СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1996 года по МПК B63C7/00 

Описание патента на изобретение RU2070133C1

Изобретение относится к работам по подъему затонувшего объекта, например подводных кораблей, судов, подводных лодок, самолетов и других объектов деятельности человека с целью их дальнейшего использования, в том числе при выполнении спасательных операций для объектов, содержащих людей на борту.

Известен способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выборкой этих канатов соответствующими лебедками, установленными на надводных самоходных плавсредствах и буксировки последними затонувшего объекта на мелководье (патент США N 1412202, кл. В 63 С 7/00, 1922).

Этот способ реализуется при работе комплекса для подъема затонувшего объекта, содержащего самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными тросами, связанными с захватом.

Технический результат от использования изобретения заключается в увеличении скорости подъема затонувшего объекта.

Этот технический результат достигается тем, что в способе подъема затонувшего объекта, заключающемся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выборкой этих канатов соответствующими лебедками, установленными на надводных плавсредствах и буксировки последними затонувшего объекта на мелководье, на затонувший объект устанавливают подводные крылья, создающие дополнительную подъемную силу при буксировке, осуществляемой надводными плавсредствами на расходящихся курсах, при этом выборку канатов осуществляют одновременно во время буксировки.

Для этого комплекс для подъема затонувшего объекта, содержащий самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными тросами, связанными с захватом, снабжен подъемным средством, выполненным в виде подъемной рамы с подводными крыльями, установленными на этой раме с возможностью изменения угла атаки и размещения симметрично по бортам корпуса затонувшего объекта.

На фиг. 1 изображен комплекс для подъема затонувшего объекта, в момент установки на последний подъемного средства; на фиг.2 схема движения самоходных надводных плавсредств и затонувшего объекта при буксировке, вид сбоку; на фиг.3 схема движения самоходных надводных плавсредств и затонувшего объекта при буксировке на мелководье или песчаную косу, вид сверху; на фиг.4 подъемное средство, установленное на затонувшем объекте, разрез по борту корпуса затонувшего объекта, с электромеханической системой регулирования угла атаки подводных крыльев; на фиг.5 то же, с гидравлической системой регулирования угла атаки подводных крыльев.

Способ подъема затонувшего объекта 1, заключающийся в закреплении захвата 2 при помощи канатов 3 на затонувшем объекте 1 и в приложении к последнему подъемной силы за счет выборки упомянутых канатов 3 соответствующими лебедками 4, установленных на самоходных плавсредствах 5, посредством которых затонувший объект 1 затем буксируют на мелководье, при этом выборку канатов 3 осуществляют одновременно во время буксировки затонувшего объекта 1 упомянутыми самоходными плавсредствами 5 на расходящихся курсах, причем подъемная сила дополнительно создается за счет воздействия набегающего потока воды на подводные крылья 6, которые установлены с возможностью изменения угла атаки на подъемном средстве 7, охватывающем корпус затонувшего объекта 1.

Комплекс для подъема затонувшего объекта 1 содержит самоходные надводные плавсредства 5 с буксирными устройствами 8 и соответствующими лебедками 4, буксирные канаты 3, при этом устройство дополнительно оснащено подъемным средством 7, которое состоит из подъемной рамы 9, установленной на корпусе затонувшего объекта 1, причем на подъемной раме 9 размещены симметрично по бортам корпуса затонувшего объекта 1 подводные крылья 6 с возможностью изменения угла атаки.

Подъемное средство 7 установлено с подъемной рамой 9 на корпусе затонувшего объекта 1 с помощью прокладки 10, при этом подъемная рама 9 через рычаги 11 и шарниры 12 соединена с платформой 13, на которой жестко установлены подводные крылья 6, причем подъемное средство 7 оснащено гидроприводами, состоящими из гидроцилиндров 14, гидроаккумуляторов 15 и шлангов 16. Причем к подъемной раме 9 подъемного средства 7 присоединены сигнальные буи 17 с помощью сигнальных канатов 18, а само подъемное средство 7 опускается на затонувший объект 1 со специального надводного плавсредства 19 с помощью грузоподъемных канатов 20 и спуско-подъемного устройства 21. Подъемная рама 9 состоит из разъемных элементов и соединяется в жесткую конструкцию с помощью быстроразъемных соединений 22. Платформы 13 через шарниры 12 соединены шариковой передачей винт-гайки 23 с шаговыми электродвигателями 24, связанными через блок управления 25 с системой электропитания.

Способ подъема затонувшего объекта 1 реализуется следующим образом, с соблюдением такой последовательности и технических операций: затонувший объект 1 с помощью сигнальных каналов 18 соединяется с сигнальными буями 27, подъемное средство 7 в разобранном виде снимают с борта специального надводного плавсредства 19 и с помощью грузоподъемных канатов 20 и спуско-подъемного устройства 21 вываливают за борт и опускают на воду на сигнальные буи 17 таким образом, чтобы они проходили через разъемные элементы подъемной рамы 9, которые под действием собственной силы тяжести и с помощью грузоподъемных канатов 20 и спуско-подъемного устройства 21 опускаются на затонувший объект 1; подъемное средство 7, например, с помощью водолазов заводят под водой на затонувший объект 1 и закрепляют на его корпусе путем обхвата разъемных элементов подъемной рамы 9 корпуса затонувшего объекта 1; разъемные элементы подъемной рамы 9 соединяются в жесткую конструкцию с помощью быстроразъемных соединений 22; затонувший объект 1 при помощи захвата 2 и канатов 3 либо непосредственно, либо через разъемную раму 9 присоединяют к буксирным устройствам 8 и лебедкам 4, установленным на самоходных надводных плавсредствах; подводные крылья 6, установленные на подъемном средстве 7, устанавливают с углом атаки по отношению к "горизонту", необходимым для создания дополнительной подъемной силы; затонувший объект 1 освобождается от грунта известными традиционными методами; согласовав свои действия судоводители самоходных надводных плавсредств 5 и специального надводного плавсредства 19, одновременно отдают команды начать движения относительно места затонувшего объекта 1 на грунте, при этом спуско-подъемное устройство 21, размещенное на специальном надводном плавсредстве 19, выбирает грузоподъемные канаты 20, прилагая таким образом к зафиксированному на затонувшем объекте 1 подъемному средству 7 дополнительную подъемную силу, облегчая момент страгивания затонувшего объекта 1 с места и способствуя отрыву затонувшего объекта 1 от грунта; самоходные надводные плавсредства 5 осуществляют буксировку затонувшего объекта 1 на расходящихся курсах, причем выборка канатов 3 осуществляется одновременно во время буксировки затонувшего объекта 1 упомянутыми самоходными плавсредствами 5 на расходящихся курсах; подъем затонувшего объекта 1 происходит в результате приложения к последнему подъемной силы за счет выборки упомянутых канатов 3 соответствующими лебедками 4, установленных на самоходных надводных плавсредствах 5; затонувший объекта 1 затем буксируют на мелководье самоходными надводными плавсредствами 5; при движении затонувшего объекта 1 в сцепке с подъемным средством 7, охватывающим его корпус, на подводные крылья 6, расположенные ярусами на подъемной раме 9, воздействует набегающий поток воды, создавая дополнительную подъемную силу; изменение угла атаки подводных крыльев 6 по отношению к набегающему потоку воды осуществляется при помощи гидропривода, состоящего из гидроцилиндров 14, гидроаккумуляторов 15 и шлангов 16, при этом гидроаккумуляторы 15 могут быть размещены как на самоходных надводных плавсредствах 5, так и на подъемном средстве 7 непосредственно. Гидравлическая жидкость, поступая из гидроаккумуляторов 15 по шлангам 16 в гидроцилиндры 14, перемещает рычаги 11, изменяя положение платформы 13 с с жестко установленными на ней подводными крыльями 6 относительно подъемной рамы 9, которая через прокладку 10 соединена с корпусом затонувшего объекта 1. Прокладка 10 предназначена для устранения зазоров между корпусом затонувшего объекта 1 и подъемной рамой 9 для осуществления "плотного" их контакта, равномерного распределения усилий по корпусу затонувшего объекта 1 и придания процессу сборки подъемного средства 7 на затонувшем объекте 1 большей оперативности за счет разделения операций и "подгонки" таким образом разъемных элементов подъемного плавсредства 7 к форме корпуса затонувшего объекта 1.

Изменение положения рычагов 11 в неравномерной мере приводит к изменению угла атаки подводных крыльев 6, при этом рычаги 11 поворачиваются в шарнирах 12. Изменение положения рычагов 11 с помощью шаговых электродвигателей 24 осуществляется при подключении последних через блок управления 25 с системой электропитания, которые могут быть размещены как на самоходных надводных плавсредствах 5, так и на подъемном средстве 7 непосредственно. Шаговые электродвигатели 24 приводят в движение шариковую передачу винт-гайка 23 и через шарниры 12 воздействуют на рычаги 11, изменяя положение платформы 13 с подводными крыльями 6. Грузоподъемные канаты 20 отсоединяются от подъемного средства 7 с помощью, например, регулируемых размыкателей электромеханического действия. При подъеме затонувшего объекта 1 к поверхности воды его вытаскивают на мелководье или на берег, например на далеко выходящий в море мыс или песчаную косу, с двух сторон которую огибают самоходные надводные плавсредства 5, с помощью которых происходит буксировка затонувшего объекта 1. При подъеме затонувшего объекта к поверхности воды сигнальные канаты 18 втягиваются вовнутрь сигнальных буев 17, например, с помощью спиральной пружины или другого подобного механического устройства выбирания "слабины" троса. Одновременно с этим канаты 3 выбирают с помощью буксирных лебедок 4.

Похожие патенты RU2070133C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Бугаенко Борис Андреевич[Ua]
  • Галь Анатолий Феодосьевич[Ua]
RU2070134C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1990
  • Бугаенко Б.А.
  • Галь А.Ф.
  • Снигур А.К.
RU2013298C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Васильев А.Л.
  • Киляшов В.В.
  • Крейндель С.А.
  • Куприков Ю.Н.
  • Лев И.Г.
RU2109654C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 1991
  • Чурунов Владимир Николаевич
RU2006425C1
Способ подъема затонувших объектов 1990
  • Казменко Вадим Дмитриевич
  • Тарасов Юрий Борисович
  • Шевченко Павел Петрович
SU1773796A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТРЫВА ОТ ГРУНТА, ФИКСАЦИИ НА НЕКОТОРОЙ ВЫСОТЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НА МЕЛКОВОДЬЕ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ВКЛЮЧАЯ ТИП АПЛ "КУРСК" 2000
  • Комаров Б.Н.
  • Михайленко В.Г.
RU2231472C2
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1998
  • Москаленкр А.Д.
  • Лапин Е.И.
  • Субботин В.А.
  • Федин Э.А.
RU2200111C2
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Ефимов О.И.
RU2238876C2
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ 2020
  • Трифонов Андрей Федорович
  • Цуканов Олег Васильевич
  • Абыденников Вячеслав Викторович
  • Трифонов Владислав Андреевич
  • Лобанов Андрей Викторович
  • Дикарев Сергей Валентинович
  • Воронков Андрей Вячеславович
  • Чмаль Иван Сергеевич
RU2755358C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ДОННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА ШЕЛЬФЕ И КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Ефимов Олег Иванович
  • Красильников Антон Валентинович
  • Красильников Роман Валентинович
RU2381135C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 070 133 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Сущность изобретения: способ подъема затонувшего объекта заключается в закреплении на затонувшем объекте подводных крыльев и при помощи канатов захвата, а также буксировки затонувшего объекта надводными плавсредствами на расходящихся курсах с одновременной выборкой канатов соответствующими лебедками. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 070 133 C1

Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выброской этих канатов соответствующими лебедками, установленными на самоходных надводных плавсредствах, посредством которых затонувший объект затем буксируют на мелководье, отличающийся тем, что на затонувший объект устанавливают подводные крылья, создающие дополнительную подъемную силу при буксировке, осуществляемой надводными плавсредствами на расходящихся курсах, при этом выборку канатов осуществляют одновременно во время буксировки.

2. Комплекс для подъема затонувшего объекта, содержащий самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными канатами, связанными с захватом, отличающийся тем, что он снабжен подъемным средством, выполненным в виде подъемной рамы с подводными крыльями, установленными на этой раме с возможностью изменения угла атаки и размещения симметрично по бортам корпуса затонувшего объекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2070133C1

Патент США N 1412202, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 070 133 C1

Авторы

Бугаенко Борис Андреевич[Ua]

Галь Анатолий Феодосьевич[Ua]

Даты

1996-12-10Публикация

1992-08-04Подача