Изобретение относится к технологическим процессам нефтегазопереработки и может быть использовано для разделения нефти и газового конденсата.
Известны способы получения нефтяных фракций в двух ректификационных колоннах путем частичного отбензинивания нефти в первой колонне, нагрева остатка и ввода его во вторую колонну с последующим разделением на топливные фракции и мазут, отбираемые боковыми погонами.
В известных способах достигается получение целевого продукта требуемого фракционного состава, но при значительных энергетических затратах.
Наиболее близким является способ получения нефтяных фракций путем последовательной перегонки в двух ректификационных колоннах, включающий подачу в первую колонну исходного нагретого сырья, частичное отбензинивание с выводом легких фракций бензина с верха первой колонны, отвод оставшейся части фракций во вторую колонну боковым погоном и с низа колонны и последующее их разделение на топливные фракции и мазут. Этот способ принят за прототип).
Известный способ обладает высокой технологической гибкостью, но характеризуется нерациональным использованием печного тепла, что приводит к повышенным энергозатратам и снижению производительности, особенно при значительном содержании в исходном сырье легких бензиновых фракций и растворенных газов.
Изобретение направлено на снижение энергозатрат.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе получения нефтяных фракций из нефти путем подачи нагретой нефти в первую колонну при выводе бокового погона и кубового остатка, подаваемых во вторую колонну в две точки в виде питания, и последующего выделения во второй колонне топливных фракций, включая дизельное топливо и мазут, выводимый с низа колонны, согласно изобретению, боковой погон 1-й колонны содержит дизельное топливо в количестве 5 85 мас. от содержания в сырье и легкие фракции остальное до 100% а дизельное топливо из второй колонны выводят боковым погоном из промежуточного сечения колонны между двумя точками ввода питания.
Техническим результатом от использования заявляемого способа является снижение расхода энергии на печное тепло, обусловленное рациональным использованием материальных и тепловых потоков, распределяемых в промежуточных продуктах, выводимых из первой колонны.
На фиг. 1, 2, 3 представлены различные варианты схемы реализации заявленного способа в зависимости от состава исходной нефти и номенклатуры продуктов разделения.
В систему последовательно включенных колонн 1 и 2 по линии 3 подают исходное сырье, предварительно нагретое до температуры 100 200oC.
Для сырья, не содержащего газ (см. фиг. 1), легкие фракции бензина отбирают по линии 4 с верха колонны 1, а часть фракции по линии 5 возвращают в колонну 1 в качестве орошения. С низа колонны по линии 6 отводят остаток в жидкой фазе, содержащий часть фракций дизельного топлива и мазут, который испаряют в печи 7 и подают в виде пара по линии 8 в низ колонны 2, а часть остатка по линии 9 возвращают в низ колонны 1 в качестве "горячей струи". Боковым погоном на линии 10 отбирают оставшиеся части фракций бензина и дизельного топлива, которые подают в качестве верхнего питания в колонну 2. Вместо тяжелых фракций бензина боковой погон 10 может содержать керосин. С верха колонны 2 по линии 12 выводят тяжелый бензин или керосин, часть которого по линии 13 возвращают в колонну 2 в качестве орошения.
Боковым погоном по линии 14 из колонны 2 отводят дизельное топливо, а снизу колонны 2 по линии 15 отбирают мазут. Пары с верха колонн 1 и 2 охлаждаются и конденсируются в конденсаторах-холодильниках 16 и 17.
Для сырья, содержащего газ, схемы реализации представлены на фиг. 2 и фиг. 3. При этом с верха колонны 1 по линии 18 отбирается сжиженный в холодильнике-конденсаторе 19 газ, часть которого возвращается по линии 20 на орошение в колонну 1, а бензин, отбираемый по линии 21, является продуктом верхнего стриппинга 22.
Вариант реализации изобретения, представленный на фиг. 2, характеризуется тем, что части фракций бензина или керосина и дизельного топлива, которые вводят в колонну 2 по линии 10 в качестве верхнего питания, являются продуктом нижнего стриппинга 23, а в варианте реализации, представленном на фиг. 3, эти фракции выводятся в жидкой фазе боковым погоном с одной из тарелок колонны 1 ниже стриппинга 22.
В таблице приведены режимные параметры и фракционный состав, характеризующие реализацию предложенного способа в установках, изображенных на фиг. 1, 2 и 3.
Реализация изобретения позволит существенно снизить расход энергии на печное тепло, что обусловлено рациональным использованием материальных и тепловых потоков, распределяемых в промежуточных продуктах, выводимых из первой колонны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ | 1992 |
|
RU2057783C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКЕ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2098453C1 |
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ | 2004 |
|
RU2269372C1 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ УСТАНОВКА ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2014 |
|
RU2623428C2 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2014 |
|
RU2544994C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2012 |
|
RU2484122C1 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И ЛЕГКОЙ НЕФТИ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2493897C1 |
Способ переработки нефти | 1991 |
|
SU1806168A3 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525909C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525910C1 |
Использование: в нефтеперегонке, в частности в способе получения топливных фракций и мазута. Сущность изобретения: способ предусматривает перегонку нагретой нефти в первой атмосферной колонне с выводом бокового погона, содержащего 5 -85 мас.%, дизельного топлива от содержания в сырье и остальное (до 100) - легкие компоненты. Кубовый остаток первой колонны разгоняют во второй колонне с отбором топливных фракций, в том числе дизельного топлива, выводимого из промежуточного сечения колонны между двумя точками подачи питания. 1 табл., 3 ил.
Способ получения нефтяных фракций в двух ректификационных колоннах путем подачи нагретой нефти в первую колонну с выводом бокового погона и кубового остатка, подаваемых во вторую колонну в две точки в виде питания, и последующего выделения во второй колонне топливных фракций, включая дизельное топливо и мазут, выводимый с низа колонны, отличающийся тем, что боковой погон 1-ой колонны содержит дизельное топливо в количестве 5 85 мас. от содержания в сырье и легкие фракции остальное до 100% а дизельное топливо из второй колонны выводят боковым погоном из промежуточного сечения колонны между двумя точками ввода питания.
Способ перегонки нефти | 1983 |
|
SU1174378A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1992-04-08—Подача