Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в различных узлах трения машин и механизмов.
Наиболее близким является подшипник скольжения, содержащий обойму с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку с буртом, образующие внутренние торцевые и опорные участки рабочих поверхностей, и закрепленное по рабочим поверхностям обоймы или контртела-втулки антифрикционное покрытие.
Недостатком известной конструкции является то, что исполнение контртела-втулки из двух втулок, имеющих радиальные и торцевые поверхности, расположенных навстречу друг другу, сдвинутых вплотную по оси симметрии подшипника и облегающих выступ внешней обоймы, усложняет конструкцию,0 увеличивая количество деталей и снижая надежность ее работы, т.к. имеется зона разъема внутренних обойм, номинальные диаметры и формы поверхностей которых не могут быть точно совпадающими.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение - расширение функциональных возможностей подшипников скольжения для обеспечения их взаимозаменяемости с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узлов трения.
Указанная техническая задача решается тем благодаря тому, что в подшипнике скольжение, содержащем обойму с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку с буртом, образующие внутренние торцевые и радиальные участки рабочих поверхностей, антифрикционное покрытие, закрепленное по рабочим поверхностям обоймы или контртела-втулки, плоскости внешних торцев контртела-втулки смещены в одну сторону относительно плоскостей торцов внешней обоймы.
Кроме того, внутренние торцевые и/или радиальные участки рабочих поверхностей могут быть выполнены наклонными.
Кроме того, обойма и/или контртело-втулка могут быть выполнены с антифрикционным покрытием из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рубленное при следующем соотношении компонентов, мас.
эпоксидное связующее 40-80
политетрафторэтилен 12-48
графит и/или дисульфид молибдена 3-10
стекловолокно рубленное 0,2-4.
Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 представлен подшипник скольжения (в разрезе) с антифрикционным покрытием обоймы; на фиг. 2 с антифрикционным покрытием контртела-втулки; на фиг. 3 подшипник скольжения с наклонными внутренними торцевыми участками рабочих поверхностей; на фиг. 4 с наклоненными внутренними радиальными участками рабочих поверхностей; на фиг. 5 с наклонными внутренними торцевыми и радиальными участками рабочих поверхностей.
Подшипник скольжения содержит обойму 1 с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку 2 с буртом, образующие внутренние торцевые 4 и радиальные 5 участки рабочих поверхностей, антифрикционное покрытие 3, закрепленное по рабочим поверхностям обоймы 1 или контртела-втулки 2, плоскости внешних торцов контртела-втулки 2 смещены в одну сторону относительно плоскостей торцов обоймы 1.
Ступенчатая рабочая поверхность может быть выполнена одно-, двух-, трехступенчатой и т.д.
Один из вариантов выполнения подшипника скольжения, при котором внутренние торцевые 4 участки рабочих поверхностей выполнены наклоненными, представлен на фиг. 3. На фиг. 4 представлен разрез подшипника скольжения с наклонными внутренними радиальными 5 участками рабочих поверхностей. На фиг. 5 представлен разрез подшипника скольжения с наклонными внутренними торцевыми 4 и радиальными 5 участками рабочих поверхностей.
Для обеспечения взаимозаменяемости с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узла трения ширина подшипника Т, ширина С обоймы 1, ширина В корнтртела-втулки 2, наружный диаметр D обоймы 1 и внутренний d контртела-втулки 2 соответствуют стандартным размерным рядам роликоподшипников качения. Унификация размеров расширяет функциональные возможности подшипников скольжения, обеспечивая их взаимозаменяемость с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узлов трения.
Обойму 1 или контртело-втулку 2 выполняют с антифрикционным покрытием 3 из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рубленое при следующем соотношении компонентов, мас.
Эпоксидное связующее 40-80
политетрафторэтилен 12-48
графит и/или дисульфид молибдена 3-10
стекловолокно рубленое 0,2-4
Количественный состав компонентов зависит от условий эксплуатации подшипника скольжения: удельное давление, скорости скольжения, температуры, среды. Оптимальный состав компонентов антифрикционного покрытия 3 иллюстрируется примерами (см. таблицу, где эпоксидное связующее включает эпоксидную смолу и отвеpдитель, напpимеp, ЭД-20 и полиэтиленполиамин ПЭПА.
Изготавливают подшипник, используя традиционную технологию: обойма 1 и контртело-втулка 2 выполняются токарной обработкой, антифрикционное покрытие 3 наносится центробежным способом формирования и подвергается термообработке для окончательной полимеризации композиционного покрытия, затем протачивают под требуемые номинальные размеры в определенных полях допусков на токарном станке.
Работает подшипник скольжения следующем образом.
Обойма 1 базируется на корпусной детали узла трения, а контртело-втулка 2 на валу (или оси). При вращении обоймы 1 или контртела-втулки 2 антифрикционное покрытие 3 воспринимает внешнюю нагрузку ступенчатой рабочей поверхностью: внутренними торцевыми участками 4 воспринимается осевая составляющая внешней нагрузки, а внутренними радиальными участками 5 рабочих поверхностей воспринимается радиальная составляющая внешней нагрузки. Композиционный материал антифрикционного покрытия 3 самосмазывающийся, т.е. может эксплуатироваться длительное время без смазки или в условиях ограниченной смазки. Уплотнительные радиальные участки рабочих поверхностей, образованные буртом контртела-втулки 2 в сопряжении с выточкой обоймы 1, служат для защиты от попадания абразивных частиц в зоны трения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОГЕНЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2410852C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2534698C2 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2007 |
|
RU2345110C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2310776C1 |
СПОСОБ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФОРМОВАНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2072917C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445522C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445523C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2207955C1 |
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2014 |
|
RU2551771C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2382248C1 |
Использование: в машиностроении, в частности в различных узлах трения машин и механизмов. Сущность: подшипник скольжения включает обойму с рабочими радиальными и торцевыми поверхностями, контактирующие с ними соответствующие поверхности контртела антифрикционное покрытие. На торцевой поверхности обоймы выполнены бурт и выточка, образующие ступенчатую рабочую поверхность, сопряженную со ступенчатой рабочей поверхностью контртела-втулки и создающие в паре участки рабочих поверхностей: внешние уплотнительные радиальные, торцевые упорные и внутренние опорные радиальные. Посадочные поверхности подшипника скольжения образованы периферийными участками обоймы и контртела-втулки. Торцевые участки рабочих поверхностей обоймы и контртела втулки могут быть выполнены наклонными. Обойму или контртело-втулку выполняют металлополимерными или выполняют и обойму и контртело-втулку с антифрикционным покрытием из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рублевое (1-3 мм) при следующем определенном соотношении компонентов. Количественный состав компонентов зависит от условий эксплуатации подшипника скольжения удельного давления, скорости скольжения, температуры, среды. Такое выполнение повышает надежность и уровень ремонтопригодности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Эпоксидное связующее 40 80
Политетрафторэтилен 12 48
Графит и/или дисульфид молибдена 3 10
Стекловолокно рубленое 0,2 4
Патент США N 4296978, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-03-10—Публикация
1992-04-27—Подача