Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека, и может быть использовано для его передвижения.
Известные конструкции велосипедов и транспортных средств, приводимых в действие мускульной силой человека (авт. св. СССР NN 1142352, кл. В 62 К 3.02, B 62 M 1/20; 1159826, кл. B 62 K 3/00, 19/48; 1049328, кл. B 62 K 3/00, B 62 M 1/00, 115959, кл. B 62 M 1/20 и др.) содержит раму и закрепленные на ней сиденье, руль, передние и задние вилки, ходовые колеса, передачи, педали, втулки, муфты и другие узлы и детали. Конструкции с таким перечнем изрядно весят и занимают много места.
Наиболее близким к изобретению является транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека (авт. св. СССР N 1537599, кл. В 62 М 1/20), также содержащее раму (две платформы), ходовые колеса (связанные коленчатыми валами, имеющими кривошипы), педали с креплениями для ног, отличается тем, что валы трехколенные, а платформы одна внутри другой, причем внутренняя шарнирно связана со средними кривошипами коленчатых валов, а наружная с крайними и снабжена педалями. В этом транспортном средстве рама уже не только связывает и удерживает остальные детали, но и участвует в передаче мускульной силы от педалей к кривошипам, в создании движения. Это совмещение позволило упростить велосипед и создать "повышенную занимательность" передвижения на нем.
Задача предлагаемого изобретения создание простой, компактной и легкой конструкции велосипеда за счет совмещения функций разных деталей.
Так, например, у прототипа рама служит для расположения и удержания всех остальных деталей велосипеда. Одной из них является кривошип педального привода, который превращает шаговое движение ног ездока, прикладываемое к педалям, во вращательное движение ходовых колес. В аналогах в этом превращении участвуют также звенья передачи, вилки, муфты и другие детали.
В предлагаемом изобретении названные функции рамы и кривошипа совмещены в одной детали. Это достигается тем, что рама выполнена в виде кривошипа с двумя осями, на каждой из которых расположены ходовое колесо и педаль. Дополнительно каждое ходовое колесо может быть связано с рамой-кривошипом обгонной муфтой. Дополнительно велосипед может быть снабжен передачей, звенья которой расположены со свободным вращением на оси кривошипа и жестко связаны: ведущее с кривошипом, ведомое с муфтой. Это позволило исключить из конструкции велосипеда руль, раму, сиденье, вилки, что привело к уменьшению габаритов велосипеда до размеров шага ездока и к уменьшению веса велосипеда.
На фиг. 1 изображен велосипед, соответствующий первому пункту формулы изобретения; на фиг. 2 велосипед, соответствующий первому и второму пунктам формулы; на фиг. 3 велосипед, соответствующий первому, второму и третьему пунктам формулы; на фиг. 4 цикл положений педалей велосипеда по пп. 1 и 2 формулы изобретения; на фиг. 5 цикл положений педалей велосипеда по п. 3 формулы изобретения.
Велосипед (фиг. 1) представляет собой кривошип 1 в виде удлиненного до размеров шага кинематического звена, на концах которого закреплены оси 2. На каждой оси 2 установлены ходовое колесо 3 и педаль с захватом для ног 4.
Велосипед (фиг. 2) отличается от велосипеда (фиг. 1) наличием между осью 2 и ходовым колесом 3 обгонной муфты 5, жестко связанной с кривошипом 1.
Велосипед (фиг. 3) отличается от велосипеда (фиг. 2) наличием передачи, звенья которой расположены на оси кривошипа. В велосипеде могут быть использованы цепные, зубчатые и другого типа передачи.
На фиг. 4 и 5 показаны начало движения левой педали (I), среднее ее положение (II), конец движения левой педали (III), начало движения правой педали (IV), среднее ее положение (V) и конец движения правой педали (VI) до повторения цикла. Кроме того, на этих фигурах показаны варианты другого возможного исполнения велосипеда по пп. 1 3 формулы, которыми подчеркивается, что ось 2 в пп. 1 3 формулы это одна и та же деталь, на которой установлены педаль 4 и ходовое колесо 3. Только в п. 3 эта педаль дополнительно изогнута, что позволило разместить на ней звенья 6 и 7 передачи 8.
Все варианты велосипеда могут совершать два движения: катящее и шаговое.
На велосипеде (фиг. 1) катящее движение осуществляется ездоком, оттолкнувшись от дороги и расположив ноги ступнями на педалях с захватом для ног 4. При этом колеса 3, вращаясь вокруг осей 2, катятся по дороге, увлекая велосипед со скоростью катящего движения Vк.
При шаговом движении велосипеда (фиг. 1) нога ездока, находящаяся сзади (по направлению движения велосипеда), поднимается, а вместе с ней поднимаются педаль с захватом для ног 4, ось 2 и колесо 3, а также поворачивается кривошип 1 вокруг другой "неподвижной" оси 2'с колесом 3' до упора поднятым колесом 3 в дорогу впереди колеса 3'. При этом кривошип 1 совершает полоборота, а велосипед перемещается на шаг (расстояние между осями 2-2'). При следующем шаге поднимается другая нога совместно с колесом 3', поворачивается на полоборота кривошип 1. Так, поочередно поднимая ноги, совершают шаговое движение со скоростью
Vш1 расстояние 2-2'/единица времени
Скорости катящего и шагового движений складываются, образуя общую скорость велосипеда (фиг. 1) V1 Vк + Vш1. При Vш1 0 велосипед продолжает двигаться со скоростью Vк. При Vк 0 велосипед останавливается.
На велосипеде (фиг. 2) катящее движение аналогично катящему движению велосипеда (фиг. 1).
При шаговом движении велосипеда (фиг. 2) перемещения ног ездока и деталей велосипеда повторяют перемещения, описанные для шагового движения велосипеда (фиг. 1) только для случая, когда угловая скорость ω1 поворота кривошипа 1 будет меньше угловой скорости ω3 качения колес 3 ((ω1<ω3)), так как при этом обгонные муфты 5 отсоединяют кривошип 1 от ходовых колес 3. В случае равенства ω1=ω3 обгонные муфты соединяющие кривошип 1 с колесами 3 и усилием поднятой ноги при очередном повороте кривошипа эти угловые скорости увеличатся, что повлечет за собой увеличение общей скорости V2 передвижения велосипеда (фиг. 2).
При этом увеличение общей скорости идет аналогично шаговому движению велосипеда (фиг. 1) за счет сложения скоростей V2 Vк + Vш2, но скорость Vш2 будет больше скорости Vш1, так как с каждым шагом велосипед (фиг. 2) преодолевает расстояние 2-2' и дополнительно расстояние, равное половине длины окружности обода ходового колеса 3
Vш2 (расстояние 2-2' +πR3)/единица времени,
где R3 радиус ходового колеса 3.
Увеличение общей скорости V2 прекращается при ω1<ω3; при ω1 0 шаговое движение переходит в катящее; при ω3 0 велосипед (фиг. 2) останавливается.
На велосипеде (фиг. 3) катящее движение аналогично катящему движению велосипеда (фиг. 1).
При шаговом движении велосипеда (фиг. 3) перемещения ног и деталей в основном повторяют перемещения, описанные для шагового движения велосипеда (фиг. 1). При этом ездок ногами поддерживает примерно вертикальным положение стоек осей 2, чтобы педали 4 и ходовые колеса 3 все время находились ниже их связи с кривошипом 1. Если это условие вызывает трудности, или при движении ездок теряет равновесие, то можно рекомендовать дополнить велосипед (фиг. 3) дополнительными связями 9 и колесами 10 (на фиг. 3 обозначены пунктиром).
При этом движении поворот кривошипа 1 вызывает поворот жестко связанных с ним ведущих звеньев 6, которые через передачу 8 поворачивают ведомые звенья 7. В случае, когда угловая скорость ω7 ведомых звеньев 7 будет меньше угловой скорости ω3 качения колес 3 ((ω7<ω3)), обгонные муфты отсоединяют ведомые звенья 7 от ходовых колес 3 и шаговое движение велосипеда (фиг. 3) будет аналогично шаговому движению велосипеда (фиг. 1). В случае равенства ω7=ω3 обгонные муфты 5 соединяют ведомые звенья 7 с колесами 3 и усилием поднятой ноги при повороте кривошипа 1 эти угловые скорости увеличатся, что повлечет за собой увеличение общей скорости велосипеда (фиг. 3), аналогичное шаговому движению велосипеда (фиг. 1), за счет сложения V3 Vк + Vш3. Но скорость Vш3 будет больше скорости Vш1 и даже больше скорости Vш2, так как с каждым шагом велосипед (фиг. 3) преодолевает расстояние 2-2', расстояние πR3 и расстояние, равное длине обода колеса 3, умноженной на передаточное отношение n передачи 8 Vш3 (расстояние 2-2'+πR3+2πR3n) единица времени. Увеличение общей скорости V3 прекращается при ω7<ω3.. При ω7 0 шаговое движение переходит в катящее. При При ω3 0 велосипед останавливается.
Изменение направления движения у всех рассмотренных вариантов велосипеда осуществляется при шаговом движении поворотом на необходимый угол поднятой ногой кривошипа 1 относительно находящегося на дороге колеса 3'.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ И ВЕЛОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2294859C1 |
ВЕЛОСИПЕД | 1992 |
|
RU2025388C1 |
Трансмиссия моторизованного велосипеда (варианты) | 2017 |
|
RU2666622C1 |
Привод транспортного средства, приводимого в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1505832A1 |
Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека, преимущественно велосипед | 2017 |
|
RU2651477C1 |
Возвратно-поступательный ножной привод для велосипеда | 2022 |
|
RU2780873C1 |
ПРИВОД ПЕДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2012 |
|
RU2525185C2 |
ПЕДАЛЬНЫЙ ПРИВОД | 1992 |
|
RU2068364C1 |
САМОКАТ | 2006 |
|
RU2329911C2 |
ПРИВОД ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2739643C1 |
Использование: транспортные средства, приводимые в действие мускульной силой человека для перемещения и спортивных занятий. Сущность изобретения: выполнение рамы 1 в виде кривошипа с двумя осями 2, с расположением на каждой из них ходового колеса 3 и педали с захватом для ног 4. Возможно соединение каждого ходового колеса 3 с рамой-кривошипом 1 обгонной муфтой 5, а также расположение каждой оси 2 в раме-кривошипе 1 со свободным вращением и установкой на оси 2 в этом месте ведущего звена 6 передачи 8, жестко связанного с рамой-кривошипом 1, а на других участках оси 2, расположенных за счет ее изгиба параллельно ей на межцентровом расстоянии передачи 8, - педали 4, а также ведомого звена 7 передачи 8 и ходового колеса 3, связанных обгонной муфтой 5. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Детское транспортное средство-игрушка | 1987 |
|
SU1537599A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1996-10-27—Публикация
1992-07-01—Подача