Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки всевозможных грузов, в частности к кузовам с трансформацией объема, и может быть использовано на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, а также в других отраслях народного хозяйства, где требуется перевозка грузов различных габаритов.
Борта кузовов грузовых автомобилей, выпускаемых промышленностью, по высоте жестко фиксированы, и по этой причине в каждом автохозяйстве для увеличения объема кузова вынуждены прибегать к кустарному (или полукустарному) наращиванию высоты бортов с применением подручных материалов и без технического обоснования принимаемой высоты. По миновании надобности наращенная часть бортов удаляется, а использованные материалы (лес, гвозди, проволока и т. п.), как правило, безвозвратно теряются, как и трудозатраты на переоборудование кузовов, и, таким образом, увеличиваются убытки автохозяйств. Многократные такие наращивания высоты бортов с последующим возвратом к первоначальной высоте приводят к порче кузовов и ускоренному выходу их из строя.
Известен кузов транспортных средств, предназначенный для перевозки грузов различных размеров, который состоит из основания, вертикально расположенных стоек и откидных бортов, соединенных с основанием посредством шарниров (авт.свид. СССР N 189319, 1965). Задача трансформации объема в данном изобретении решается путем выполнения бортов из двух частей, одна из которых закреплена на основании неподвижно по высоте, а вторая закреплена на дополнительной направляющей, связанной со стойкой с возможностью вертикального перемещения. Указанная конструкция не обеспечивает надежную трансформацию объема, не исключая возможность перекосов и заклинивания.
Известен также кузов транспортного средства, содержащий основание с закрепленными на нем стойками и откидные борта, соединенные с основанием посредством шарниров, в котором трансформация объема обеспечивается путем перестановки боковых бортов (Авт.свид. СССР N 1202919, 1983). В этом изобретении перестановка бортов осуществляется за счет установки в стойках основания съемных траверс, на которых крепятся оси шарниров крепления боковых бортов, соответствующие расположению шарниров основания кузова и идентичные им. Это решение достаточно усложняет конструкцию, а также требует высокой точности при сборке. Кроме того, необходимость съема бортов и их перестановки значительно усложняет саму трансформацию.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является кузов транспортного средства, позволяющий обеспечить трансформацию объема (Авт.свид.СССР N 160661, 1961).
Этот кузов содержит угловые и промежуточные телескопические стойки, сопряженные с возможностью вертикального перемещения с формирующими борта горизонтальными рейками, последовательно соединенными между собой зафиксированными в них подвесками и введенными своими концами в обращенные к ним открытые пазы угловых телескопических стоек, выполненных в виде П-образного профиля и состыкованных между собой попарно по боковой стенке одного профиля и поперечной другого.
Данная конструкция не требует наличия нескольких отличающихся по высоте бортов. Телескопические стойки и раздвижные горизонтальные рейки позволяют получать различную высоту борта в зависимости от величины груза,а простота конструкции значительно упрощает сборку.
Однако и эта конструкция обладает недостатками. Крепление горизонтальных реек в открытых пазах телескопических стоек может привести к биению их в этих пазах и смещению их, что в свою очередь может вызвать заклинивание реек и снижение надежности всей конструкции. Кроме того, конструкция позволяет увеличить объем кузова только за счет изменения высоты бортов.
Целью изобретения является создание конструкции кузова транспортного средства, в котором трансформация объема в двух измерениях достигается простыми и надежными средствами, обеспечивающими после сборки достаточную надежность конструкции при транспортировке грузов.
Это достигается путем создания трансформируемого кузова, содержащего угловые и промежуточные телескопические стойки, сопряженные с возможностью вертикального перемещения с формирующими борта горизонтальными рейками, последовательно соединенными между собой зафиксированными в них подвесками и введенными своими концами в обращенные к ним открытые пазы угловых телескопических стоек, выполненных в виде П-образного профиля и состыкованных между собой попарно по боковой стенке одного профиля и поперечной другого, в котором промежуточные телескопические стойки размещены на переднем и боковых бортах и выполнены в виде коробов, у которых в стенке, сопряженной с горизонтальными рейками, выполнен продольный паз, через который введенные в короб с возможностью вертикального перемещения ограничители горизонтального продольно-поперечного смещения горизонтальных реек связаны с последними, на заднем борту по высоте кузова при сомкнутых рейках закреплена П-образная балка с продольной прорезью в поперечной стенке,примыкающей к горизонтальным рейкам, снабженная узлом крепления,один из элементов которого установлен на каждой горизонтальной рейке и введен в указанную прорезь с возможностью его вертикального перемещения и фиксации горизонтальной рейки относительно балки, а подвески горизонтальных реек размещены в выполненных в них внутренних пазах, образующих замкнутую полость при сомкнутых рейках.
Цель изобретения достигается тем, что концы горизонтальных реек, введенные в пазы угловых телескопических стоек, снабжены металлическими накладками.
Цель достигается также тем, что подвески, соединяющие верхнюю пару горизонтальных реек, снабжены запорными устройствами.
Кроме того, нижняя горизонтальная рейка боковых и заднего бортов закреплена с возможностью откидывания борта.
Кроме того, кузов снабжен по меньшей мере одной стяжкой боковых бортов. При этом стяжка может быть выполнена цепной с натяжной муфтой.
Кроме того, задний борт снабжен подвесными устройствами с замками для фиксации его горизонтального положения. Кроме того, кузов снабжен внутренними съемными бортовыми и верхней шторами, закрепленными на верхних горизонтальных рейках и образующими замкнутый объем, а стяжки закреплены над верхней шторой.
Кроме того, горизонтальные рейки в местах фиксации в их пазах подвесок снабжены металлическими пластинами, закрывающими на боковой поверхности реек их концы и образуемую пазами при сомкнутых рейках полость.
Кроме того, по меньшей мере боковые борта выполнены по меньшей мере из двух секций, состыкованных между собой дополнительными телескопическими стойками П-образного профиля, развернутыми на 180 градусов своими открытыми пазами, в которые введены концы горизонтальных реек этих секций.
Технический результат от использования изобретения заключается в следующем.
Выполнение промежуточных телескопических стоек в виде коробов, внутри которых перемещается соединенный с горизонтальной рейкой ограничитель продольно-поперечного горизонтального смещения, существенно снизит биение рейки в открытых пазах угловых телескопических стоек и позволит исключить деформацию объема кузова из-за отклонения реек, что повысит срок их службы и уменьшит шум от биения реек при движении транспортного средства.
Наличие металлических накладок и пластин на концах горизонтальных реек позволит избежать ускоренного их износа и дополнительно защитить от внешних нежелательных воздействий места фиксации подвесок горизонтальных реек.
Выполнение заднего борта с возможностью фиксации его горизонтального положения и снабжение его достаточно прочной несущей П-образной балкой позволит при необходимости увеличить продольный размер кузова, а также использовать задний борт в этом положении как несущую площадку, соединяющую кузов с грузовыми платформами, и существенно облегчить погрузочно-разгрузочные работы.
Наличие штор, образующих замкнутый объем, позволит перевозить различные требующие укрытия грузы, например насыпную сельскохозяйственную продукцию, а также сено, силосную массу и пр.
При транспортировке грузов, требующих бережного отношения, например таких как живая птица, стеклотара и т.п. наличие стяжек боковых бортов обеспечит надежное закрепление последних, а также возможность контактного укрытия груза. Такое укрытие значительно снижает динамические нагрузки на ходовую часть транспортного средства и повышает сохранность груза при перевозке.
Возможность выполнения бортов кузова из секций позволит варьировать его линейные размеры, используя унифицированные телескопические стойки П-образного профиля, либо при неизменных размерах кузова использовать горизонтальные рейки нестандартной длины.
Изобретение поясняется фиг. 1 12.
На фиг. 1,2 изображен вид кузова со стороны бокового борта при сомкнутых и разомкнутых горизонтальных рейках соответственно; на фиг. 3 вид кузова сверху; на фиг. 4 часть кузова с опущенным задним бортом; на фиг. 5 и 6 - вид кузова со стороны заднего борта и его фрагмент с П-образной балкой; на фиг. 7 поперечное сечение пары угловых телескопических стоек согласно разрезу А-А фиг.1; на фиг.8 поперечное сечение промежуточной телескопической стойки, сопряженной с горизонтальной рейкой согласно разрезу Б-Б фиг.1; на фиг. 9,10 разрез по В-В фиг.2 и вид по стрелке Г фиг.9, иллюстрирующие сопряжение горизонтальных реек с промежуточными телескопическими стойками; на фиг. 11 размещение подвесок горизонтальных реек при сомкнутом положении последних; на фиг. 12 сопряжение двух секций борта.
Согласно изобретению кузов содержит угловые 1 и промежуточные 2 телескопические стойки с замками 3 для их фиксации, сопряженные с возможностью вертикального перемещения с горизонтальными рейками 4, формирующими борта кузова (фиг. 1-3). Угловые 1 телескопические стойки выполнены в виде П-образного профиля и состыкованы между собой по углам кузова попарно по боковой 5 стенке одного профиля и поперечной 6 другого (фиг.7). Угловые 1 телескопические стойки выполняются из секций 7, высота и количество которых определяются требуемой высотой кузова.
Горизонтальные рейки 4 своими концами, снабженными металлическими накладками 8, введены в открытые пазы угловых 1 телескопических стоек.
Промежуточные 2 телескопические стойки состоят из секций 9, входящих одна в другую и выполненных в виде коробов (фиг. 8-10). В стенке 10 выполнена по высоте короба продольная прорезь 11. Ограничитель 12 горизонтального продольно-поперечного смещения выполнен в виде планки 13, введенной через прорезь 11 в короб, на которой закреплен внутри последнего фиксатор 14. Планка 13 ограничителя 12 соединена через опорную пластину 15 с горизонтальной рейкой 4.
На заднем борту по высоте кузова при сомкнутых горизонтальных рейках закреплена П-образная балка 16 с продольной прорезью 17 в поперечной стенке, примыкающей к горизонтальным рейкам 4 (фиг. 4-6). Элемент узла крепления 18 введен через отверстия в боковых стенках балки 16 и пропущен сквозь проушину 19, прикрепленную к горизонтальной рейке и проходящую через прорезь 17 с возможностью вертикального перемещения и обеспечивает фиксацию горизонтальной рейки относительно балки 16. Последняя закреплена на нижней горизонтальной рейке, снабженной шарнирами 20. С помощью указанных шарниров задний борт может откидываться, а посредством подвесных устройств 21 фиксироваться в горизонтальном положении. Боковые борта установлены на аналогичных шарнирах 20.
Соединение горизонтальных реек 4 осуществляется подвесками 22, каждая из которых закреплена посредством крепежных элементов 23 в соответствующей горизонтальной рейке. Через подвеску пропущен палец 24, относительно которого подвеска может вертикально перемещаться совместно с рейкой (фиг.11). Пазы 25 выполнены внутри горизонтальных реек и при сомкнутых рейках образуют единую замкнутую полость 26.
Пазы 25 в случае выполнения их открытыми к боковой поверхности горизонтальной рейки 4 снаружи закрыты металлическими пластинами 27, которые при сомкнутых горизонтальных рейках образуют экран 28 (показан пунктиром на фиг. 11), защищающий подвески 20 и элементы их крепления.
На уровне верхних горизонтальных реек закреплены стяжки 29 боковых бортов с натяжной муфтой 30 (фиг.3).
Ниже указанных стяжек закрепляются на верхних горизонтальных рейках съемные шторы 31, образующие замкнутый объем кузова (показаны пунктиром на фиг.3).
Подвески, соединяющие верхнюю пару горизонтальных реек 4, снабжены запорными устройствами 32 (фиг. 1,2).
В варианте выполнения борта из двух секций 33 и 34 последние стыкуются дополнительными телескопическими стойками 35 П-образного профиля, развернутыми на 180 градусов своими открытыми пазами, в которые введены концы горизонтальных реек секций 33,34 (фиг.12).
Трансформация кузова осуществляется следующим образом.
Сначала формируют каркас борта (переднего или бокового), поднимая на заданную высоту верхнюю горизонтальную рейку 4 и связанные с ней секции 7 и 9 угловых 1 и промежуточной 2 телескопических стоек. Фиксируют это положение замками 3. Затем вытягивают за следующую за верхней горизонтальную рейку остальные рейки, связанные между собой подвесками 22, и прикрепляют к верхней рейке с помощью запорных устройств 32.
При подъеме горизонтальные рейки своими концами перемещаются вдоль открытых пазов угловых телескопических стоек, а их поверхность, примыкающая к промежуточной телескопической стойке, скользит вдоль нее. При этом каждая рейка тянет за собой вдоль прорези 11 связанный с ней ограничитель 12 горизонтального продольно-поперечного смещения, находящийся внутри короба стойки. После вытягивания висящие на подвесках горизонтальные рейки образуют решетчатый борт, а связанные с рейками ограничители 12 располагаются внутри коробов промежуточной 2 телескопической стойки по высоте с шагом, равным расстоянию между горизонтальными рейками, увеличивая жесткость борта и исключая биение горизонтальных реек при движении транспортного средства.
Задний борт выдвигается аналогичным образом за исключением того, что П-образная балка 16 остается неподвижной, а вдоль ее прорези скользят проушины 19, закрепленные на горизонтальных рейках. После подъема горизонтальных реек на необходимую высоту одна из них устанавливается на верхнем уровне балки 16 и прикрепляется к ней с помощью узла крепления 18.
После этого борта скрепляются друг с другом и стягиваются стяжками 29 с помощью натяжной муфты 30. При необходимости кузов закрывается шторами 31.
Если требуется увеличить продольный размер кузова, боковые бота выполняют из секции 33 и 34. Для этого устанавливают две дополнительные телескопические стойки 35 П-образного профиля, состыковывают их поперечными стенками так, что их открытые пазы развернуты на 180 градусов и обращены к переднему и заднему бортам. В эти пазы вводят концы горизонтальных реек, другие концы которых введены в открытые пазы угловых 1 телескопических стоек, расположенных у переднего и заднего ботов. Затем монтируют задний борт, как описано выше.
Перед загрузкой или разгрузкой задний борт устанавливают в исходное положение. Для этого разъединяют верхнюю горизонтальную рейку с остальными и опускают последние, а затем опускают секции телескопических стоек с верхней горизонтальной рейкой и фиксируют их замками 3. Откидывают задний борт с сомкнутыми горизонтальными рейками и фиксируют его горизонтальное положение с помощью подвестных устройств 21. Таким образом, задний борт можно использовать в качестве промежуточной грунтовой платформы. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6 ЫЫЫ8 ЫЫЫ10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРУЗОВОЙ КУЗОВ-ФУРГОН | 2007 |
|
RU2412070C2 |
Грузовой прицеп | 1990 |
|
SU1754560A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ | 1998 |
|
RU2140367C1 |
СКОРОСТНОЙ ГРУЗОВОЙ ВАГОН В.В. БОДРОВА (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2600399C2 |
СТОЛ | 2007 |
|
RU2344738C1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ САМОСВАЛЬНОГО ТИПА | 2003 |
|
RU2245804C2 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА С ЧАШКОЙ ПОД ПАРАШЮТ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2583102C2 |
Полувагон железнодорожный | 2017 |
|
RU2656795C1 |
Кузов грузового транспортного средства | 1990 |
|
SU1752633A1 |
Использование: в транспортных средствах для перевозки всевозможных грузов, в частности, в кузовах с трансформацией объема, применяемых в сельском хозяйстве, строительстве, деревообрабатывающей промышленности и т.д. Сущность изобретения: кузов содержит угловые и промежуточные телескопические стойки, сопряженные с возможностью вертикального перемещения с формирующими борта горизонтальными рейками, последовательно соединенными между собой зафиксированными в них подвесками и введенными своими концами в обращенные к ним открытые пазы угловых телескопических стоек. Последние выполнены в виде П-образного профиля и состыкованы между собой попарно по боковой стенке одного профиля и поперечной - другого. Промежуточные телескопические стойки размещены на боковых и переднем бортах и выполнены в виде коробов, у которых в стенке, обращенной к горизонтальной рейке, выполнен паз, через который в короб введены с возможностью вертикального перемещения ограничители горизонтального продольно-поперечного смещения,связанные с горизонтальными рейками. 9 з.п.ф-лы, 12 ил.
0 |
|
SU160661A1 | |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1996-09-27—Публикация
1996-04-08—Подача