СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2007 года по МПК F16C32/04 B29C53/60 

Описание патента на изобретение RU2310776C1

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия с последующим отверждением полимерной композиции и механической обработкой покрытия (Чичинадзе А.В. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, стр.40-42).

Указанный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце, что приводит к разрушению узла трения при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия (патент РФ №2243095, В29С 53/60, F16С 33/04, БИ №36 от 27.12.2004).

Однако известный способ трудоемок и сложен из-за того, что намотку жгута производят на кольцевую оправку, образованную буртиком на фланце подшипника. Этот буртик необходимо выполнять на каждом подшипнике перед реализацией способа и затем удалять расточкой после отверждения полимерной композиции. Кроме того, происходит перерасход материалов при изготовлении буртика. Наличие буртика на фланце не исключает повреждение покрытия при опрессовке, что снижает качество изготовления.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение затрат и повышение качества при изготовлении подшипника скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на одну ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют.

Намотка жгута на ось позволяет снизить затраты на изготовление подшипника скольжения, так как не требуется изготовление буртика на фланце подшипника с последующим его удалением. Ось служит для многоразового использования вместе с шаблоном при реализации способа. Качество изготовления подшипника повышается за счет надежной фиксации подшипника скольжения по скользящей посадке на оси относительно шаблона, что исключает повреждение покрытия и повышает точность размеров толщины покрытия на торце при опрессовке.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 приведена схема намотки и опрессовки слоя жгута.

На фиг.2 приведена схема разборки шаблона.

Пример реализации способа.

Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, шаблон 3 и ось 4, которая служит кольцевой оправкой. Шаблон 3 и металлическую втулку 1 (на которой на внутренней цилиндрической поверхности предварительно изготовлено антифрикционное покрытие 5) устанавливают по скользящей посадке на ось 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА и наполнителями в виде графита и фторопласта) жгута 6 (например, из стекловолокна). После полного заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия шаблоном 3 (см. фиг.1) и отверждение полимерной композиции. Опрессовка происходит в связи с уменьшением зазора на заданную величину между поверхностью фланца 2 и поверхностью шаблона 3. При опрессовке за счет фиксации металлической втулки 1 и шаблона 3 на оси 4 исключается относительное радиальное смещение поверхностей фланца 2 и шаблона 3, что исключает повреждение покрытия при его изготовлении и повышает точность размеров покрытия.

Затем ось 4 удаляют, шаблон 3 отсоединяют от покрытия (см. фиг.2) и производят чистовую механическую обработку покрытия.

Перед каждым формированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности шаблона 3 и оси 4 известным антиадгезионным составом.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает снижение затрат на изготовление подшипника за счет многоразового использования шаблона с осью, что исключает дополнительную механическую обработку подшипника скольжения до и после нанесения полимерного покрытия. Кроме того, исключается повреждение покрытия при его опрессовке, что повышает качество изготовления подшипника скольжения.

Похожие патенты RU2310776C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445523C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445522C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2540894C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Савочкин Виктор Степанович
  • Щербина Денис Витальевич
  • Аникевич Римма Вячеславовна
RU2485367C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
СПОСОБ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ТУРБИННОЙ ЛОПАТКИ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ 1993
  • Гохштейн Яков Петрович
  • Гохштейн Александр Яковлевич
RU2086775C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2492368C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2238448C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Гончаров Сергей Владимирович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445521C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 310 776 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия. Перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на одну ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном. Последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют. Технический результат: снижение затрат и повышение качества при изготовлении подшипника скольжения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 310 776 C1

Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, отличающийся тем, что перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на одну ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310776C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ВАЛА 2000
  • Андоскин В.Н.
  • Астафьев С.П.
  • Кобелев К.А.
  • Пушкарев М.А.
RU2179269C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА 2000
  • Богачев А.П.
RU2178102C2
WO 9744181 A1, 27.11.1997
Объектив 1973
  • Гончаренко Евгений Николаевич
  • Григорьев Кирилл Владимирович
  • Нефедов Борис Лукич
  • Роост Светлана Гансовна
SU467309A1

RU 2 310 776 C1

Авторы

Иванов Валерий Александрович

Богачев Анатолий Петрович

Захарычев Сергей Петрович

Тарасенко Андрей Трофимович

Отмахов Дмитрий Валентинович

Даты

2007-11-20Публикация

2006-04-25Подача