СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F16C33/04 F16C33/26 B29C53/60 B29D33/00 

Описание патента на изобретение RU2445522C1

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия (патент РФ №2243095, B29C 53/60, F16C 33/04, БИ №36 от 27.12.2004).

Указанный способ трудоемок и сложен из-за несовершенства технологической оснастки.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу (патент РФ №2382248, B29C 53/60, F16C 33/04, БИ №5 от 20.02.2010).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце из-за того, что при опрессовке покрытия на фланце происходит радиальное выдавливание жгута. В связи с этим получается неоднородная структура покрытия, отрицательно проявляющаяся при работе подшипника скольжения (износ и отслаивание). Кроме того, при затягивании гайки неизвестно усилие опрессовки полимерной композиции. Это снижает долговечность подшипника, так как покрытие на фланце подшипника получается либо недостаточно упрочненным, либо передавленным.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Указанная задача решается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения, согласно изобретению нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, причем при затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы.

Нанесение жгута в предварительно выполненные на торце фланца по спирали канавки позволяет выполнять опрессовку полимерной композиции и жгута головкой болта посредством затягивания гайки, обеспечивает равномерную передачу нагрузки на весь торец фланца подшипника скольжения и исключает разнотолщинность получаемого покрытия за счет крепления жгута на поверхности фланца. Это исключает неравномерный износ и отслаивание покрытия подшипника скольжения.

Измерение при затягивании гайки усилия опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы, обеспечивает контролировать усилие опрессовки полимерной композиции и устанавливать оптимальное его значение. Это повышает долговечность подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема намотки и опрессовки жгута.

Пример реализации способа.

Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, шаблон 3 и болт 4 с головкой 5 и гайкой 6. Шаблон 3 и металлическую втулку 1 (на которой на внутренней цилиндрической поверхности предварительно изготовлено антифрикционное покрытие 7) устанавливают по скользящей посадке на болт 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита и фторопласта) жгута 8 (например, из стекловолокна). При этом нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки 9. После полного заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия шаблоном 3 через головку 5 посредством поворачивания гайки 6 по резьбе. При этом при передаче давления со стороны головки 5 на шаблон 3 применяют тарельчатую шайбу 10, которая своей кромкой задает равномерную нагрузку на всю поверхность шаблона 3 через его середину и исключает его перекос. При затягивании гайки 6 измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков 11, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы. Такое расположение тензодатчиков позволяет наиболее точно определять усилие опрессовки. Это исключает повреждение покрытия при изготовлении и повышает точность размеров покрытия.

Тензометрические показатели измеряются при помощи известной аппаратуры.

Затем полимерную композицию отверждают, разбирают конструкцию путем отворачивания гайки 6 болта 4 и производят чистовую механическую обработку покрытия.

Перед каждым формированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности шаблона 3 и болта 4 известным антиадгезионным составом.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает повышение долговечности подшипника скольжения в процессе эксплуатации за счет повышения качества покрытия при опрессовке, увеличения однородности по толщине покрытия, отсутствия отслоений и выдавливаний. Кроме того, повышается износостойкость и ударная прочность подшипника скольжения за счет контроля и оптимизации опрессовки полимерной композиции.

Похожие патенты RU2445522C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2540894C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445523C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Савочкин Виктор Степанович
  • Щербина Денис Витальевич
  • Аникевич Римма Вячеславовна
RU2485367C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Иванов Валерий Александрович
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Тарасенко Андрей Трофимович
  • Отмахов Дмитрий Валентинович
RU2310776C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
Способ ремонта обетонированного участка подводного трубопровода и устройство для его осуществления 2015
  • Лещенко Виктор Викторович
  • Бондарев Дмитрий Александрович
  • Шуреков Владимир Петрович
RU2619954C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2492368C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ТРУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ 1998
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Янковец Ж.Н.
RU2150386C1
Устройство для опрессовки деталей из композиционного материала 1979
  • Павленко Михаил Иванович
  • Маурин Вячеслав Иванович
  • Пшеничный Вадим Николаевич
  • Гринь Валентина Леонидовна
SU856831A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 445 522 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия. Перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном. Последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют. В качестве оси используют болт. При этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения. Нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки. При затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 445 522 C1

Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, отличающийся тем, что нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, причем при затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2445522C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Шамаев А.С.
RU2232927C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2162172C1
WO 9744181 A1, 27.11.1997.

RU 2 445 522 C1

Авторы

Богачев Анатолий Петрович

Иванов Валерий Александрович

Захарычев Сергей Петрович

Даты

2012-03-20Публикация

2010-11-26Подача