СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1996 года по МПК G09F3/00 

Описание патента на изобретение RU2067780C1

Изобретение относится к области криминалистики и может быть использовано для опознания легкового автомобиля при изменении первоначальной маркировки, нанесенной на заводе-изготовителе.

Известно, что в настоящее время наблюдается рост краж и угонов легковых автомобилей, а также случаев уничтожения транспортных средств (ТС) для сокрытия путем пожаров или дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенных с их использованием преступлений. Это требует целенаправленной работы по предупреждению подобных преступлений, а также розыску угнанных, похищенных и уничтоженных автомобилей, установление их принадлежности (владельца). В связи с этим важное практическое значение имеют вопросы, связанные с идентификацией (распознаванием) автомобиля или его частей.

В заводских условиях идентификационной номер на кузов легкового автомобиля наносится на переднюю неотъемлемую часть кузова с правой стороны в месте, доступном для прочтения [1] Маркировка двигателя наносится на поверхность блока цилиндров ударным способом или накаткой. При умышленном изменении номеров на кузове и двигателе спиливанием, зачеканиванием, нанесением вторичной маркировки установить принадлежность автомобиля конкретному владельцу из-за отсутствия иных маркировок (кроме номеров на кузове и двигателе) часто оказывается практически невозможно. Маркирование предприятиями-изготовителями комплектующих деталей, узлов и агрегатов по отношению к данному автомобилю-изделию в целом носит обезличенный характер и не позволяет отождествить с ним (автомобилем) ту или иную деталь (сборочную единицу).

Известен способ (2) идентификации транспортного средства, заключающийся в том, что маркируют кузов этого средства последовательностью знаков с последующей регистрацией. Изготавливают таблички [2] на которых можно печатать на ЭВМ данные о конкретном автомобиле: номер автомобиля, дата изготовления, масса, тип, данные по ускорению, тормозному пути и запасу нагрузки на шины. Табличка состоит из полиэфирного материала с матовой поверхностью и отделяющего покрытия. Полиэфирная пленка толщиной 0,05 мм поставляется со специальным устойчивым к истиранию покрытием толщиной 0,012 мм, воспринимающим краску с ленты ЭВМ, которая проникает внутрь верхнего покрытия и не стирается резинкой. Если похититель сможет стереть или изменить номер, вторая мера предосторожности сделает напрасными его усилия. На поверхности этикетки оттиснута мелкая решетчатая структура, изменение которой делает очевидной любую попытку удаления или изменения напечатанных данных. Опознавательную табличку размерами 64 х 102 мм накладывают на торец боковой двери водителя вместе с табличкой контроля вредных выбросов автомобиля. Тот же процесс изготовления табличек используется для табличек, расположенных под капотом автомобиля.

Однако способ, выбранный за прототип, имеет ряд существенных недостатков. Поскольку табличка содержит только заводской номер автомобиля, то при изменении номера угнанного автомобиля до табличного она может быть легко переклеена, что существенно затруднит его опознание. Кроме того, поскольку маркировка элементов кузова отсутствует, то автомобиль может быть легко разукомплектован на запасные части и они могут быть перепроданы.

Целью изобретения является повышение достоверности идентификации легковых автомобилей.

Поставленная цель достигается тем, что последовательность знаков идентификационного номера преобразовывают в код, которым дополнительно маркируют наиболее важные части кузова и всего автомобиля в заранее обусловленных местах, изготавливают контрольную пластину с изображением указанного кода, которую используют при идентификации.

Способ реализуют согласно следующему примеру.

Пример. Составляется кодовое обозначение дополнительной маркировки (персональный код владельца). В качестве исходного выбирается идентификационный номер кузова автомобиля, поскольку кузов является наиболее долговечной частью автомобиля и позволяет сохранить на длительное время признаки отождествления с автомобилем-изделием.

Отличительные особенности опознавательного номера (преобразованного в код идентификационного номера) по сравнению с идентификационным заключаются в следующем.

Число знаков опознавательного номера устанавливают равным 14. Первые три буквы идентификационного номера, которые не влияют на опознание агрегатов и узлов ТС, сокращают.

Шестой знак опознавательного номера представляет собой контрольный знак, который получают расчетным путем.

Расчет производится в следующем порядке.

В соответствии с табл. 1 всем буквам идентификационного номера присваиваем числовые значения и записываем его в цифровом выражении.

Числовые значения каждого знака идентификационного номера, записанного в виде цифр, умножаем на соответствующий коэффициент согласно табл. 2, полученные произведения складываем и получаем сумму.

Полученную сумму делим на число 11. Дробную часть частного умножаем на число 11 и получаем контрольный знак.

Исходный идентификационный номер кузова автомобиля ХТА210630К1263451. Опознавательный номер без контрольного шестого знака будет следующим: 210631_K1263451.

Расчет контрольного знака. В соответствии с табл. 1 записываем номер в цифровом выражении 73121063_ 21263451. Эти числовые значения умножаем на коэффициенты табл. 2, получаем сумму произведений:
(7x8) + (3x7) + (1x6) + (2x5) + (1x4) + (0x3) + (6x2) + (3x10) + (2x9) + (1x8) + (2x7) + (6x6) + (3x5) + (4x4) + (5x3) + (4x4) + (5x3) + (1x2) 263.

Полученную сумму делим на число 11.


Дробную часть частного умножаем на число 11 и получаем контрольный знак:
0,0909x11 0,9999 ≈ 1.

После расчета контрольного знака опознавательный номер дополнительной маркировки имеет вид: 210631K1263451.

Дополнительная маркировка на легковой автомобиль наносится в местах, указанных на схеме (фиг.1, 2). Места нанесения маркировки выбраны, исходя из условия доступности расположения дополнительной маркировки и возможности ее нанесения клеймением на панелях достаточной толщины 0,9-1,2 мм (лонжероны, усилители, проштамповки, чашки и другие неотъемлемые детали). При этом обеспечивается требование о сохранности прежнего товарного вида без ухудшения прочностных качеств деталей.

Опознавательный номер дополнительной маркировки 210631К1263451 наносится ударным маркированием при помощи пуансона и молотка. Для маркирования используют ручные буквенные и цифровые пуансоны со вставками из твердого сплава (марок ВК8 или ВК15). Державка готовится из стали марок У7А или У8А. Хвостовая часть державки закаливается до НРС40-НРС45. Твердосплавные пуансоны обеспечивают высокое качество наносимой маркировки и имеют высокую износостойкость. С помощью державки обеспечивается по возможности перпендикулярное положение пуансона относительно маркируемой поверхности. Для нанесения маркировки используются пуансоны с высотой знаков 5 мм. Глубина маркирования составляет 0,4-0,5 мм. При большей глубине маркирования излишний металл, выходящий за пределы знака, образует слишком большое рельефное выпучивание, нарушая внешний вид маркировки. Оттиски шрифта маркировки на контрольную пластину наносятся аналогично опознавательному номеру (ручным ударным маркированием).

Использование ударного маркирования для нанесения дополнительной маркировки объясняется тем, что в этом случае в зоне расположения знаков на глубину 0,8-1,0 мм образуется нарушенный слой металла, который повторяет геометрическую форму знака. Это служит защитной мерой и если дополнительная маркировка будет удалена механическим способом (спилена, срезана и т.д.), то она может быть восстановлена химическим травлением.

Опознание, однозначно доказывающее, что представленный легковой автомобиль принадлежит конкретному владельцу, состоит в том, что он сообщает о дополнительном маркировании автомобиля и предъявляет контрольную пластину (фиг.3) с оттиском шрифта маркировки (для идентификации дополнительной маркировки) органу, процессуально уполномоченному определять принадлежность кому-либо транспортных средств (суд, прокуратура, следственный аппарат).

Предлагаемый способ маркирования легкового автомобиля обеспечивает следующие преимущества:
делает невозможным изменение маркировки путем замены части панели, детали, поскольку они наносятся на несущих элементах кузова (лонжерон, пороги, силовые поперечины) и других деталях;
позволяет в ходе осмотра выявлять дополнительную маркировку;
обеспечивает однозначное установление конкретного владельца легкового автомобиля;
создает принципиальную возможность для снижения числа угонов легкового автотранспорта с целью дальнейшей перепродажи или разборки на запасные части, поскольку наиболее дефицитные кузовные части (капот, багажник, двери) также имеют маркировку в определенных местах;
широкое информирование о внедряемой системе маркирования будет способствовать общему сокращению роста преступности.

Похожие патенты RU2067780C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Струков В.М.
  • Зернов С.И.
  • Чалкин П.П.
RU2104886C1
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Струков В.М.
  • Зернов С.И.
RU2094848C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ВОССТАНОВЛЕННОЙ ЗАВОДСКОЙ МАРКИРОВКИ 1994
  • Струков В.М.
  • Зернов С.И.
RU2082089C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ЧАСТЕЙ 1994
  • Осипов И.А.
  • Чаплыгина Л.Е.
RU2034726C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Калинин Владимир Анатольевич
  • Кислицин Василий Олегович
  • Шубарев Валерий Антонович
RU2427923C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ДЕТАЛЕЙ И/ИЛИ ЧАСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ 2006
  • Осипов Игорь Алексеевич
  • Чаплыгина Лариса Евгеньевна
RU2318687C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ТОКОВОЙ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ ПРИ АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ 1991
  • Зернов С.И.
  • Струков В.М.
RU2010255C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ДЕТАЛЕЙ И/ИЛИ ЧАСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ 2006
  • Осипов Игорь Алексеевич
  • Чаплыгина Лариса Евгеньевна
RU2318686C1
Способ защиты транспортных средств специального назначения от угона и от изменения на них идентификационных номеров 2016
  • Погудин Александр Валерьевич
RU2628848C1
Способ защиты транспортных средств повышенной проходимости от угона и от изменения на них идентификационных номеров 2016
  • Погудин Александр Валерьевич
RU2623641C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 067 780 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам идентификации транспортных средств и может быть использовано для идентификации легковых автомобилей. Цель изобретения повышение достоверности идентификации за счет преобразования идентификационного номера в код. При этом изготавливают контрольную пластину с изображением кода, которым маркируют все важные части легкового автомобиля. 3 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 067 780 C1

Способ идентификации транспортного средства, заключающийся в том, что маркируют кузов этого средства последовательностью знаков, регистрируют последнюю, а результаты идентификации оценивают сравнением последовательностей знаков, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности идентификации легковых автомобилей, последовательность знаков идентифицированного номера преобразовывают в код, которым дополнительно маркируют наиболее важные части кузова и всего автомобиля в заранее обусловленных местах, изготавливают контрольную пластину с изображением кода, которую используют при идентификации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2067780C1

Отраслевой стандарт
Маркировка транспортных средств и автопогрузчиков
Заводские таблички
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
Нож для надрезывания подошвы рантовой обуви 1917
  • Квасницкий Б.Л.
SU269A1
Автомобильная промышленность США
Изготовление опознавательных табличек
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 067 780 C1

Авторы

Струков В.М.

Чалкин П.П.

Даты

1996-10-10Публикация

1991-01-02Подача