Изобретение относится к области трассировки, проектирования и строительства автомобильных дорог и может быть использовано для таких сооружений, как железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и другие линейные сооружения.
Известен способ определения длины трассы, в котором длина находится по расчету пикетажа, фиксирующего горизонтальные проложения отрезков трассы (Справочник инженера-дорожника. Изыскания и проектирования дорог. Под ред. О.В. Андреева, М., Транспорт, 1997, с. 83).
Недостатком этого способа является то, что определяется не пространственная (фактическая) длина трассы, а ее проекция на горизонтальную плоскость, что приводит к занижению фактической длины пикетов, километров и общей длины трассы.
Известен также способ определения длины трассы с обоснованием необходимой точности геодезических измерений при изысканиях трассы путем определения горизонтальных проложений прямых участков и горизонтальных кривых (Райфельд В. Ф. Инженерно-геодезические работы при изысканиях линейных сооружений. М., Недра, 1983, с. 75-83).
Однако известный способ также не позволяет точно определять длину трассы, так как определяется не пространственная длина трассы, а ее проекция на горизонтальную плоскость, что приводит к занижению длины участков строящейся дороги, объемов земляных работ, дорожной одежды, возникают ошибки в определении местоположения искусственных сооружений и дорожных знаков. Возникает неопределенность в процессе строительства при разбивочных работах и исполнительных съемках. Кроме того, при выносе в натуру оси сооружения, исполнитель откладывает от ближайшего пикета расстояние, указанное в разбивочном чертеже или в соответствующей графе продольного профиля, хотя это не расстояние, а его горизонтальное проложение, что приводит к ошибкам в размещении сооружений.
Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является способ определения пространственной длины трассы автомобильной дороги, включающий определение горизонтальных проложений ее участков и вычисление пространственной длины трассы (см., например, Бабков В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог, ч. 1, Москва, Транспорт, 1979, с.21-27).
Недостатком известного способа также является невозможность точного определения пространственной длины трассы.
Влияние ошибок, вызванных недостаточно точным определением пространственной (фактической) длины трассы, проявляется особенно существенно в холмистой, предгорной и горной местностях.
Задача, на решение которой направлено изобретение, - повышение точности определения пространственной длины трассы автомобильной дороги. Задача решается за счет того, что в способе определения пространственной длины трассы автомобильной дороги, включающем определение горизонтальных проложений ее участков и вычисление пространственной длины трассы, согласно изобретению определяют горизонтальное проложение d прямых участков трассы и вычисляют пространственные длины прямых участков Дпр по формуле:
где in - проектный уклон прямого участка, и кроме того вычисляют пространственные длины горизонтальных (ГК)пр и вертикальных (ВК)пр кривых соответственно по формулам:
(ВК)пр = R · Δi,
где ГК - длина горизонтальной кривой, м;
iгк - проектный уклон горизонтальной кривой, %;
R - радиус вертикальной кривой, м;
Δi - алгебраическая разность уклонов сопрягающих участков продольного профиля, %,
а пространственную длину трассы определяют по формуле:
Lпр = ΣДпр+Σ(ГК)пр+Σ(ВК)пр,
где Lпр - пространственная длина трассы, м;
Σ Дпр - сумма пространственных длин прямых участков, м;
Σ (ГК)пр - сумма пространственных длин горизонтальных кривых, м;
Σ (ВК)пр - сумма пространственных длин вертикальных кривых, м.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении точности определения пространственной длины трассы автомобильной дороги.
Способ осуществляют следующим образом.
Определяют горизонтальное проложение d прямых участков и вычисляют пространственные длины этих прямых участков по формуле
где in - проектный уклон прямого участка.
Пространственные длины горизонтальных кривых вычисляют по формуле:
где ГК - длина горизонтальной кривой, м;
iгк - проектный уклон горизонтальной кривой, %.
(ВК)пр = R Δi,
R - радиус вертикальной кривой, м;
Δ - алгебраическая разность уклонов сопрягающих участков продольного профиля, %.
Пространственную длину трассы (Lпр) определяют по формуле:
Lпр = ΣДпр+Σ(ГК)пр+Σ(ВК)пр,
где Σ Дпр - сумма пространственных длин прямых участков, м;
Σ (ГК)пр - сумма пространственных длин горизонтальных кривых, м;
Σ (ВК)пр - сумма пространственных длин вертикальных кривых, м.
Порядок величин поправок при приведении длины трассы к ее пространственному (фактическому) значению иллюстрируется примерами.
Брали участок трассы в холмистой местности длиной в 10 км и принимали усредненный уклон равным 70%, тогда Дпр = = 10024 м, отсюда поправка за переход к пространственной длине участка составляла 24 м.
Брали вертикальную кривую с радиусом R = 3000 м, уклонами сопрягающихся элементов продольного профиля 90%, тогда длина вертикальной кривой (ВК)пр = 534,270 м, тангенс T = 276,843 м, угол, образованный сопрягающимися участками, θ = 10o12'. Зависимость между длиной вертикальной кривой и ее проекцией на горизонтальную плоскость выражается формулой:
ВК = 2T cos(θ/2),
по которой получим ВК = 533,564 м. Значит поправка за учет пространственной длины вертикальной кривой составляет величину
(ВК)пр - ВК = 534,270 - 533,564 = 0,71 м.
Как видно из приведенных примеров, ошибки за неучет пространственной длины трассы многократно превышают допуски на геодезические измерения при изысканиях трассы автомобильной дороги.
Пространственную длину трассы фиксируют в продольном профиле трассы, построенном по результатам геодезических изысканий, для чего в него вводят дополнительные графы "пространственные километры", которые заполняют по данным существующих граф "расстояния" и "уклоны". Также пространственную длину трассы фиксируют и в "ведомости прямых и кривых", составленной по пространственному пикетажу, пространственным длинам прямых участков, горизонтальных и вертикальных кривых.
Учитывая, что современные технологии геодезических изысканий дороги и производства разбивочных работ, основанные на применении новых приборов, прежде всего электронных тахеометров типа Та-ЗМ и 2Та-5, а также приемников спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС и GPS), позволяют существенно повысить точность геодезических измерений по трассе и разбивок элементов дороги, то становится актуальной необходимость определения пространственной (фактической) длины трассы дороги.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ МОНИТОРИНГА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ | 2002 |
|
RU2226673C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРЕНА | 1997 |
|
RU2141622C1 |
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ГРУНТОВО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1996 |
|
RU2109872C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТГОНА ЛОМАНОГО С УСТУПОМ ПО РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ ВИРАЖА | 2000 |
|
RU2186167C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА | 2000 |
|
RU2166731C1 |
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1999 |
|
RU2170297C2 |
СПОСОБ ЗРИТЕЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2003 |
|
RU2237773C1 |
СПОСОБ РАЗБИВКИ ОПОРЫ МОСТА | 1993 |
|
RU2077027C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ | 2002 |
|
RU2230318C2 |
ЗАСЫПНОЕ СООРУЖЕНИЕ ПОД НАСЫПЬЮ | 1997 |
|
RU2131956C1 |
Изобретение относится к области трассировки, проектирования и строительства автомобильных дорог и может быть использовано для таких сооружений, как железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и другие линейные сооружения. Способ включает определение горизонтальных проложений участков трассы и вычисление пространственной ее длины. Новым является то, что определяют горизонтальные проложения d прямых участков и вычисляют их пространственные длины по формуле где in - проектный уклон прямого участка, и кроме того, вычисляют пространственные длины горизонтальных и вертикальных кривых по приведенным зависимостям, а пространственную длину трассы определяют как сумму всех пространственных длин всех прямых участков, всех горизонтальных и всех вертикальных кривых. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении точности определения пространственной длины трассы автомобильной дороги.
Способ определения пространственной длины трассы автомобильной дороги, включающий определение горизонтальных проложений ее участков и вычисление пространственной длины трассы, отличающийся тем, что определяют горизонтальное проложение d прямых участков трассы и вычисляют пространственные длины прямых участков Дпр по формуле где in - проектный уклон прямого участка, и, кроме того, вычисляют пространственные длины горизонтальных (ГК)пр и вертикальных (ВК)пр кривых соответственно по формулам
(ВК)пр = R х Δi,
где ГК - длина горизонтальной кривой, м;
iГК - проектный уклон горизонтальной кривой, %;
R - радиус вертикальной кривой, м;
Δi - алгебраическая разность уклонов сопрягающих участков продольного профиля, %,
а пространственную длину трассы определяют по формуле
Lпр = ΣДпр+Σ(ГК)пр+Σ(ВК)пр,
где Lпр - пространственная длина трассы, м;
ΣДпр - сумма пространственных длин прямых участков, м;
Σ(ГК)пр - сумма пространственных длин горизонтальных кривых, м;
Σ(ВК)пр - сумма пространственных длин вертикальных кривых, м.
БАБКОВ В.Ф., АНДРЕЕВ О.В | |||
Проектирование автомобильных дорог | |||
Ч | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- М.: Транспорт, 1979, с | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КРИВЫХ | 0 |
|
SU387065A1 |
Способ трассировки лесовозных дорог | 1980 |
|
SU908980A1 |
Способ трассировки железных дорог | 1981 |
|
SU1028759A1 |
Способ трассировки лесовозных дорог | 1986 |
|
SU1740519A1 |
Трасса автомобильной или железной дороги | 1990 |
|
SU1838495A3 |
DE 4305678 A, 28.10.1993. |
Авторы
Даты
2001-04-10—Публикация
1999-06-01—Подача