Изобретение относится к экологически чистым способам получения механической энергии вращения без расходования каких-либо топливно-энергетических ресурсов и к осуществлению этого способа. Изобретение может быть применимо в качестве стационарного источника механической энергии вращения с возможностью преобразования ее в электрическую энергию.
Известен способ использования сил тяготения для создания вращательного движения, при котором производят управляемое опускание груза, связанного с рабочим колесом при помощи гибкой связи. Этот способ осуществляется, в частности, в механических часах с гиревым приводом (см. "Краткий политехнический словарь", Государственное издательство технико-теоретической литературы, Москва, 1955, с. 1052-1053).
Известен способ преобразования гравитационной и тепловой энергии в механическую энергию вращения, заключающийся в том, что производят изменение центра тяжести теплочувствительных элементов, равномерно установленных по окружности погруженного в жидкость ротора с последовательным чередующимся их перемещением через зоны нагрева и охлаждения. В качестве грузов применяют твердые тела, кинематически соединенные с приводом (см. US, патент N 2513692, кл. F 03 G 7/06, 1950).
Устройство по осуществлению указанного способа преобразования гравитационной и тепловой энергии в механическую энергию вращения содержит основание, на котором установлен ротор, выполненный в виде колеса, на ободе которого равномерно по окружности размещены теплочувствительные элементы, связанные с грузами, зоны нагрева и охлаждения. При этом теплочувствительные элементы выполнены в виде привода, связанного с грузами с возможностью перемещения их в радиальном направлении и установленного в камерах.
Предлагаемое изобретение обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в получении экологически чистой механической энергии вращения с возможностью преобразования ее в электрическую энергию при одновременном уменьшении трудоемкости и стоимости ее получения.
Указанный технический результат по способу получения экологически чистой механической энергии вращения достигается тем, что для механических перемещений используют тепловое расширение тел, выполненных в виде теплочувствительных приводов, которые устанавливаются равномерно вдоль окружности ротора и каждый из них соединяют с грузом, который перемещают в радиальных направлениях при изменении температуры нагрева привода, ротор устанавливают с возможностью свободного вращения относительно горизонтальной оси и размещают его противоположные по вертикали стороны в двух смежных зонах нагрева и охлаждения, одну из которых заполняют газом, а другую водой и при вращении ротора обеспечивают чередующееся прохождение проводов через эти зоны нагрева и охлаждения, а само вращение осуществляется за счет действия сил тяготения при постоянном одностороннем в горизонтальном направлении эксцентрическом положении центра тяжести ротора относительно оси вращения, при этом в зоне нагрева используют окружающий ротор теплый воздух, а зону охлаждения заполняют проточной морской водой при помощи трубопровода, который используют как сообщающийся сосуд для подъема морской воды из ее глубинных слоев к поверхности за счет гидростатического давления со стороны окружающей воды.
Устройство для осуществления указанного способа получения экологически чистой механической энергии вращения содержит смежные зоны нагрева и охлаждения, одна из которых заполнена газом, а другая водой, установленный на опорах с возможностью свободного вращения относительно горизонтальной оси частично погруженный в воду ротор, на котором равномерно по окружности с размещением как в зоне нагрева, так и в зоне охлаждения установлены теплочувствительные приводы, способные при изменении температуры при прохождении зон нагрева и охлаждения изменять свои размеры и/или форму и перемещать за счет этого в радиальных направлениях связанный с ними груз, при этом зоной нагрева является окружающая верхнюю часть ротора газовая среда, а зона охлаждения выполнена в виде проточной емкости, одна из сторон которой открыта в сторону окружающего верхнего слоя морской воды, а другая сторона сообщается с верхней частью трубопровода, который выполнен в виде сообщающегося сосуда, нижняя открытая часть которого размещена в глубинном слое низкотемпературной морской воды, обеспечивающего перемещение воды снизу вверх за счет гидростатического давления со стороны окружающей воды.
Ротор снабжен радиальными лопатками, а емкость выполнена в виде отгороженного с боков стенками от окружающей воды лотка, в котором размещена нижняя часть ротора, при этом лопатки выполнены с возможностью перемещения по лотку воды от верхней части трубопровода в сторону открытой части емкости при вращении ротора.
Теплочувствительные приводы выполнены в виде установленных радиально термобиметаллических пружин, концы которых шарнирно связаны с втулкой ротора и с грузом, который выполнен в виде массивного обода ротора, при этом активные и пассивные слои всех термобиметаллических пружин направлены соответственно в сторону или оси ротора, или его обода.
Теплочувствительные приводы имеют теплоизоляционное покрытие и/или выполнены из материала с малой теплочувствительностью, обеспечивающих замедление изменений температуры их нагрева при прохождении зон нагрева и охлаждения.
Получаемая при осуществлении указанного способа механическая энергия вращения может быть преобразована в электрическую энергию при помощи известных электрических генераторов.
На фиг. 1 и 2 показана общая схема осуществления способа получения экологически чистой механической энергии вращения в двух проекциях соответственно и в обозначенных на этих схемах разрезах, на фиг.3 изображен теплочувствительный привод в виде термобиметаллической пружины, на фиг.4 - приведен пример изменения температуры нагрева теплочувствительных приборов при работе устройства.
Способ получения экологически чистой механической энергии вращения (фиг. 1 и 2) заключается в том, что используют тепловое расширение тел, выполненных в виде теплочувствительных приводов 1, способных изменять линейные размеры и/или форму при различной температуре нагрева, которые устанавливают равномерно вдоль окружности ротора 2 и каждый из них с помощью шарниров 3 соединяют с грузом 4, в данном случае выполненным в виде массивного обода, который перемещают в радиальных направлениях относительно горизонтальной оси 0 ротора при изменении температуры нагрева. Ротор устанавливают с возможностью свободного вращения и размещают его верхнюю и нижнюю части соответственно в смежных зонах нагрева и охлаждения, первую из которых заполняют газом с температурой Т2, а вторую водой с относительно низкой температурой Т1 и обеспечивают чередующееся прохождение теплочувствительных приводов 1 через эти зоны. За счет этого изменяют размеры и/или форму теплочувствительных элементов при нагревании и охлаждении и производят перемещение груза 4 в радиальных направлениях относительно оси 0 ротора вдоль горизонтали.
В зоне нагрева используют окружающий ротор теплый воздух, а зону охлаждения заполняют проточной низкотемпературной морской водой, которую подают из ее глубинных слоев с помощью трубопровода 5, выполненного в виде сообщающегося сосуда, по которому вода поднимается за счет гидростатического давления окружающей воды без затрат энергии со стороны, при этом из верхней части трубопровода вода принудительно отводится. Этот отвод воды в данном случае производят в горизонтальном направлении с минимальными затратами энергии. Одностороннее перемещение массивного обода в горизонтальном направлении приводит ротор в постоянное неуравновешенное положение относительно оси O и вращению его под действием вращающего момента, создаваемого силами F.
В приведенном на фиг.1 примере массивный обод 4 под действием теплочувствительных приводов 1 смещен вправо от оси О, в связи с эти на правую часть обода действует большая по величине сила тяжести F2 при большем плече R2 относительно оси О по сравнению с аналогичными показателями F1 и R1, относящимися к левой части обода. Соответственно на правую часть обода будет воздействовать больший по величине вращающийся момент R2F2, а на левую часть обода меньший по величине момент R1F1, направленные в противоположные стороны. Под действием Разности этих моментов сил R2F2-R1F1 ротор будет вращаться в направлении действия большего по величине момента, в данном случае по часовой стрелке.
Изменение температуры чувствительных элементов в среде жидкости и газа происходит в течение определенного времени, поэтому при вращении ротора средняя суммарная температура нагрева этих элементов по разную сторону от вертикали В-В, проходящей через ось О ротора, будет различной, что приводит к неравновесному положению массивного обода ротора относительно оси О и обуславливает возможность осуществления описываемого способа получения механической энергии вращения. Указанная разность температур нагрева может быть увеличена при замедлении теплообмена между теплочувствительными элементами и окружающей средой за счет применения теплоизолирующих покрытий этих элементов.
Осуществимость указанного способа получения механической энергии вращения обусловлена тем, что среднегодовая температура поверхностных вод Мирового океана в целом равна 17,5oC, а сезонные колебания температуры наблюдаются до глубины 100-150 м, в более нижних и придонных слоях она постоянна и составляет примерно 1,5oC. Исходя из этого следует, что при наличии разности температур между воздухом над поверхностью морской воды и низкотемпературной морской воды из ее глубинных слоев возможен теплообмен между этими двумя системами, и при этом, согласно законам термодинамики, совершается работа против внешних сил, которая выражается во вращении ротора и получении механической энергии вращения.
Указанный способ получения механической энергии вращения может быть осуществлен в устройстве, примерное выполнение которого в общем виде приведено на фиг.1 и 2.
Устройство для получения экологически чистой механической энергии вращения содержит смежные зоны нагрева и охлаждения, первой из которых является окружающая воздушная среда, а вторая представляет собой емкость, заполненную проточной морской водой, причем температура Т2 воздуха выше температуры Т1 морской воды. В воде с частичным погружением в нее, на опорах, в качестве которых используются стенки емкости 6, с возможностью свободного вращения относительно горизонтальной оси О установлен ротор 2, на котором равномерно по окружности с размещением как в зоне нагрева выше уровня воды, так и в зоне охлаждения в низкотемпературной морской воде, установлены теплочувствительные приводы 1, способные при изменении температуры при прохождении зон нагрева и охлаждения изменять свои размеры и/или форму и перемещать при этом в радиальных направлениях связанный с ними груз 4, выполненный в данном конкретном устройстве в виде массивного обода. Емкость 6 выполнена в виде лотка, отгороженного боковыми стенками и днищем от окружающего верхнего слоя морской воды, и одна из сторон лотка (на фиг.1 левая его часть) открыта в сторону окружающего верхнего слоя воды, а другая сторона (на фиг.1 правая его часть) сообщается с верхней частью трубопровода 5, который выполнен по отношению к окружающей воде в виде сообщающегося сосуда, нижняя открытая часть которого размещена в глубинном слое низкотемпературной морской воды.
Ротор 2 снабжен радиальными лопастями 7, которые установлены, например, на внутренней цилиндрической поверхности обода 4 и перекрывают заполненный водой проем лотка 6, обеспечивая перемещение по нему воды от верхней части трубопровода 5 в сторону открытой части лотка при вращении ротора.
Теплочувствительные приводы выполнены в виде установленных радиально внутри обода 4 термобиметаллических пружин 1, концы которых при помощи шарниров 3 связаны со ступицей ротора 2 и с грузом в виде массивного обода 4. При этом активные 8 и пассивные 9 слои биметалла каждой термобиметаллической пружины направлены вдоль ее осевой линии в сторону оси О ротора или его обода 4.
Термобиметаллические пружины 4 приводов имеют теплоизоляционное покрытие и/или выполнены из материала с малой теплопроводностью, обеспечивающих замедление изменений температуры их нагрева при происхождении зон нагрева и охлаждения.
Трубопровод 5 имеет теплоизоляционное покрытие или выполнен из материалов с малой теплопроводностью, препятствующих теплообмену между верхними более теплыми слоями морской воды и поднимающейся по трубопроводу низкотемпературной морской водой из ее глубинных слоев.
Устройство для получения экологически чистой механической энергии вращения работает следующим образом.
Условием работоспособностью устройства является свойство термобиметаллических пружин 1 увеличивать длину до величины R2 при повышении температуры в зоне нагрева и уменьшать длину до R1 при снижении температуры в среде холодной воды в зоне охлаждения. Это обеспечивается выполнением пружины из биметалла (см. фиг. 3), активный слой 8 которого имеет более высокий температурный коэффициент линейного расширения по сравнению с пассивным слоем 9 (относительное расположение этих слоев вдоль осевой линии пружины не имеет значения).
Для приведения в действие описываемого устройства производят перемещение воды в лотке 6 в направлении от трубопровода 5 в сторону открытой его части, что осуществляется, например, в стадии запуска устройства путем вращения ротора внешним приводом (на фиг. 1 это вращение происходит по часовой стрелке). Снабженный лопастями 7 ротор действует как обратимое водяное колесо, выполняющее функции насоса по откачиванию воды из верхней части трубопровода 5 в горизонтальном направлении. При этом открытый снизу трубопровод имеет по отношению к окружающей воде свойство сообщающегося сосуда, по которому вода движется снизу вверх под действием гидростатического давления окружающей воды, что сводит в минимуму затрата энергии на подъем морской воды к поверхности из глубинных ее слоев.
Как указано выше, глубинные слои морской воды имеют постоянную температуру около 2oC, и после поступления ее по трубопроводу в лоток она охлаждает находящиеся в ее среде теплочувствительные приводы, уменьшает длину термобиметаллических пружин до R1 и перемещает при этом массивный обод в радиальном направлении. При последующем вращении ротора пружины перемещаются в зону нагрева над поверхностью воды, что приводит к удлинению термобиметаллических пружин до величины R2 и соответствующему радиальному перемещению обода 4. Изменение температуры нагрева пружин происходит в течение определенного времени, поэтому при вращении ротора нагретые (удлиненные) и охлажденные (имеющие меньшую длину) пружины при вращении ротора приводит обод в эксцентрическое положение вдоль горизонтали Б-Б. Этому способствует также теплоизоляционное покрытие (например, слоем резины) термобиметаллических пружин, что замедляет изменение их температуры в зонах нагрева и охлаждения.
Этот процесс графически показан на фиг. 4, где условно принят уровень температуры 1o в зоне охлаждения (секторы I и II по ходу вращения ротора) и 3o -в зоне нагрева (соответственно секторы III и IV). При этом термобиметаллическая пружина принимает в указанных пределах температуру окружающей среды за время перемещения в секторах I и III (что показано на фиг. 4) или в пределах зон нагрева и охлаждения (т.е. за время движения в среде воздуха или воды).
Как следует из показателей, приведенных на схеме фиг. 4, в первом случае средняя температура нагрева термобиметаллических пружин в секторе I составит 2o, секторе II-1o, секторе III-2o и секторе IV-3o. Следовательно, средний показатель нагрева пружин справа от вертикали В-В, проходящей через ось О ротора, будет больше (около 3o с учетом величины секторов IV и I), чем слева от этой вертикали (менее 2o). Соответственно и длина пружин 1 справа от вертикали В-В будет больше, чем слева от нее. При этом обод 4 будет смещен вправо от оси O ротора, и это его эксцентрическое положение будет постоянно автоматически поддерживаться при вращении ротора. Вследствие этого справа от вертикали В-В будет находиться большая часть обода, и центр тяжести этой большей части обода будет находиться на большем расстоянии R2 от оси O сравнению с удалением R1 центра тяжести меньшей части ротора слева от вертикали В-В (на фиг. 1 положение этих центров тяжести отдельных частей ротора показано условно непосредственно на самом ободе).
Соответственно на правую часть ротора будет действовать большая сила тяжести F2 по сравнению с силой тяжести F1, взаимодействующей на левую часть обода. Указанные силы F2 и F1 при соответствующих плечиках R2 и R1 относительно оси О ротора приведут к воздействию на противоположные по горизонтали стороны обода 4 и ротора в целом моментов сил R2 F2 и R1 F1, направленных в противоположные стороны. При этом на ротор будет воздействовать вращающий момент, равный разности указанных моментов сил и направленный в сторону большего из этих моментов (в данном случае по часовой стрелке), что приведет ротор во вращение в том же направлении. С началом вращения ротора в связи с эксцентрическим положением его обода отключается указанный выше внешний привод вращательного движения, служивший для приведения в действие описываемого устройства, которое в последующем будет являться автономным источником экологически чистой механической энергии вращения.
В условиях умеренного климата данное устройство может функционировать в летнее время года, в условиях теплого климата возможно круглогодичное его использование. При этом наличие постоянного перепада температур между воздухом и глубинными слоями воды обеспечивает работу устройства практически в режиме вечного двигателя, т.е. позволяет получать механическую энергию вращения постоянно без затрат каких-либо топливно-энергетических ресурсов и иных материальных средств.
Описываемый способ получения механической энергии вращения может быть также применен при использовании любых нагретых газов, например, отходящих от различных видов топок, в сочетании с охлаждающей водой от любых источников. В этом случае получение механической энергии с использованием приведенного способа и осуществляющего его устройства возможно в любое время года, в том числе в зимних условиях.
При осуществлении данного способа получения механической энергии вращения используется сравнительно малый перепад температур теплоносителя (воздуха и морской воды), что не позволяет обеспечить большую нагрузочную способность у применяемого устройства. В связи с эти для получения значительного количества энергии требуется применение устройств больших размеров. Однако и при таких условиях это является целесообразным и экономически обоснованным, поскольку, согласно приведенным выше данным, современный топливно-энергетический комплекс поглощает наибольшую часть трудовых ресурсов развитых стран и является основным загрязнителем окружающей среды.
Использование: для получения механической энергии вращения за счет комплексного использования разности температур морской воды на разных ее уровнях и гравитационного взаимодействия без расходования топливо-энергетических ресурсов. Сущность изобретения: равномерно по окружности частично погруженного в воду ротора 2 установлены теплочувствительные элементы (ТЭ), связанные с грузом 4, выполненным в виде массивного обода, с возможностью его радиального перемещения при изменении температуры окружающей среды, что обеспечивается созданием в верхней и нижней частях ротора соответственно зон нагрева и охлаждения, первой из которых является окружающий воздух, а вторая образована емкость 6 в виде лотка, который сообщается с верхней частью трубопровода 5, поднимающему вверх, как по сообщающемуся сосуду, холодную воду из глубинных ее слоев. Ротор снабжен лопатками 7 для перемешивания воды по лотку 6 от верхней части трубопровода. Вращение ротора осуществляется за счет момента сил тяжести F, создаваемых грумами при разных расстояниях P2 и P1 боковых частей обода от оси 0 в зависимости от нагрева и охлаждения ТЭ. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 4 ил.
ШТАММ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА 1-ГО ТИПА ИВ710 СУБТИПА А РЕЗИСТЕНТНЫЙ К АНТИРЕТРОВИРУСНЫМ ПРЕПАРАТАМ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ВАКЦИННЫХ ПРЕПАРАТОВ | 2012 |
|
RU2513692C1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1997-03-20—Публикация
1994-05-19—Подача