно-экспериментальной работой было охвачено 3828 школьников из разных регионов России и защищены 2 диссертации: «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» 1999 г. (http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1999/Sirotyuk_A_L_1999.pdf), и «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» 2004 г. (http://www.dissercat.com/content/differentsirovannoe-obuchenie-mladshikh-shkolnikov-s-uchetom-individualno-psikhologicheskikh#ixzz5RRqiUpEu).
Существуют разработки, многочисленные диссертации, патенты, направленные на развитие психофизиологических параметров человека.
Известен «Способ стимуляции центральной нервной системы ребенка с задержкой психического развития» (патент RU 2405523, опубл. 10.12.2010 г.), известен «Способ реабилитации когнитивных функций у больных после инсульта в раннем восстановительном периоде» (патент RU 2392916, опубл. 27.06. 2010 г.) и «Способ оздоровления больных в острый период инсульта» (патент RU 2609997, опубл. 07.02.2017).
В этих трех патентах положительный эффект достигается за счет выполнения специальных комплексов упражнений, учитывающих ограниченные возможности занимающихся. Комплексы представляют собой дозированные физические нагрузки, включающие гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и конечностей, упражнения на скручивание, для активизации и участия субдоминантного полушария в восстановлении нарушенных функций и улучшению взаимодействия и взаимообмена информацией между двумя полушариями.
Из-за специфики развития или состояния занимающихся в этих разработках физические упражнения упрощены, виды движений ограничены, что приводит к гораздо меньшей активации сенсорных и моторных зон полушарий, меньшему развитию межполушарных связей и когнитивных процессов, развитие мышечной системы не является целью.
Известен «Способ улучшения работоспособности человека» (патент RU 2601102, опубл. 27.10.2016 г.). В способе представлены занятия мотивирующими играми в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой: бадминтоном, и/или теннис-пластом, и/или футболом, и/или гольфом. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на специализированных площадках с участием от 2 до 8 человек. Перед началом занятий и после них выполняются упражнения на специальных деревянных модулях с переменной вибрацией. Методы, описанные в способе, приносят несомненные благоприятные физиологические результаты - улучшение работоспособности человека за счет укрепление центральной нервной и сердечно-сосудистых систем, общего физиологического состояния на фоне положительных эмоций от упрощенных мотивирующих игр и легких физических упражнений без нагрузок, позволяют достигнуть поставленных задач, но они не имеют целью и не обеспечивают достижения гармоничного физического и психофизиологическое развития человека. Нагрузки даются без учета морфологии организма человека, развития скелетно-мышечной системы. Для занятий требуется специализированные площадки и специальное оборудование, обязательно наличие партнеров (кроме упрощенного гольфа), что ограничивает доступность применения способа. Актививизация работы субдоминантного полушария здесь происходит лишь в упрощенном бадминтоне, при игре второй рукой. Но из-за ограничений в движениях по правилам - только гомолатеральные удары (левой рукой - только по мячу летящему слева, правой – только по мячу летящему справа, без пересечения средней линии тела) и непродолжительности этих действий в общем времени занятий, активизация эта крайне ограничена, развитие межполушарных связей и, взаимосвязанно, психофизиологическое развитие не происходит, хотя это и не ставится целью данного способа.
Одним из способов корректировки физиологического состояния человека является прослушивание им музыкальных произведений.
В 1893 г ученик И.М. Сеченова И.Р. Тарханов провел исследования и опубликовал статью: «О влиянии музыки на человеческий организм», а в 1913 году В.М. Бехтеревым был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, который выявил положительное влияние «гармоничной благозвучной музыки» на сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную и центральную нервную систему человека.
За последние десятилетия множество экспериментов и научных трудов доказали, что музыка стимулирует физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной сфере: помогает улучшить циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений, а так же усиливает эмоциональную активность человека в результате чего повышаются и когнитивные способности. Именно эти выводы легли в основу научного обоснования использования одного из видов лечения – музыкотерапии в коррекционной работе с взрослыми пациентами и детьми.
Положительное влияния музыки на здоровье человека используется и во многих патентах, например: Способ оздоровления организма человека (патент RU 2454983, опубл. 10.07.2012), Пластико-ритмическая гимнастика (патент RU №2245701, опубл. 10.02.2005), Способ обучения двигательным умениям и навыкам в процессе адаптивного воспитания детей с бисенсорными и множественными нарушениями (заявка RU 2012119365 опубл. 20.11.2013) и др.
Задачей предлагаемого изобретения является создание высокоэффективного, физиологически обоснованного, общедоступного комплекса физических упражнений, не требующих специальных навыков, оборудования, больших или оборудованных площадок, для всестороннего (комплексного) оздоровительного воздействия на организм человека в любом возрасте, для гармоничного, симметричного развития всех мышц опорно-двигательного аппарата и, одновременно, взаимосвязанного психофизиологического развития человека, его когнитивных способностей.
Технический результат настоящего изобретения состоит в улучшении гармоничного физического и взаимозависимого психофизиологического развития человека.
Технический результат достигается за счет того, что в способе гармоничного физического и взаимозависимого психофизиологичекого развития человека, заключающемся в том, что занимающегося обследуют, измеряют оптимальные значения физиологических параметров, регистрируют их, дополнительно тестируют межполушарную асимметрию головного мозга и асимметрию физического развития, составляют рекомендации, включающие план занятий, уровень и распределение нагрузки, затем занимающийся осуществляет попеременно удары двумя ракетками, находящимися в каждой из рук, по мячу в плоскую вертикальную преграду, находясь от нее на расстоянии не менее двух метров, при этом занимающийся меняет направление движения рук, тыльной стороной кисти или ладонью в направлении удара не менее 15 минут, причем количество ударов каждой из рук и направлениями движения кистей одинаково, а при дисбалансе физического развития субдоминантной рукой больше.
При этом до начала занятий занимающийся проводит разминку, а после - заминку. Преградой может быть стена сооружения, выносной щит, мишень.
Кроме того, бьющая поверхность ракеток может быть любой формы площадью до 900 см2 упругой сетчатой или жесткой сетчатой, или упругой сплошной, или жесткой сплошной. Мяч может быть размером до 10 см из упругого материала.
Технический результат выражается в улучшении кровоснабжения и развитии всех основных групп мышц всего тела человека, коррекции мышечно-суставного дисбаланса опорно-двигательного аппарата и в улучшении кровоснабжения обоих полушарий головного мозга, развитии межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, психофизиологическом развитии и расширении функциональных возможностей организма за счет активной работы доминантной и субдоминантной руками с пересечением средней линии тела, с постоянным участием работы мелкой моторики и глазодвигательной функции.
Способ позволяет:
- улучшить кровоснабжения групп мышц плечевого пояса, плеча, предплечья, кистей рук, туловища, что приводит к их развитию, особенно со стороны субдоминантной руки (левой у правшей и наоборот) и, в конечном результате, коррекции мышечно-суставного дисбаланса опорно-двигательного аппарата, (за счет более активной работы субдоминантной рукой);
- усилить кровоснабжения всех моторных и прилегающих к ним отделов головного мозга в обоих полушариях, улучшить кровоснабжение головного мозга в целом, что приводит к активизации работы обоих полушарий и развитию высших психических функций за которые они отвечают.
- развить межполушарные взаимодействия и межполушарные связи, психофизиологическое развитие и расширить функциональные возможности организма человека, его когнитивные способности.
Все параметры способа от порядка и условий осуществления способа до временных интервалов установлены экспериментально.
Способ гармоничного физического и взаимозависимого психофизиологического развития человека осуществляют следующим образом.
Пример 1.
Начинают способ с проведения первичного обследования физического состояния: наличие дисбаланса мышечного развития и нарушения осанки методом соматоскопии (антропоскопии) - визуального осмотра и оценки, тестирование на выявление нарушения осанки (например, https://studfiles.net/preview/3832707/page:5), измерение артериального давления (АД), пульса (частоты сердечных сокращений – ЧСС). Определяют моторную асимметрию, например с помощью теста М. Аннет (опросник) оценивают функциональную мануальную асимметрию (http://psy-clinic.info/index.php?id=110:oprosnik-m-annett-opredelenie-vedushchej-ruki), теппинг-тестом Е.П. Ильина (https://vsetesti.ru/369/), определяют свойства нервной системы, скорость сенсомоторных реакций и коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, трек-тест определяет время выполнения задачи на зрительно-моторное сопряжение отдельно правой и левой рукой (https://studbooks.net/691206/psihologiya/motornaya_asimmetriya), а так же методами динамометрии с помощью кистевых и становых динамометров.
Возможно проведение теста Г.Айзенка без ознакомления с ответами (http://test.msk.ru/psy2_test/iq_test_ayzenka) или теста Векслера (http://wechsler.ru/) для оценки IQ (коэффициента интеллекта), результаты которого впоследствии, после продолжительных занятий предлагаемым способом, можно повторить и в сравнении оценить уровень изменений в организме по этому параметру (можно проводить самостоятельно). Для занимающихся детей в возрасте до 16,5 лет можно использовать тесты Векслера WISC (6,5-16,5 лет) или WPPSI (4-6,5 лет) (http://psihologn.org/index.php/psihologamm/373-test-vekslera-normativnye).
По результатам обследования составляются рекомендации, включающие план занятий, уровень нагрузки, распределение нагрузки.
Далее проводится разминка - комплекс упражнений для подготовки тела к физической нагрузке, который поможет избежать травм и провести занятие максимально эффективно.
Например: Структура разминки перед тренировкой на 7-10 мин:
• Легкий кардио-разогрев: 1-2 мин
• Суставная гимнастика: 1-2 мин
• Динамическая растяжка мышц: 2-3 мин
• Кардио-разогрев: 2-3 мин
• Восстановление дыхание: 0,5-1 мин.
Кардио-разогрев увеличит температуру тела, усилит кровообращение, подготовит мышцы к дальнейшей растяжке. Суставная гимнастика активизирует работу суставов, сухожилий и связок, улучшит их подвижность и поможет проработать околосуставные мышцы. Динамическая растяжка сделает мышцы более эластичными, что поможет им работать более эффективно в течение всей тренировки. Интенсивные кардио-упражнения позволят еще больше разогреться, учащается ЧСС, за счёт чего кровь начинает быстрее циркулировать и снабжать мышцы кислородом и питательными веществами, ускоряются метаболические процессы.
Занятия могут проводиться как в помещении, так и на улице при наличии любой ровной площадки (асфальтовой, земляной и др.), а так же у любой плоской вертикальной преграды – стены сооружения, выносного щита, забора и т.п. Для занятий необходимо три предмета: 2 ракетки и мяч.
Сами занятия включают осуществление попеременных ударов двумя ракетками, находящимися в правой и левой руке по мячу в плоскую вертикальную преграду на расстоянии от 2 м. Меньшее расстояние не целесообразно, так как технически трудно выполнять удары согласно разработанным рекомендациям.
После отскока мяча от преграды удар по мячу можно производить сразу, или после 1-3 отскоков его от пола, регулирую этим интенсивность занятий.
При ударах должны обязательно меняться направления движения кистей рук в сторону мяча: ладонью вперед (передний удар) или тыльной стороной кисти (задний удар). Это необходимо из-за того, что при таких ударах работают и развиваются разные группы мышц кистей, рук, плечевого пояса и туловища, происходят разные изгибы, наклоны и скручивание позвоночника, что значительно увеличивается разнообразие движений корпуса тела и необходимость больших передвижений по площадке, а это в свою очередь многообразит и работу ногами. Удары тыльной стороной кисти вперед (задний удар) в большинстве контрлатеральные, при ударе одновременно вперед движется рука и делает шаг диагональная к ней нога, движения рук пересекают среднюю линию тела, что активизирует межполушарное взаимодействие, развитие межполушарных связей, особенно при работе субдоминантной рукой.
Кроме того, при каждом ударе активизируется работа разных отделов мозга – анализ и обработка не только зрительной информации о траектории полета мяча, но и принятие решений: инстинктивно - какой рукой удобнее бить - и - каким ударом нужно бить, исходя из выполнения плана занятий, мгновенно перестраивая логику движений.
В идеальных случаях, при гармоничном физическом развитии, не требующем коррекции, количество ударов правой и левой рукой, передних и задних ударов обеими руками должно быть одинаково. При корректирующих программах количество передних и задних ударов каждой из рук – одинаково, а общее количество ударов субдоминантной руки – больше, в зависимости от уровня дисбаланса, что учитывается в плане занятий.
Занятия проводятся не менее 15 минут, при средней нагрузке за это время занимающийся делает (наносит) в сумме около 400-450 ударов, при увеличении времени – пропорционально больше. Эффективность занятий (процент собственно игрового времени по отношению к общему времени занятий) достигает до 98% - значительно выше даже чем при игре в сквош, т.к. в игре участвует не 2 человека, а 2 руки одного человека, и задача при ударе – не ошибка соперника с потерей мяча и последующей вынужденной остановкой игры на его подбор, а выполнение занятий с минимумом ошибок.
Для увеличения разнообразия движений, количества задействованных мышц, можно периодически менять тактику ударов. Например, встать боком к преграде (стене) и в течение 3-5 мин производить удары, придерживаясь плана занятий, потом повторить то же количество ударов, повернувшись другим боком. То же самое можно проводить в движении, идя или лицом, или спиной вперед (назад) вдоль стены, повернувшись к ней правым, потом левым боком.
Нагрузка во время занятий выбирается и распределяется в зависимости от физического состояния человека и уровня его технической подготовки. Она может варьироваться выбором ракеток (их весом), расстоянием до преграды (чем ближе – тем интенсивнее, чем дальше - тем менее интенсивно, но требуется большее физическое усилие при ударе), количеством отскоков мяча от пола (чем меньше – тем интенсивнее). Нагрузка может корректироваться самим занимающимся в процессе занятий в зависимости от самочувствия.
Преграда может быть стеной сооружения, выносным щитом, и т.п., или мишенью – для создания игрового момента, увеличения положительных эмоциональных реакций, повышающих мотивацию занятий, их эффективность.
Бьющая поверхность ракеток может быть любой формы площадью до 900 см2 упругой сетчатой или жесткой сетчатой или упругой сплошной или жесткой сплошной. Мяч размером до 10 см из упругого материала.
При осуществлении предлагаемого способа, для создания дополнительных позитивных эмоций и повышения эффективности занятий, они могут проходить под музыкальное сопровождение. Характер музыки, ее темп подбирается индивидуально, учитывая интенсивность занятий и музыкальные предпочтения занимающегося.
На протяжении занятий производиться контроль за состоянием занимающегося как самостоятельно, так и специалистом - врачом, тренером.
После проведения занятий проводится заминка – специальный комплекс упражнений для плавного перехода организма из состояния напряженной активности в обычное состояние покоя. Заминка после интенсивных нагрузок восстанавливает дыхание, кровообращение и расслабляет мышцы, снижает эффект посттравматической боли в мышцах после тренировки, помогает им восстановится.
Например, в течение 5-10 минут делаются упражнения, приводящие в норму деятельность сердца, давление – легкий бег, переходящий в ходьбу, прыжки на скакалке в медленном темпе; далее 5-10 минут – упражнения на растяжку, улучшающие гибкость и эластичность мышц и сухожилий.
На протяжении занятий и в конце занятий производиться контроль за состоянием занимающегося как самостоятельно, так и специалистом - врачом, тренером.
Так как занятия представляют собой интенсивные аэробные упражнения, для снижения нагрузки на сердце, нормального поступления кислорода ко всем клеткам организма, в том числе к клеткам мозга, до занятий, во время и после них необходимо пить негазированную воду по любой методике, рекомендованной при занятиях активными видами спорта. Например: за полчаса до физических нагрузок выпить воду из расчета полстакана на 50 кг веса занимающегося, во время них рекомендуется делать по одному глотку каждые 10-15 минут, после окончания необходимо выпить один стакан воды (250 мл) маленькими глотками. Если после тренировки пить молоко и соки, это значительно ускоряется процесс набора мышц и скорее восстанавливает их после нагрузки.
В процессе реализации способа выполняются интенсивные аэробные упражнения - сложнокоординированные вариативные движения обеими руками с утяжелителями (ракетками), энергичные передвижениями по площадке с наклонами, приседаниями, скручиванием туловища, задействуется в работе и развивается вся опорно-двигательная система человека, устраняется дисбаланс развития скелетно-мышечной системы правой и левой половин тела и деформации позвоночника за счет развития симметричного мышечного корсета.
При осуществлении способа обеими руками выполняются в большом количестве гетеролатеральные (контрлатеральные) движения с участием мелкой и крупной моторики и с пересечением средней линии тела, в сочетании с активным участием глазодвигательной функции (отслеживание мяча). Такие же движения (по принципу воздействия) являются неотъемлемой частью во всех разработках и методиках по коррекции и развитию умственных способностей с помощью двигательных упражнений, так как позволяют укрепить межполушарные связи (происходит развитие мозолистого тела), активизировать межполушарное взаимодействие, что по некоторым научным теориям является основой интеллекта. Активизируется межполушарная специализация, в том числе субдоминантного полушария головного мозга, улучшаются когнитивные способности, расширяются функциональные возможности организма.
Способ позволяет комплексно достичь гармоничного развития физических и психофизиологических способностей человека посредством индивидуальных специально подобранных физических упражнений, воздействующих на все группы мышц опорно-двигательного аппарата и отделы головного мозга.
Пример 2.
В процессе разработки, по предлагаемому способу было предложено проводить оздоровительные занятия работникам АО ФГУП «ВИСТИ», давно не занимавшихся спортом, в возрасте от 43 до 56 лет 3 раза в неделю. Занятия проводились в качестве «производственной гимнастики». Очевидные изменения в физической форме стали заметны уже через месяц: значительно увеличились силовые показатели, выносливость, подвижность и гибкость позвоночника. Люди, которым на первых занятиях хватало сил интенсивно играть не более 10 мин, через месяц занимались 25 мин, после двух месяцев – ч. Через 6 месяцев один из занимавшихся, начавший с максимума в 15 мин, непрерывно свободно играл 2 ч, не ощущая при этом заметной усталости. По субъективным отзывам нескольких активно занимавшихся человек они стали ощущать себя «в плотном мышечном корсете», а наглядные улучшения физической формы и самочувствия, подтвержденные медобследованиями по месту жительства, у всех были сильными мотивирующими факторами для дальнейших самостоятельных занятий.
Пример 3.
Предлагаемый способ был включен как один из основных элементов подготовки в секции по теннису для половины из группы детей в возрасте от 8 до 15 лет из специальной (коррекционной) школы 8-го вида и детского дома - интерната для детей с отклонениями в развитии в СВАО г. Москвы. Из-за ограниченных возможностей занимавшихся, ставилась задача просто научить детей играть субдоминантной рукой, не акцентируясь, на дисбалансе физического развития. Из-за того, что сначала ни у кого из них вообще не получалось бить второй рукой, несколько детей отказалось дальше этим заниматься, а 6 человек продолжили занятия. Несмотря на то, что на занятиях главной задачей было обучение большому теннису, через несколько месяцев у детей продолживших занятия и научившихся играть второй рукой, по сравнению с занимавшимися по стандартной программе, значительно улучшилась подвижность и координация движений в целом, по замечанию тренера заметно улучшилась игра в теннис ведущей (доминантной) рукой. По отзывам учителей в школах эти дети стали внимательнее и аккуратнее на уроках, улучшилась координация, подчерк, они стали более работоспособны, коммуникабельны. В дальнейшем, по окончании школы они легче социально адаптировались. Один из них – Андрей Д., впоследствии вошел в сборную России по теннису среди людей с нарушениями интеллекта, был неоднократным призером.
Таким образом, при осуществлении способа, за счет активных сложнокоординированных многовариантных движений обеими руками и передвижений по площадке, сопряженных с активной работой глазодвигательной системы, мелкой моторики рук и перекрестно-латеральных движений, происходит улучшение кровоснабжения и развитие всех основных групп мышц и органов всего тела человека, коррекция мышечно-суставного дисбаланса опорно-двигательного аппарата, улучшение кровоснабжения и активизация двигательных, сенсорных и ассоциативных зон, зрительных центров в обоих полушариях головного мозга, активизация межполушарного взаимодействия и развитие межполушарных связей (комиссур головного мозга), благодаря чему улучшаются когнитивные возможности человека, увеличивается скорость обработки информации нервной системой. Происходит гармоничное физическое и психофизиологическое развитие человека.
Изобретение относится к области медицины, в частности к лечебной физкультуре и может быть использовано для улучшения и коррекции физического состояния, оздоровления, а также расширения функциональных возможностей организма, развития когнитивных способностей как практически здоровых людей, так и лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья. При реализации данного способа гармоничного физического и психофизиологичекого развития человека занимающегося обследуют, измеряют оптимальные значения физиологических параметров, регистрируют их, дополнительно тестируют межполушарную асимметрию головного мозга и асимметрию физического развития, составляют рекомендации, включающие план занятий, уровень и распределение нагрузки, затем занимающийся осуществляет попеременно удары двумя ракетками, находящимися в каждой из рук, по мячу в плоскую вертикальную преграду, находясь от нее на расстоянии не менее двух метров, при этом занимающийся меняет направление движения рук, тыльной стороной кисти или ладонью в направлении удара не менее 15 мин, причем количество ударов каждой из рук и направлениями движения кистей одинаково, а при дисбалансе физического развития субдоминантной рукой больше. При этом до начала занятий занимающийся проводит разминку, а после - заминку. Преградой может быть стена сооружения, выносной щит, мишень. Кроме того, бьющая поверхность ракеток может быть любой формы площадью до 900 см2 упругой сетчатой или жесткой сетчатой, или упругой сплошной, или жесткой сплошной. Мяч может быть размером до 10 см из упругого материала. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Способ обеспечивает более быстрый и комфортный процесс гармоничного физического и взаимозависимого психофизиологического развития человека. 5 з.п. ф-лы, 3 пр.
1. Способ гармоничного физического и психофизиологичекого развития человека, заключающийся в том, что предварительно определяют физиологические параметры: дисбаланс мышечного развития, нарушение осанки, артериальное давление, пульс, скорость сенсомоторных реакций, зрительно-моторное сопряжение левой и правой рук, межполушарную асимметрию головного мозга и асимметрию физического развития, далее на основе выявленных параметров составляют рекомендации, включающие план занятий, уровень и распределение нагрузки, затем занимающийся осуществляет занятия, включающие попеременные удары двумя ракетками, находящимися в каждой из рук, по мячу в плоскую вертикальную преграду, находясь от нее на расстоянии не менее двух метров, при этом занимающийся меняет направление движения рук, тыльной стороной кисти или ладонью в направлении удара не менее 15 мин, причем количество ударов каждой из рук и направление движения кистей одинаково, а при дисбалансе физического развития субдоминантной рукой больше.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что до начала занятий занимающийся проводит разминку, а после - заминку.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что преградой будет стена сооружения, выносной щит, мишень.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что бьющая поверхность ракеток площадью до 900 см2 сетчатая или сплошная.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что мяч размером до 10 см из упругого материала.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия проводятся под музыкальное сопровождение.
RU 2012119365 A 20.11.2013 | |||
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2013 |
|
RU2544643C1 |
Способ коррекции и профилактики нарушений зрения упражнениями с элементами бадминтона | 2017 |
|
RU2650589C1 |
Способ коррекции и профилактики нарушений зрения упражнениями с элементами бадминтона | 2017 |
|
RU2650589C1 |
БЕРДИЧЕВСКАЯ Е.М | |||
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ И СПОРТ | |||
ХРЕСТОМАТИЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ | |||
КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ | |||
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАМН.-М: НАУЧНЫЙ МИР | |||
С | |||
СПОСОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОВОДОВ | 1921 |
|
SU636A1 |
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
АНТРОПОВА Л.К | |||
И ДР | |||
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ |
Авторы
Даты
2020-12-07—Публикация
2018-10-26—Подача