Изобретение относится к способу переработки нефтяного сырья ректификацией и может быть применено в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промьпиленностях,
Цель изобретения - повышение эффективности процесса путем исключения обводненности бокового погона, упрощения аппаратуры, исключения использования водяного пара в стриппинге.
На чертеже представлена принципиальная технологическая схема проведения способа.
Нагретое нефтяное сырье по линии
1подают в ректификационную колонну 2. С верха ректификационной колонны
2по линии 3 выводят ректификат, с низа по линии 4 - остаток, а из средней укрепляющей зоны - по линии 5 Легкий и по линии 6 тяжелый компо- ненты бокового погона.
Тяжелый компонент на выходе из ректификационной колонны 2 разделяют на два потока, один из которых смешивают с легким компонентом и эту |смесь по линии 7 подают в верхнюю зону (на верхнюю тарелку) стриппинга 8 (Другой поток тяжелого компонента на- |Гревают в нагревателе 9, вновь делят ria два потока, один из которых подают на ректификационную тарелку в среднюю зону стриппинга 8, а другой нагревают в нагревателе 10 и направляют в кубовую зону этого же стриппинга.
Пары низкокипящих примесей легкого компонента бокового погона с верха стриппинга 8 по линии 11 возвращают в ректификационную колонну 2. Отпаренный боковой погон отводят по линии 12.
Подача тяжелого компонента бокового погона в три точки по высоте стриппинга позволяет равномерно распределить тепловую нагрузку и улучшить ус-
Показатель
Производительность установки по нефти, т/ч
Количество, т/ч:
ректификата (бензин)
ловия работы ректификацион 1Ь х тарелок.
Соотноиение между частями тяжелого компонента бокового погона, подаваемых в разные зоны стриппинга, и их температура нагрева в нагревателях может колебаться в широких интервалах в зависимости от требуемых, показателей качества бокового погона, характеристики исходного сырья, технологического режима и схемы ректификационной колонны, ее материального баланса и других показателей.
Пример 1, На установке первичной перегонки нефти мощностью 525 т/ч (4,2 млн.т/г) нагретую до 360°С нефть полуострова Бузачи направляют в ректификационную колонну. С верха ректификационной колонны выводят ректификат (бензин), с низа - остаток (мазут), боковым погоном - дизельное топливо, которое отбирают двумя компонентами (легким и тяжелым). Тяжелый компонент дизельного топлива (48 т/ч) делят на два потока, первый из которьгх (10 т/ч) смешивают с легким компонентом дизельного топлива (124,8 т/ч) и с температурой 223°С подают в верхнюю зону стриппинга, а второй (36 т/ч) нагревают до 300 С и вновь делят на два потока, один из которых (16 т/ч) подают в среднюю зону стриппинга, а другой нагревают до 350 С и вводят в кубовую зону стриппинга.
Из куба стриппинга выводят товарное дизельное топливо.
Основные показатели работы установки первичной перегонки нефти по предлагаемому способу в сравнении-с аналогичны1-да показателями установки, работающей по известному способу с вводом водяного пара в куб стриппинга легкого компонента дизельного топлива, приведены в табл.1.
Т а б л и ц а 1
Способ
известный предлагаемый
525,0
525,0
23,0
23,0
Показатель
остатка (мазут)
бокового погона (дизельное топливо) том числе:
) легкого компонента
тяжелого компонента:
суммарно подаваемого в зону стриппинга
верхнюю
среднюю
кубовую
водяно.го пара в кубовую зону стриппинга
авление, кПа, в
ректификационной колонне
стриппинге емпература, С
в ректификационной колонне;
верха низа
входа сырья (нефти)
вывода легкого компонента бокового погона
вывода тяжелого компонента бокового погона
в стриппинге: верха низа
входа смеси легкого и тяжелого компонентов бокового погона в верхнюю зону
Продолжение табл.1
Способ
известньй
предлагаемый
347,9 154,1 124,8
48,0 10,0 16,0 22,0 0,0
120,0 130,0
140 345
360
219 270
209 246
223
- 300
- 350
3,45 3,44
7-82 ли
6,0 5,5 2,4 1,8
0,015 Отсутствие
1220,0 1050,0
380,0 328,0
- . 80,0
Температура, С:
в ректификационной колонне:
верха
низа
ввода сырья (дизельного
топлива)
вывода легкого компонента бокового погона
вывода тяжелого компонент бокового погона
в стриппинге:
верха
низа
входа смеси легкого и
тяжелого компонентов
бокового погона в верхннио зонувхода тяжелого компонента бокового погона в среднюю зонувхода тяжелого компонента бокового погона в кубовую зонуСодержание низкокипящих примесе
в боковом погоне, мас,%
Фракционный состав по ГОСТ 2177 бокового погона (фракции 200-320 °С:
начало кипения
10 об.% выкипает при
50 об.%
90 обЛ
96 об.%
12603868
Продолжение табл.1
196 274 300
218
254 217 242
222 290
330 19,7
204 219
245 291 316
Показатель
Диаметр, м:
ре.ктификационной колонны стриппинга
Содержание воды в боковом по (фракции 200-320 С), мае %
части тяжелого компонента бокового погона, подаваемого в кубовую зону стриппинга
Расход условного топлива с теплотворной способностью 40 мДж/кг на нагрев тяжелого компонента бокового погона, подаваемого в среднюю и кубовую зоны стриппинга, т/ч
учетом 18,7 т/ч низкокипящих примесей;
В качестве хладоагента условно принята вода.
Из данных табл,1 следует, что предлагаемый способ переработки неф- 35 тяного сырья по сравнению с известным способом позволяет исключить подачу водяного.пара в стриппинг легкого компонента бокового погона;, уменьшить диаметр ректификационной колонны и 40 стриппинга; уменьшить поверхность теплопередачи конденсатора-холодильника ректификата и расход хладоагента в нем; исключить обводненность бокового погона (дизельного топлива). 45
При м е р 2, На установке вторичной ректификации дизельного топлива мощностью 160 т/ч (1,3 млн.т/г) нагретое до 300 С дизельное топливо подают в ректификационную колонну, С 50 верха ректификационной колонны выводят ректификат (фракцию н.к. 200°С), с низа - остаток (фракция вьше 320°С), боковым погоном - целевую фракцию .
Способ
известный
предлагаемый
3,6
1,6
Отсутствует 200,0
0,0
0,15
200-320°С, которую отбирают двумя компонентами (легким и тяжелым). Тяжелый компонент целевой фракции (45,1 т/ч) делят на два потока, один из которых (11 т/ч) смешивают с легким компонентом целевой фракции (94 т/ч) и с температурой 222°С подают в верхнюю зону стриппинга, а второй (34,1 т/ч) нагревают до 290 С и вновь делят на два потока, один из которых (18 т/ч) подают в среднюю зону стриппинга, а другой нагревают до 330 С и вводят в кубовую зону стриппинга. Из куба стриппинга выводят товарную целевую фракцию 200-320°С,
Основные показатели работы установки вторичной ректификации дизельного топлива по предлагаемому способу в сравнении с аналогичными показателями установки, работающей по известному способу, приведены в табл.2,
изводительность установки дизельному топливу, т/ч ичество, т/ч
ректификата (фракция и.к. 200 С)
остатка (фракция вьше
320°С)
бокового погона (фракция
200-320°С)
в том числе:
легкого компонента
тяжелого компонента: суммарно подаваемого в зону стриппинга верхнюю
среднюю кубовую
водяного пара в кубовую зону Стриппинга
Давление, кПа:
Поверхность теплопередачи кон- , денсатора-холодильника ректификата, и
Расход хладоагента в конденсаторе-холодильнике ректификата, т/ч
Поверхность теплопередачи нагревателей, м
частей тяжелого компонента бокового погона, подаваемых в среднюю и кубовую зоны стриппинга
части тяжелого компонента бокового погона, подаваемого в кубовую зону стриппинга
Расход условного топлива с теплотворной способностью 40 МДус/кг на нагрев тяжелого компонента бо-. кового погона, подаваемого в среднюю и кубовую зоны стрипцинга т/ч
С учетом 14 т/ч низкокипящих примесей;
В качестве хладоагента условно принята вода.
160,0
160,0
0,5
0,0
250,0
225,0
121,0
108,0
130,0
100,0.
13
из данных табл.2 следует, что предлагаемый способ ректификации I нефтяного сырья на этой установке позволяет исключить подачу водяного пара в
стриппинг легкого компонента целевой фракции 200-320 С; уменьшить диаметр ректификационной колонны и стриппинга; уменьшить поверхность теплопередачи конденс атора-холодиль12
ника ректификата и расход хладоагента О которых смешивают с легким компонен- р нем; исключить-обводненность бокового по гака (целевой фракции 200-320 С)
том и подают в верхнюю зону стриппинга, а второй нагревают, повторно делят на два потока с направлением первого в среднюю часть стриппинга, а второго после нагрева - в кубовую часть стриппинга.
Ф о р мула изобретения
Способ переработки нефтяного сырья 15 путём его разделения в ректификационь
1260386 14 ной ха
димого из колонны легким и тяжелым компонентами, и отпарки от них низко- i кипящих примесей в стриппинге, о т -
колонне с получением продукта вер- , остатка и бокового пого«а, выволичающиися тем, что, с целью повьшения эффективности процесса, выводикый из колонны тяжелый компонент делят на два потока, один из
которых смешивают с легким компонен-
том и подают в верхнюю зону стриппинга, а второй нагревают, повторно делят на два потока с направлением первого в среднюю часть стриппинга, а второго после нагрева - в кубовую часть стриппинга.
f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ректификации нефтяного сырья | 1980 |
|
SU950748A1 |
Способ подвода тепла в стриппинг ректификационной колонны | 1983 |
|
SU1118382A1 |
Способ разделения продуктов каталитического крекинга нефтяных фракций | 1981 |
|
SU960228A1 |
Способ получения дизельной фракции для депарафинизации | 1983 |
|
SU1105496A1 |
Способ разделения продуктов каталитического крекинга | 1977 |
|
SU732360A1 |
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ | 2004 |
|
RU2269372C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕСТАБИЛЬНОГО ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2477301C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКЕ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2098453C1 |
Способ первичной перегонки нефти | 1977 |
|
SU732358A1 |
Способ получения масляных фракций | 1983 |
|
SU1142497A1 |
Изобретение относится к способу переработки нефтяного сырья ректификацией и может найти применение в нефтеперерабатывающей и нефтехимиче ской промышленности. Для повышения эффективности процесса, путем исключения обводненности бокового погона, упрощения аппаратуры, исключения ис- пользования водяного пара в стриппин- ге отпарку низкокипящих примесей осуществляют подачей смеси легкого компонента и части тяжелого компонента - в верхнюю зону стриппинга. Оставшуюся часть тяжелого компонента нагревают и делят на два потока, один из которых подают в среднюю зону стриппинга, а другой повторно нагревают и подают в кубовую зону стриппинга. Содер1жание воды в боковом погоне снижается с р 0,015 -до 0. 2 табл., 1 нл. $ (Л
Редактор Н.Киштулинец
Заказ 5189/21Тираж 482 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ул.Проектная,4
Составитель Н.Королева
Техред Л.Сердюкова Корректор И, Эрдейи
Патент США № 3160582, кл | |||
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Александров И.А | |||
Перегонка и ректификация в нефтепереработке | |||
М.: Химия, 1981, с.219-220 | |||
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1986-09-30—Публикация
1985-04-19—Подача