Изобретение относится к геодезическим измерениям и может быть использовано при разбивке опор мостов.
Известен способ выноса в натуру центра опоры путем построения разбивочных углов на пунктах опорной разбивочной сети, когда положение центра находят в пересечении построенных направлений (1, с. 158-160).
Однако область его применения ограничена, в частности известный способ невозможно применить, когда сооружение опоры ведут внутри опускного колодца или погружающего агрегата, представляющего собой цилиндрическую оболочку большого диаметра, оснащенную внутри технологическим оборудованием.
В качестве прототипа выбран способ разбивки кессонов, опускных колодцев, погружающих агрегатов прямой засечкой, когда центр и оси опоры выносят на искусственный островок и закрепляют створными знаками, от которых и ведут детальную разбивку фундамента и тела опоры (1, с. 163-167).
Этот способ нецелесообразно применять, когда сооружение опоры ведут внутри погружающего агрегата, так как размещение створных знаков внутри агрегата из-за стесненных условий сложно и трудоемко, а размещение знаков за внешней поверхностью агрегата не позволяет выполнить детальную разбивку фундамента и тела опоры.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, - повышение производительности работ при разбивке опор мостов с использованием погружающего агрегата, представляющего собой цилиндрическую оболочку большого диаметра многократного использования.
Техническая задача решается тем, что в отличие от известного способа, принятого за прототип, для разбивки опоры моста используют стандартные точки, замаркированные на внешней и внутренней поверхностях колец оболочки погружающего агрегата, и определяют их проектные координаты, а после завершения монтажа оболочки получают фактические координаты стандартных точек, при этом проводят графическое уравнивание полученных координат на планшете с помощью кальки с проектной окружностью, а на внутренней поверхности оболочки маркируют новое, соответствующее проектному положение точек.
Предлагаемый способ поясняется чертежом.
Способ разбивки опоры моста с использованием погружающего агрегата осуществляют следующим образом.
Для разбивки опорного кольца погружающего агрегата и последующего монтажа агрегата, а также для разбивки самой опоры используют восемь стандартных точек (тт.1 8), зафиксированных на внутренней и внешней поверхностях опорного и последующего колец погружающего агрегата. Стандартные точки расположены симметрично относительно друг друга и делят окружность колец на восемь равных частей, причем одна из пар точек, например тт.1 и 8, совпадает с осью мостового перехода и соответственно с одной из осей опоры, а другая пара точек тт. 3 и 7, перпендикулярная к первой, совпадает с продольной осью опоры. Разметку стандартных точек выполняют на заводе изготовителе и их маркировку осуществляют специальными закладными деталями, а в случае отсутствия заводской разметки ее осуществляют перед монтажом, для чего кольцо устанавливают горизонтально, на нижней ее части отмечают начальную точку и от нее измеряют длину окружности, а на отрезках, кратных 1/8 длины, маркируют стандартные точки. Затем с помощью теодолита переносят точки с нижней части кольца на верхнюю и маркируют стандартные точки по верху кольца.
При подготовке разбивочных данных вначале вычисляют проектные координаты стандартных точек в системе координат моста по формуле:
x1 x0 R, y 0; x2 x0 - R•sin45o; y2 y0 Rsin45o;
x3 x0, y2 y0 R; x4 x0 + R•sin45o, y4 y0 Rsin45o;
x5 x0 + R, y5 0; x6 x0 + Rsin45o; y6 y0 + Rsin45o;
x7 x0, y7 y0 + R; x8 x0 - Rsin45o; y8 y0 + Rsin45o;
где х0, y0 проектные координаты центра опоры;
R радиус кольца погружающего агрегата.
Затем по координатам стандартных точек, центров опор, пунктов геодезической разбивки сети из решения обратных геодезических задач вычисляют дирекционные углы и горизонтальные проложения линий с опорных пунктов на выносимые в натуру точки. По разности дирекционных углов вычисляют разбивочные углы, по которым методом прямой угловой засечки на искусственном островке разбивают центр опоры и стандартные точки.
Погружение опорное кольца начинают с его установки в плане путем совмещения замаркированных на кольце точек с вынесенными в натуру и закрепленными на поверхности островка стандартными точками. По завершении погружения опорного кольца выполняют исполнительную съемку, которая включает определение фактических координат стандартных точек. Перед установкой второго кольца выполняют корректировку его положения по результатам исполнительной съемки опорного кольца.
Проектное и фактическое положение точек после монтажа наносят на планшет в масштабе 1: 10, на котором разбита координатная сетка, например, через 1 см. На стандартных точках, нанесенных на планшет по фактическим координатам строят эллипс ошибок любым известным способом. С помощью кальки, на которой нанесены проектная окружность кольца и стандартные точки, выполняют приблизительное графическое уравнивание фактических координат стандартных точек аппроксимированием на окружность путем перемещений кальки при условии минимальных отклонений точек от окружности в пределах эллипса ошибок. Уравненное положение точек накалывают на планшет и принимают за фактическое уравненное положение стандартных точек. Затем на планшете измеряют отклонения по окружности или хорде проектных положений точек от фактических и по полученным результатам на внутренней поверхности оболочки маркируют новые, соответствующие проектному, положения стандартных точек, от которых и ведут детальную разбивку опоры. Центр и оси фундамента и тела опоры выносят методом пересечения створов.
На каждом монтажном горизонте все операции повторяют аналогично изложенному способу. По завершении возведения опоры на уровне подферменной площадки выполняют контрольное определение положения центра опоры от пунктов геодезической опорной сети методом прямой или обратной угловой засечки.
Использование: геодезия, строительство. Сущность изобретения: при разбивке и монтаже погружающего агрегата в виде цилиндрической оболочки многократного использования, состоящей из колец, на внутренней и внешней поверхностях которых замаркированы точки, для которых вычислены проектные координаты, центр и оси опоры выносят на искусственный остров методом угловой засечки, после завершения монтажа оболочки, определяют фактические координаты точек, при этом проводят графическое уравнение координат точек на планшете с помощью кальки с проектной окружностью, а на внутренней поверхности оболочки маркируют новое, соответствующее проектному, положение точек, от которых осуществляется разбивка и контроль проектного положения центра и осей опоры. 1 ил.
Способ разбивки опоры моста, заключающийся в том, что при разбивке и монтаже погружающего агрегата в виде цилиндрической оболочки центр и оси опоры выносят на искусственный островок методом прямой угловой засечки, отличающийся тем, что применяют цилиндрическую оболочку многократного использования, состоящую из колец, на внутренней и внешней поверхностях которых замаркированы точки, для которых вычислены проектные координаты, а после завершения монтажа оболочки определяют фактические координаты точек, при этом проводят графическое уравнение фактических координат точек на планшете с помощью кальки с проектной окружностью, а на внутренней поверхности оболочки маркируют новое, соответствующее проектному положение точек, от которых осуществляется разбивка и контроль проектного положения центра и осей опоры.
Коугия В.А | |||
и др | |||
Геодезические работы при строительстве мостов | |||
- М.: Недра, 1986, с | |||
Деревянное стыковое устройство | 1920 |
|
SU163A1 |
Авторы
Даты
1997-04-10—Публикация
1993-03-09—Подача