Изобретение относится к рельсовому транспорту, касается конструкции тормозных колодок и может быть использовано на подвижном составе железнодорожного транспорта.
Известны гребневые тормозные колодки подвижного состава, состоящие из фрикционной части и устройства для крепления к башмаку рычажной передачи (Иноземцев В.Г. и др. Автоматические тормоза. Учебник для вузов ж.д. транспорта, М, Транспорт, 1981, с.276). При торможении колодку прижимают к поверхности катания колеса. В результате трения фрикционной части колодки о колесо возникает тормозная сила. В процессе торможения фрикционная часть колодки взаимодействуют не только с поверхностью катания колеса, но и с гребнем, что снижает срок службы колес.
Также известны безгребневые композиционные (чугунные) тормозные колодки подвижного состава, состоящие из фрикционной части и устройства для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства (там же). Колодки создают тормозную силу за счет фрикционного взаимодействия с поверхностью катания колес. При этом боковая поверхность колодок также взаимодействует с поверхностью гребней колес, способствуя их износу.
Цель изобретения повышение срока службы колес подвижного состава.
Для достижения цели в тормозной колодке, состоящей из фрикционного элемента и устройства для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства, поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала.
Наличие антифрикционного слоя исключает износ гребней, кроме тогo, использование в качестве материала антифрикционного слоя твердой смазки, например, дисульфидмолибдена /MoS2/ способствует созданию на гребнях колес пленки, обладающей смазывающими свойствами. Это также увеличивает срок службы колес за счет снижения износа гребней при взаимодействии их с рельсами в кривых (Тепловоз ТЭЗ, М. Транспорт, 1976, с.360).
На чертеже показано сечение предлагаемой колодки при взаимодействии с колесом транспортного средства.
Предлагаемая тормозная колодка содержит фрикционный элемент 1, устройство для крепления колодки к башмаку 2, состоящее из проушины 3 и чеки 4. На фрикционном элементе 1 со стороны гребня колеса 5 установлена антифрикционная пластина 6 (например, из дисульфидмолибдена MoS2 либо графитсодержащей сухой смазки, сохраняющей свои свойства до температуры 600oC).
При торможении колодку прижимают к колесу с силой Р. В результате элемент 1, выполненный из чугуна (композиционного материала, металлокерамики и т. д.) взаимодействует с рабочей поверхностью колеса 5. Гребень колеса 5 отделен от элемента 1 пластиной 6. Это исключает износ гребня. Кроме того, пластина 6 наносит на гребень слой сухой смазки.
При отпуске тормозов колодка отходит от поверхности катания на величину 10-15 мм.
Взаимодействие колодки при этом прекращается. Однако пленка антифрикционного материала, нанесенная на гребень пластиной 6, сохраняется, что снижает износ гребней и рельсов, особенно в кривых.
Антифрикционный слой на боковую поверхность фрикционного элемента может быть нанесен при изготовлении колодки, например, путем использования клея с антифрикционным наполнителем, сформирован при литье колодок, получен методом напыления, использования технологии порошковой металлургии и т.д.
Применение предлагаемой колодки позволит снизить износ гребней колес подвижного состава за счет нанесения на них слоя антифрикционного материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРМОЗНАЯ ВАГОННАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ КОЛОДКА | 2012 |
|
RU2502901C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОВОЗОВ | 2012 |
|
RU2499711C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА С КОМПОЗИЦИОННЫМИ ВСТАВКАМИ ДЛЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОВОЗОВ | 2012 |
|
RU2494901C1 |
ТОРМОЗНАЯ ВАГОННАЯ КОЛОДКА С КОМПОЗИЦИОННЫМИ ВСТАВКАМИ | 2012 |
|
RU2531677C2 |
ПРОФИЛЬ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГРЕБНЕВОЙ ЧУГУННОЙ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ | 2014 |
|
RU2562093C1 |
ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2090408C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340805C1 |
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2602006C2 |
ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293676C1 |
Тормоз рельсового транспортного средства | 1982 |
|
SU1117242A1 |
Использование: применяется на рельсовом транспорте и может быть использовано на подвижном составе железнодорожного транспорта. Сущность изобретения: в тормозной колодке, содержащей фрикционный элемент и устройство для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства, поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала. 1 ил.
Тормозная колодка, содержащая фрикционный элемент и устройство для крепления колодки к деталям рычажной передачи, отличающаяся тем, что поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала.
Автоматические тормоза | |||
Учебник для вузов.- М., Транспорт, 1981, с.276. |
Авторы
Даты
1997-05-10—Публикация
1995-05-04—Подача