Изобретение относится к области криминалистики и может быть использовано для опознания легкового автомобиля при изменении первоначальной маркировки, нанесенной на заводе-изготовителе.
Известно, что в настоящее время наблюдается рост числа краж и угонов легковых автомобилей, а также случаев уничтожения транспортных средств (ТС) для сокрытия совершенных с их использованием преступлений путем намеренных дорожно-транспортных происшествий или поджогов. Эти тенденции требуют усиления целенаправленной работы по предупреждению подобных преступлений, розыску угнанных, похищенных и уничтоженных автомобилей, установлению их принадлежности (владельца). В связи с этим важное практическое значение имеют вопросы, связанные с идентификацией (распознаванием) автомобиля или его частей.
Идентификация автомобиля по заводским номерам (первичной маркировке) на кузове и двигателе, указывающая на принадлежность автомобиля конкретному владельцу, затруднена тем, что при кражах и угонах первичная маркировка удаляется (спиливается, срезается, сошлифовывается), и на ее месте наносится вторичная маркировка [1].
В заводских условиях идентификационный номер на кузов легкового автомобиля наносится на переднюю неотъемлемую часть кузова с правой стороны в месте, доступном для прочтения [2]. Маркировка двигателя наносится на поверхность блока цилиндров ударным способом или накаткой. При умышленном изменении номеров на кузове и двигателе спиливанием, зачеканиванием первичной маркировки с последующим внесением в маркировку изменений установить принадлежность автомобиля конкретному владельцу по измененной (вторичной) маркировке часто оказывается практически невозможным из-за отсутствия иных маркировок (помимо номеров на кузове и двигателе). Маркирование предприятиями-изготовителями комплектующих деталей, узлов и агрегатов по отношению к данному автомобилю - как изделию в целом - носит обезличенный характер и не позволяет отождествить с этим автомобилем ту или иную деталь (сборочную единицу).
Известен способ выявления признаков подделки маркировочных данных путем осмотра маркировки идентификационных номеров кузова и двигателя [3]. В процессе осмотра устанавливается (в зависимости от года выпуска и модели автомобиля) места, где должна быть нанесена маркировка и где она нанесена фактически. Проверяется соответствие номеров записям в регистрационных документах и в заводской табличке.
Признаки изменения маркировки обнаруживаются визуально при внимательном рассмотрении или на слух (при простукивании маркированной детали кузова). При этом выявляются следующие основные особенности изменения маркировочных данных: иная, чем принято в заводской маркировке, высота шрифта, нечеткое начертание знаков, наличие лишних элементов и инородных включений в поверхностном слое металла, нарушение фактуры поверхности маркировочной площадки (отсутствие на обработанной площадке следов инструмента, наличие на поверхности площадки следов обработки, отличающихся от заводских).
Однако на практике возникают трудности в определении подлинности маркировок, в частности, вследствие несоблюдения предприятиями автомобильной промышленности требований отраслевого стандарта и его несовершенства. Изменения в маркировку иногда вносят и на заводах-изготовителях: ошибочно нанесенная цифра забивается (зачеканивается), и на том же месте наносится требуемая; ошибочная маркировка покрывается лекгоплавким металлом, после чего поверхность выравнивается, и на нее наносится правильная маркировка, с маркировочной площадки двигателя срезается слой металла для набивания на обновленную поверхность требуемой маркировки. Кроме того, в маркировку вносят изменения при ремонте автомобиля (замена отдельных элементов кузова, смежных с маркированными панелями, или блока двигателя на приобретенные в установленном порядке).
Получаемые при маркировании знаки имеют стандартные начертание и размеры шрифтов, что не позволяет при визуальном наблюдении отличить заводскую маркировку, нанесенную методом гравирования, накатки, от ударного дополнительного маркирования. Это создает принципиальную возможность фальсификации заводской маркировки с последующим ее закреплением дополнительным клеймением. Далее, поскольку маркировочные знаки имеют одинаковую по всему профилю глубину маркировки, составляющую 0,06 - 0,4 мм, то при ее механическом удалении на глубину (начиная с двойной глубины маркирования и более нарушенного маркированием слоя металла) восстановить маркировку невозможно. Кроме того, в случае, если маркировка удалена на глубину, позволяющую восстановить ее фрагменты химическим травлением, то возникают затруднения в идентификации знаков по выявленным фрагментам, поскольку установить принадлежность выявленного фрагмента определенному знаку невозможно, и поэтому указывается совокупность знаков, которым могут принадлежать выявленные фрагменты.
За прототип выбран способ изготовления опознавательных табличек [4], на которых можно печатать на ЭВМ данные о конкретном автомобиле: номер автомобиля, дата изготовления, масса, тип, данные по ускорению, тормозному пути и запасу нагрузки на шины. Табличка состоит из полиэфирного материала с матовой поверхностью и отделяющегося покрытия. Полиэфирная пленка толщиной 0,05 мм поставляется со специальным, устойчивым к истиранию покрытием толщиной 0,012 мм, воспринимающим краску с ленты ЭВМ, которая проникает внутрь верхнего слоя покрытия и не стирается резинкой. Если похититель сможет стереть или изменить номер, то вторая мера предосторожности сделает его усилия напрасными. На поверхности этикетки оттиснута мелкоячеистая решетчатая структура, изменение которой делает очевидной любую попытку удаления или изменения напечатанных данных. Опознавательную табличку размерами 64x102 мм накладывают на торец боковой двери водителя вместе с табличкой контроля вредных выбросов автомобиля. Тот же процесс изготовления табличек используется для табличек, расположенных под капотом автомобиля.
Однако, способ, выбранный за прототип, имеет ряд существенных недостатков, поскольку табличка содержит только заводской номер автомобиля, то при изменении номера угнанного автомобиля до табличного она может быть легко переклеена, что существенно затруднит его опознание. Кроме того, поскольку маркировка элементов кузова отсутствует, то автомобиль может быть легко разукомплектован на запасные части, которые могут быть перепроданы.
Целью изобретения является повышение достоверности идентификации легковых автомобилей.
Поставленная цель достигается тем, что каждый знак идентификационного кода дополнительно маркируют в точечных областях, расположенных в начале и конце линий, в вершинах углов и в местах плавного пересечения линий. Способ реализуют согласно следующему примеру.
Пример: Составляется кодовое обозначение дополнительной маркировки (персональный код владельца). В качестве исходного выбирается идентификационный номер кузова автомобиля, поскольку кузов является наиболее долговечной частью автомобиля и позволяет сохранить недлительное время признаки отождествления с автомобилем - изделием.
Отличительные особенности опознавательного номера (преобразованного в код идентификационного номера) по сравнению с идентификационным заключаются в том, что число знаков опознавательного номера устанавливают равным 14. Первые три буквы идентификационного номера, которые не влияют на опознание агрегатов и узлов ТС, сокращают.
Исходный идентификационный номер кузова автомобиля XTA 210631 K 1263451. Опознавательный номер будет следующим: 21063 K 1263451.
Дополнительная маркировка на легковой автомобиль наносится на местах, указанных на фиг. 1, 2. Места нанесения маркировки выбраны исходя из условия доступности расположения дополнительной маркировки и возможности ее нанесения клеймением на панелях достаточной толщины 0,9 - 1,2 мм (лонжероны, усилители, проштамповки, чашки и другие неотъемлемые детали). При этом обеспечивается требование о сохранности прежнего товарного вида без ухудшения прочностных качеств деталей. Опознавательный номер дополнительной маркировки 210631K1263451 наносится ударным маркированием при помощи пуансона и молотка. Для маркирования используют ручные буквенные и цифровые пуансоны с вставками из твердого сплава (марок ВК 8 или ВК 15). Державка готовится из стали марок У 7 А или У 8 А. Хвостовая часть державки закаливается до HPC 40 - HPC 45. Твердосплавные пуансоны обеспечивают высокое качество наносимой маркировки и имеют высокую износостойкость. С помощью державки обеспечивается по возможности перпендикулярное положение пуансона относительно маркируемой поверхности. Для нанесения маркировки используются пуансоны о высотой знаков 5 мм. Глубина маркирования составляет 0,4 - 0,5 мм. При большей глубине маркирования излишний металл, выходящий за пределы знака, образует слишком большое рельефное вспучивание, нарушая внешний вид маркировки. Оттиски шрифта маркировки на контрольную пластину наносятся аналогично опознавательному номеру (ручным ударным маркированием).
Затем в закодированных точечных областях глубину маркирования увеличивают ударным маркированием с помощью чекана, имеющего боевую часть в виде притупленной иглы.
Закодированными точечными областями являются: 1. Точки, расположенные в начале и конце линий. 2. Вершины углов. 3. Точки плавного пересечения линий. В закодированных точечных областях глубина маркирования чеканом составляет 0,8 - 1,0 мм. Использование ударного маркирования для нанесения дополнительной маркировки объясняется тем, что в этом случае в зоне расположения знаков на глубину 0,8 - 1,0 мм образуется нарушенный слой металла, который повторяет геометрическое форму знака. В местах чеканки глубина нарушенного слоя увеличивается до 1,6 - 2,0 мм. Это служит защитной мерой, и если дополнительная маркировка будет удалена механическим способом (спилена, срезана и т. д.) на глубину 0,8 - 1,0 мм, контуры рельефа знаков не выявляются, за исключением мест локального маркирования.
Идентифицировать опознавательный номер в процессе осмотра или химического травления позволяют области локального маркирования. Точечное кодирование по контуру позволяет идентифицировать любой маркировочный знак. Для облегчения идентификации оттиски шрифта маркировки с закодированными локальными углублениями наносятся на контрольную пластину. Опознание, доказывающее, что представленный легковой автомобиль принадлежит конкретному владельцу, состоит в том, что он сообщает о дополнительном маркировании автомобиля и предъявляет контрольную пластину с оттиском шрифта маркировки (для идентификации дополнительной маркировки) органу, процессуально уполномоченному определять принадлежность кому-либо транспортных средств (суд, прокуратура, следственный аппарат).
Предлагаемый способ идентификации транспортного средства обеспечивает следующие преимущества:
- делает невозможным изменение маркировки путем замены части панели, детали, поскольку они наносятся на несущих элементах кузова (лонжерон, пороги, силовые поперечины) и других деталях;
- позволяет в ходе осмотра выявлять дополнительную маркировку, установить подлинность идентификационной маркировки и выявить подделку;
- обеспечивает надежное восстановление идентификационной маркировки и однозначное установление конкретного владельца легкового автомобиля;
- защищает заводскую и идентификационную маркировку от изменений;
- создает принципиальную возможность для снижения числа угонов легкового автотранспорта с целью дальнейшей перепродажи или разборки на запасные части, поскольку наиболее дефицитные части (капот, багажник, двери) также имеют маркировку в определенных местах;
- широкое информирование о внедряемой системе маркировки будет способствовать общему сокращению роста преступности.
Источники информации
1. Исследование маркировочных данных автомототранспортных средств // Митричев Л.С., Нагайцев А.А., Струков В.М. и др. - М., ВНИИ МВД СССР, 1990.
2. ОСТ 37.001.269-83. Маркировка транспортных средств и автопогрузчиков. Заводские таблички (Отраслевой стандарт).
3. Памятка о признаках подделки водительских документов, маркировочных данных легковых автомобилей и способы их выявления // Лютов В.П., Митричев Л.С., Нагайцев А.А. и др. - М., ВНИИ МВД СССР, 1989.
4. Изготовление опознавательных табличек. - Автомобильная промышленность США. 1980, N 10, с.21 - 22.
Автотранспортные средства являются распространенным объектом краж и угонов, в связи с которыми приходится предпринимать меры по их розыску, сопровождающемуся идентификацией как основной для решения вопроса об их принадлежности определенному владельцу. Эта работа затрудняется тем, что при кражах и угонах первичная маркировка автотранспортных средств удаляется (спиливается, срезается, сошлифовывается), и на ее месте наносится вторичная маркировка. С целью повышения достоверности идентификации легковых автомобилей предлагается последовательность знаков идентификационного номера преобразовывать в код, которым дополнительно маркируют наиболее важные части кузова и всего автомобиля в заранее обусловленных местах, а также изготавливать контрольную пластину с изображением указанного кода, которую используют при идентификации. 2 ил.
Способ идентификации транспортного средства, заключающийся в том, что в заранее обусловленных местах маркируют элементы транспортного средства последовательностью знаков, преобразованных в код, регистрируют последний, а результаты идентификации оценивают сравнением указанного кода с зарегистрированным, отличающийся тем, что каждый знак идентификационного кода дополнительно маркируют на двойную глубину в точечных областях, расположенных в начале и в конце линий, в вершинах углов и в местах плавного пересечения линий этого знака.
RU, патент, 2034726, кл.B 60 R 25/00, 1994. |
Авторы
Даты
1998-02-20—Публикация
1996-02-20—Подача