ПРИВОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ И ВЕЛОМОБИЛЕЙ Российский патент 2007 года по МПК B62M1/04 B62M1/10 G05G5/05 

Описание патента на изобретение RU2294859C1

Устройство предназначено для преобразования мускульной энергии во вращательную.

Изобретение относится к машинам, механизмам, транспортным средствам и прочим устройствам, использующим мускульную тягу (велосипеды, веломобили, велорикши и т.д.).

Известны многочисленные варианты приводов, призванных повысить коэффициент полезного действия существующего велопривода, состоящего из педалей, кривошипов, ведущими и ведомыми звездочками и гибкой (цепной) передачи.

Для снижения мускульных усилий при езде по дорогам с переменной нагрузкой (чередующиеся подъемы, спуски, неровное дорожное полотно и т.д.) в настоящей момент применяются приводы, оснащенные большим количеством звездочек различного диаметра. Путем перекидывания цепи с одной звездочки на другую, меняется передаточное число привода,

Такие передачи, несмотря на распространение и долгую историю, являются ненадежными, дорогими и сложными в производстве изделиями.

Предлагаемые некоторыми изобретателями реечные приводы, хоть и дают прибавку КПД, также сложны и дороги в производстве.

Известно устройство (патент RU №2053154, дата подачи 20.07.93 г.), взятое в качестве ближайшего аналога, где используется иной подход по увеличению КПД. В данном приводе педали нужно вращать в обратном направлении. Эффект увеличения КПД здесь достигается за счет оптимизации кинематики движений ног человека, с добавлением усилий рук при отталкивании ими от руля. Нужно отметить, что и в этом случае используется только часть траектории вращения. В частности, в момент распрямления ноги в колене, т.е. когда сила воздействия на педаль максимальная, педаль перемещается по нижней части траектории, и эта сила почти не используется при повороте на угол 60-90°.

Те же проблемы и с существующим велоприводом. Эффективная работа ног происходит лишь на части оборота педали. Т.е. обе ноги эффективно работают в лучшем случае только на 180-210° поворота ведущей звездочки.

Другим недостатком существующих конструкций является нетехнологичность основных деталей: звездочек и цепей. Несмотря на то, что их производство давно освоено, их замена на более простые и дешевые детали представляется вполне целесообразной.

Задачами данного изобретения являются:

повышение коэффициента полезного действия привода путем уменьшения непроизводительных энергозатрат и более рационального использования мускульных усилий человека;

улучшение технологичности и снижение себестоимости производства деталей привода.

Поставленные задачи решаются путем применения рычажного привода с возвратно-качательным движением кривошипов, тросовой передачей и обгонной муфты со шкивом. Муфта и шкив устанавливаются на ведущем колесе, рядом со вторым шкивом, установленным на месте снятой звездочки.

Общими признаками предлагаемого привода с выбранным ближайшим аналогом являются ведущий вал с кривошипами и педалями, ведомый вал с обгонной муфтой и гибкая передача.

Отличительными признаками являются: установленный на валу двуплечий рычаг с криволинейно спрофилированными концами, через которые перекинуты концы тросов, средние части которых намотаны и закреплены на шкивах, один из которых установлен взамен звездочки, а второй связан с ведущим колесом через дополнительную обгонную муфту, причем в средней части двуплечего рычага имеется рычаг с эластичной тягой, второй конец которой зацеплен за раму.

На фиг.1 схематически изображен привод в одном крайнем положении.

На фиг.2 схематически изображен привод в другом крайнем положении.

На фиг.3 показано сечение А-А (в увеличенном масштабе) по концу оси ведущего колеса со шкивами.

На фиг.4 изображен вариант с соединенными концами ведомых ветвей тросов и переброской их через общий блок.

Два педальных кривошипа 1 с педалями (на веломобиле педали могут отсутствовать), двуплечий рычаг 2, к профилированным концам 3 которого прикреплены тросы 4, причем средние части тросов закреплены на шкивах 5 и 6 и уложены в канавках, по крайней мере, по одному витку. В средней части рычага 2 имеется рычаг 7, за который зацеплена пружина 8, второй конец которой закреплен на раме.

Гибкая передача может состоять не из двух тросов, а иметь один, если на раме установить блок, через который перебросить среднюю (ведомую) часть троса.

Повышению КПД предлагаемого привода способствует ряд особенностей конструкции.

Двуплечий рычаг установлен со смещением по углу относительно кривошипов. Угол α взаимного размещения рычага 2 относительно кривошипов 1 выбирается так, чтобы в одном из крайних положений угол β между ведущей ветвью троса 4 и рычагом 2 приближался к 180°. Чтобы равнодействующая сила в этих положениях была направлена примерно по стрелке «С», т.е. почти под прямым углом к ведущей ветви троса. Это обеспечивает лучшую приемистость или преодоление крутых подъемов или других труднопроходимых участков дороги.

Конструктивно максимальный угол поворота рычага 2 выбран примерно 120°, но рационально используемый в работе угол будет находиться в пределах 90-100°.

В процессе работы осуществляется возвратно-качательное движение педалями, причем на трудных участках дороги или на подъемах может использоваться лишь частичный угол поворота, что происходит само собой.

К концам двуплечего рычага присоединены концы тросов, средние части которых намотаны и закреплены на приводных шкивах.

Один из шкивов установлен взамен (на месте) ведомой звездочки, а другой через дополнительную обгонную муфту связан с ведущим колесом. Следует отметить, что во втулке ведущего колеса тормоз удаляется (для тех, где он имеется).

На концах двуплечего рычага выполнены криволинейные поверхности, обеспечивающие устранение недопустимого провисания тросов. Поверхность, через которую переброшен ведущий конец троса, выполнен по дуге окружности. Размеры определяются геометрически. Ведомый конец троса переброшен через круглую поверхность, т.е. деталь типа обычной шайбы, диаметр которой также определяются геометрически, чтобы при повороте рычага обеспечить минимальное провисание троса.

В средней части двуплечего рычага имеется вспомогательный рычаг, к которому присоединена эластичная тяга (пружина, жгут и т.д.), закрепленная вторым концом за раму. В конце поворота рычагов и кривошипов будет натягиваться пружина 8, выполняя роль двух упоров. Но главное ее назначение - аккумулирование энергии, которая будет использована для ускоренного подъема ноги.

Привод изготовлен и проверен эксплуатацией.

Похожие патенты RU2294859C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД ПЕДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Колокольников Игорь Евгеньевич
RU2525185C2
Возвратно-поступательный ножной привод для велосипеда 2022
  • Паутов Валерий Иванович
RU2780873C1
Привод транспортного средства, приводимого в действие мускульной силой человека 1986
  • Соловьев Владимир Ильич
SU1505832A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С МУСКУЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1992
  • Глазунов Игорь Михайлович
  • Отрепьева Наталия Николаевна
RU2033367C1
ВЕЛОМОБИЛЬ 1991
  • Киселев Михаил Петрович
  • Киселев Сергей Михайлович
  • Киселев Юрий Михайлович
RU2011595C1
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП 2007
  • Скаржинский Александр Игоревич
RU2373101C2
Веломобиль 1987
  • Леонов Николай Николаевич
  • Синицын Александр Николаевич
SU1512848A1
Веломобиль 1986
  • Чикин Герман Алексеевич
SU1399210A1
Мускульный привод транспортного средства 1987
  • Баскачев Виктор Егорович
SU1555176A1
ВЕЛОСИПЕД С ЭРГОНОМИЧНЫМИ ПОСАДКОЙ И ПЕДАЛИРОВАНИЕМ 2019
  • Баскачев Виктор Егорович
RU2724027C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 294 859 C1

Реферат патента 2007 года ПРИВОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ И ВЕЛОМОБИЛЕЙ

Изобретение относится к приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами и с приспособлениями для накопления и отдачи энергии. Привод содержит ведущий вал с кривошипами (1) и педалями, ведомый вал с обгонной муфтой в ведущем колесе и тросы (4). К правому кривошипу (1) прикреплен или на ведущем валу установлен двуплечий рычаг (2), на концах которого выполнены криволинейные поверхности, через которые перекинуты тросы (4), закрепленные на концах двуплечего рычага (2). При этом средние части тросов (4) намотаны и закреплены на двух шкивах, установленных на ведущем колесе с возможностью взаимодействия с ним через обгонные муфты. В средней части двуплечего рычага (2) имеется рычаг (7) с эластичной тягой, например пружиной (8), второй конец которой зацеплен за раму. Техническое решение направлено на аккумулирование энергии толчка ногой в конце поворота кривошипа. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 294 859 C1

Привод для велосипедов и веломобилей, содержащий ведущий вал с кривошипами и педалями, ведомый вал с обгонной муфтой в ведущем колесе и гибкую передачу, отличающийся тем, что к правому кривошипу прикреплен или на ведущем валу установлен двуплечий рычаг, на концах которого выполнены криволинейные поверхности, через которые перекинуты тросы, закрепленные на концах двуплечего рычага, причем средние части тросов намотаны и закреплены на двух шкивах, установленных на ведущем колесе с возможностью взаимодействия с ним через обгонные муфты, а в средней части двуплечего рычага имеется рычаг с эластичной тягой, например пружиной, второй конец которой зацеплен за раму.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2294859C1

GB 191111774 А, 07.03.1912
US 4583754 A, 22.04.1986
US 5050864 A, 24.09.1991
ЕР 1232089 В1, 23.07.2003
US 5871221 А, 16.02.1999
Привод велосипеда с переключателем передач 1985
  • Дворянидов Александр Гаврилович
SU1316905A1
DE 9408530 U, 21.07.1994
US 5121654 А, 16.06.1992
Способ деформации листовых заготовок импульсной энергией в жидкости 1969
  • Юткин Л.А.
  • Гольцова Л.И.
SU334743A1

RU 2 294 859 C1

Авторы

Тимофеев Юрий Федорович

Шургальский Даниил Евгеньевич

Даты

2007-03-10Публикация

2005-07-21Подача